1. Формировать представление об именах существительных в именительном падеже, признаках этого падежа; развивать умение узнавать имена существительные в именительном падеже.
2. Тренировать умение учащихся разбирать предложения членам предложения, определять род имён существительных, сравнивать падежные окончания имён существительных в зависимости от рода.
1. | Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока) |
| — С каким новым понятием, связанным с именем существительным, познакомились на предыдущем уроке? — Кто помнит, что мы называем склонением? Постепенно вы освоите этот термин, он станет для вас привычным. |
2. | Проверка домашнего задания. |
| Работа над ошибками. |
| — На сколько успешно вы справились с изложением? — Кто недоволен своими результатами? С чем связаны были затруднения при написании изложения? |
| Общая оценка написанных учащимися изложений. Коллективная работа над ошибками (в содержании, построении текста и предложений, в использовании слов в предложениях). |
| -Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним |
| |
3. | Чистописание |
| Прочитайте предложения, записанные на доске. Охарактеризуйте их. Каждое утро (на) дощ...тый стол (в) стр...ду мы (на)сыпали кро...ки хлеба и крупу. Шустрые синицы сл...тались к ст...лу и склёвывали кро...ки. (По К. Паустовскому.) Объясните написание орфограмм. Разберите по членам предложения. — Какой частью речи являются дополнения в ваших предложениях? — В каких падежах они стоят? — Какой частью речи являются обстоятельства в ваших предложениях? — В каких падежах они стоят? |
4. | Сообщение темы урока. |
| Чтение темы. Обсуждение: на какие вопросы предстоит ответить на уроке при изучении данной темы? (Как определить имена существительные в именительном падеже?) |
| Упр. 275 – устно. Чтение стихотворных строк (упр. 278). Выполнение устных заданий к упражнению. Обобщение: имена существительные в именительном падеже никогда не употребляются с предлогом. Письмо по памяти первого или первых двух предложений. - Как определить имя существительное в именительном падеже? (Учитель может дать этимологию слова именительный — это начальная форма для наименования предмета, т. е. «имя предмета».) |
5. | Постановка учебной задачи. |
| Два ученика у доски склоняют имена существительные. 1 — стена, окно, дом; 2 — собака, лев, дитя. Выделите окончания. — К каким родам имён существительных относятся склоняемые слова? — Сравните окончания слов в каждом падеже. — Как вы думаете, почему окончания у имён существительных разные одном и том же падеже? Дети должны догадаться, что это связано с родом имени существительного. А теперь сравните окончания одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. — К какому выводу вы пришли? (У имён существительных с твёрдой и мягккой основами окончания отличаются: а-я, ы-и, ом-ем.) — Назовите ещё раз вопросы падежей. — Вопрос какого падежа называет имя существительное в начальной форме? Каким членом предложения является это слово? (Слово в именительном падеже — это начальная форма слова. В предложении является подлежащим.) |
| Работа с правилом стр. 123 |
| |
6. | Наблюдение над особенностями И.п. |
| Упр. 277 - комментированное письмо. |
| Распознавание падежей. На улицу, на мороз, за город, про работу, пшеницу. — Какое затруднение встретили при определении падежа? (Имя существительное пшеницу отвечает на вопрос что ? Это вопрос именительного и винительного падежей.) — Какое окончание имеет это слово в начальной форме? (Что? Пшеница , значит слово пшеницу стоит в винительном падеже.) Чтобы не ошибиться в выборе падежа, нужно найти слово, от которого оно зависит, и поставить вопрос или по вопросу и предлогу определить падеж. |
| Физкультминутка |
| |
7. | Зрительный диктант. |
| Упр. 282 №2. |
8. | Самостоятельная работа творческого х-ра. |
| Упр.281. Проверка – фронтально. |
9. | Итог урока. |
| — Чем может являться имя существительное, стоящее в именительном падеже? — Что ещё знаем об имени существительном, стоящем в именительном падеже? — Какой падеж никогда не употребляется без предлога? — Каким членом предложения могут быть имена существительные, стоящие в косвенных падежах? |
| - Задайте друг другу вопросы о. |
| Домашнее задание. |
| Просклонять дружба, доброта |