Урок русского языка по теме:
«Глагол в предложении, речи»
по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Класс: 4
Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного
Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Глагол».
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Приемы обучения в технологии РКМЧП
Таблица «Знаю – Узнал(а) - Хочу узнать (З – У – Х)
Инсерт (маркировка)
Приемы рефлексии: цветовое изображение настроения, таблица «Светофор», прием незаконченного предложения
Оборудование:
- презентация, раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал», таблица «Светофор», карточки с текстами, словарь Ожегова С.И., цветные карандаши
На уроке используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:
подготовительный – стадия вызова;
восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
присвоение информации – стадия рефлексии.
Цели и задачи урока:
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность школьников.
развивать умение давать самооценку своей деятельности.
развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся.
развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать.
развивать умение работать в паре, в группе.
Обучающие:
развивать умения находить глаголы в тексте и определять их роль в нем.
повторить материал по темам: «Фразеологический оборот», «Синонимы».
Воспитательные:
развивать личностные качества учащихся.
воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение.
воспитывать любовь к русскому языку, к литературе.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
3. Осуществлять эмоциональную, познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, в группе
Ход урока
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Готовы к совместной творческой работе?
- Перед вами на столах лежат цветные полоски( красная, желтая, синяя, зеленая, черная, фиолетовая, оранжевая)
-Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
Запишите число, классная работа.
2. Стадия вызова -целеполагание
Орфографическая минутка ( нести, пестреть, темнеть, лететь, стонать, бежать, веселиться, зеленеют, глядеть, говорить, объединиться)
Возьмите листочки, вставьте буквы.
Какую орфограмму вспомнили? Проверяем. Оцените себя.
Что объединяет эти слова? Найдите лишнее слово
-Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока.
-Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы “Я знаю…”.
Знал(а) | Узнал(а) | Хочу узнать |
| | |
Объединитесь в пары и обсудите свои списки.
(Одна — две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)
(На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах.)
Вопросы:
1. На какие вопросы может отвечать глагол?
2. Что обозначает глагол как часть речи?
3. Какие морфологические признаки имеет глагол?
4. Как он изменяется?
5. Каким членом предложения обычно бывает?
А что бы вы ещё хотели узнать о глаголе? Какие бы вопросы задали этой части речи?
-Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок? (происхождение,значение, роль).
Открытие нового. Смысловая стадия
Организация наблюдения над языковым материалом.
-На первый вопрос нам поможет найти ответ наш верный помощник учебник. Откройте его на странице 61-ей. Прочитайте текст и попробуйте раскрыть первую тайну глагола.
Откуда эта часть речи получила своё название?
Что означало слово глагол в старославянской азбуке? Какое слово образовалось от слова глагол и что оно обозначало? (Глаголить – говорить.)
В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать. Что оно обозначает? Проверим по толковому словарю.
Давайте обобщим, что мы узнали по первому вопросу?
( Индивидуальная работа учащихся с текстом. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:
“ + ” — Я это знал.
“ ! ” — Новое для меня.
“?” — Вопрос.
Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.
-Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность.
- По употреблению глагол на втором месте, после имени существительного.
- Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются
мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть
3. Образование глаголов.
- Образуйте новые глаголы от одного из самых употребляемых глаголов
ГОВОРИТЬ (Работа в парах)
- Какие части слова участвуют в образовании слов?
- Да, при помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы
Проверка
- По словарю А. Тихонова от этого глагола можно образовать около 100 слов.
- Сейчас я хочу предложить вам задание: посмотрите на карточку, как вы думаете, каким будет задание? (Списать, употребив нужные приставки)
Как лук без земли вырастить? Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу. |
- Проверка.
- А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? (Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи)
4. Многозначность глаголов.
Разыгрывание сценки
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно
-Какой глагол повторился? Что вы можете про него сказать?
Объясните значение словосочетаний "болтать языком", "болтать ногами"
- В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение? (^ Болтать языком – молчать)
- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти фразеологизмы
Вставлять палки в колёса. Обвести вокруг пальца. Клевать носом. Ловить ворон.
Зарубить на носу. Куры не клюют.
- Зачем нужно знать фразеологические сочетания? (Чтоб речь была яркой, образной)
Какова роль глаголов в тексте, предложении?
- в чем чудодейственная сила глагола? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, поработав в группах.
1 группа Глаголы, описывающие природные явления.
1) Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева:
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот... (Ф.И.Тютчев) море и утес
2) Выпишите глаголы, описывающие природные явления.
Вывод: глаголы делают выразительными описания природы.
- Какую роль выполняют глаголы? (Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук).
2 группа Глаголы, описывающие действия человека.
1) Выразительно прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и выпишите глаголы, описывающие действия человека:
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется;
Встает, упал…
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вот распутывать несут…
- О ком здесь идет речь? (О Черноморе и его слугах.) Что произошло сначала? Что позже? Чем завершается эта сцена? - Какую роль выполняют глаголы? (Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.)
3 группа. Глаголы звучания
1) Прочитайте текст «Лесной оркестр», выпишите глаголы, передающие звуки леса, сделайте вывод.
Лесной оркестр.
В мае все лесные жители поют. Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.
- Какие глаголы вы выписали? Какие звуки издают ?
3) - Какую роль выполняют глаголы?
Вывод учителя: глаголы могут не только передавать определенные действия, но и передавать звучание различных птиц, животных, насекомых, журчанье ручья, шелест травы, шум дождя и ветра, рокот моря.
- Молодцы ребята, все справились с заданием. Вы убедились, сколько оттенков может передать глагол ?
6. Общее задание для всех групп.
1) Работа с текстом (текст на столе). Глаголы движения пропущены. Работаем в парах. Вставляем пропущенные глаголы и записываем их в тетрадь. Следите за тем, чтобы глаголы не повторялись. Посмотрим, кому удастся точнее подобрать глаголы, передающие последовательность движения.
Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца – колодцы.
- Родник, - говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течет) родник. Он превращается в ручеек, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льется) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течет) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. (К.Паустовский).
А теперь сравним с текстом писателя Константина Паустовского. Видите, ребята, как важно точно подобрать глаголы, ведь они передают последовательность движения родника.
-А что это за глаголы? (синонимы)
- Что такое синонимы?
- Для чего они нужны? (Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли; синонимы обогащают словарный запас человекаЧтоб речь была образнее, точнее, ярче)
- Ребята, вы научились подбирать нужные глаголы, поняли, как важно в жизни чувствовать слово и уметь подобрать самое точное, самое меткое.
-И последнее задание (слайд)
-Вам даны глаголы. Нужно распределить данные глаголы на три группы и записать в тетрадь (желтые карточки на выбор) (1. Глаголы со значение речи2. Глаголы со значение чувств, ощущений говорящего3. Глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего)
-Итак, что у вас получилось.1 группа, 2 группа, 3 группа
-Сделайте вывод (у глаголов много значений)
-А сейчас проверьте, исправьте, если есть ошибки
-Оцените себя
-(слайд) Дом.задание.
-а сейчас я прошу вас обратить внимание еще раз на цветные полоски и выбрать ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение в конце урока.
-А сейчас рефлексия всего урока.
Выставление отметок.
- Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе. Вы все сегодня хорошо потрудились, поняли, в чем чудодейственная сила глагола.
Урок наш я хочу закончить словами Константина Георгиевича Паустовского:
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».