СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: «Глагол в предложении, речи» в 4 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме: «Глагол в предложении, речи» по технологии «Развитие критического мышления через  чтение и письмо»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: «Глагол в предложении, речи» в 4 классе»

Урок русского языка по теме:

«Глагол в предложении, речи»

по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Класс: 4

Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок по теме «Глагол».

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо»

Приемы обучения в технологии РКМЧП

Таблица «Знаю – Узнал(а) - Хочу узнать (З – У – Х)

Инсерт (маркировка)

Приемы рефлексии: цветовое изображение настроения, таблица «Светофор», прием незаконченного предложения


Оборудование:

- презентация, раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал», таблица «Светофор», карточки с текстами, словарь Ожегова С.И., цветные карандаши


На уроке используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

  • подготовительный  – стадия вызова;

  • восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

  • присвоение информации – стадия рефлексии.


Цели и задачи урока:

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность школьников.

  • развивать умение давать самооценку своей деятельности.

  • развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся.

  • развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать.

  • развивать умение работать в паре, в группе.

Обучающие:

  • развивать умения находить глаголы в тексте и определять их роль в нем.

  • повторить материал по темам: «Фразеологический оборот», «Синонимы».

Воспитательные:

  • развивать личностные качества учащихся.

  • воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

  • воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение.

  • воспитывать любовь к русскому языку, к литературе.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3. Осуществлять эмоциональную, познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе

Ход урока

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит, 
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс 
Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Готовы к совместной творческой работе?

- Перед вами на столах лежат цветные полоски( красная, желтая, синяя, зеленая, черная, фиолетовая, оранжевая)

-Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

  • красный - восторженное;

  • оранжевый - радостное, теплое;

  • желтый - светлое, приятное;

  • зеленый – спокойное;

  • синий - неудовлетворенное, грустное;

  • фиолетовый - тревожное, напряженное;

  • черный - упадок, уныние.

Запишите число, классная работа.

2.  Стадия вызова -целеполагание

Орфографическая минутка ( нести, пестреть, темнеть, лететь, стонать, бежать, веселиться, зеленеют, глядеть, говорить, объединиться)

Возьмите листочки, вставьте буквы.

Какую орфограмму вспомнили? Проверяем. Оцените себя.

Что объединяет эти слова? Найдите лишнее слово

-Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока.

-Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы “Я знаю…”.

Знал(а)

Узнал(а)

Хочу узнать





Объединитесь в пары и обсудите свои списки.

(Одна — две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)

(На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах.)

Вопросы:

1. На какие вопросы может отвечать глагол?

2. Что обозначает глагол как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

4. Как он изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает?

А что бы вы ещё хотели узнать о глаголе? Какие бы вопросы задали этой части речи?

-Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок? (происхождение,значение, роль).

Открытие нового. Смысловая стадия
Организация наблюдения над языковым материалом.
-На первый вопрос нам поможет найти ответ наш верный помощник учебник. Откройте его на странице 61-ей. Прочитайте текст и попробуйте раскрыть первую тайну глагола.
Откуда эта часть речи получила своё название?
Что означало слово глагол в старославянской азбуке? Какое слово образовалось от слова глагол и что оно обозначало? (Глаголить – говорить.)
В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать. Что оно обозначает? Проверим по толковому словарю.
Давайте обобщим, что мы узнали по первому вопросу?

( Индивидуальная работа учащихся с текстом. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

+ ” — Я это знал.

! ” — Новое для меня.

?” — Вопрос.

Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.

-Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность.
- По употреблению глагол на втором месте, после имени существительного. 
- Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются 
мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть
 3. Образование глаголов.

- Образуйте новые глаголы от одного из самых употребляемых глаголов
ГОВОРИТЬ (Работа в парах)
- Какие части слова участвуют в образовании слов?
- Да, при помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы
Проверка 
- По словарю А. Тихонова от этого глагола можно образовать около 100 слов.
- Сейчас я хочу предложить вам задание: посмотрите на карточку, как вы думаете, каким будет задание? (Списать, употребив нужные приставки)

Как лук без земли вырастить?
Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу. 

- Проверка.
- А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? (Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи)

4. Многозначность глаголов.
Разыгрывание сценки 
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно

-Какой глагол повторился? Что вы можете про него сказать?
Объясните значение словосочетаний "болтать языком", "болтать ногами"
- В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение? (^ Болтать языком – молчать)
- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти фразеологизмы

Вставлять палки в колёса. Обвести вокруг пальца. Клевать носом. Ловить ворон.
Зарубить на носу. Куры не клюют.

- Зачем нужно знать фразеологические сочетания? (Чтоб речь была яркой, образной) 

Какова роль глаголов в тексте, предложении? 
- в чем чудодейственная сила глагола? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, поработав в группах. 
1 группа  Глаголы, описывающие природные явления.
1)      Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева:
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот... (Ф.И.Тютчев) море и утес


2)      Выпишите глаголы, описывающие природные явления.
 Вывод: глаголы делают выразительными описания природы.
- Какую роль выполняют глаголы? (Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину,  в которой есть и движение, и свет,  и звук).
 2 группа Глаголы, описывающие действия человека.
1)      Выразительно прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и выпишите глаголы, описывающие действия человека:
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется;
Встает, упал…

Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вот распутывать несут…
- О ком здесь идет речь? (О Черноморе и его слугах.) Что произошло сначала? Что позже? Чем завершается эта сцена? - Какую роль выполняют глаголы? (Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.)
 3  группа. Глаголы звучания
1)        Прочитайте текст «Лесной оркестр», выпишите глаголы, передающие звуки леса, сделайте вывод.
Лесной оркестр.
В мае все лесные жители поют.   Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Воет волк.  Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы.  Урчат и квакают лягушки.
- Какие глаголы вы выписали? Какие звуки издают ?
3)  - Какую роль выполняют глаголы? 
Вывод   учителя: глаголы могут не только передавать определенные действия, но и передавать звучание различных птиц, животных, насекомых, журчанье ручья, шелест травы, шум дождя  и ветра, рокот  моря.
- Молодцы ребята, все справились с заданием. Вы убедились,  сколько оттенков может  передать  глагол ?   

  6.  Общее задание для всех групп.
1)      Работа с текстом (текст на столе). Глаголы движения пропущены. Работаем в парах. Вставляем пропущенные глаголы и записываем их в тетрадь. Следите за тем, чтобы глаголы не повторялись.  Посмотрим,  кому удастся  точнее подобрать  глаголы, передающие  последовательность движения. 
Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца – колодцы.
 - Родник, - говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течет) родник. Он превращается в ручеек, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно (скатывается) вниз. По  склону горы он (льется) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей,  и он спокойно (течет) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть.          (К.Паустовский).
А теперь  сравним с текстом  писателя Константина  Паустовского. Видите, ребята, как важно точно подобрать глаголы, ведь они передают последовательность движения родника.

-А что это за глаголы? (синонимы)

- Что такое синонимы? 
- Для чего они нужны? (Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли; синонимы обогащают словарный запас человекаЧтоб речь была образнее, точнее, ярче)
- Ребята, вы научились подбирать нужные глаголы, поняли,  как важно в жизни чувствовать слово и уметь подобрать самое точное, самое меткое.

-И последнее задание (слайд)

-Вам даны глаголы. Нужно распределить данные глаголы на три группы и записать в тетрадь (желтые карточки на выбор) (1. Глаголы со значение речи2. Глаголы со значение чувств, ощущений говорящего3. Глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего)

-Итак, что у вас получилось.1 группа, 2 группа, 3 группа

-Сделайте вывод (у глаголов много значений)

-А сейчас проверьте, исправьте, если есть ошибки

-Оцените себя

-(слайд) Дом.задание.

-а сейчас я прошу вас обратить внимание еще раз на цветные полоски и выбрать ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение в конце урока.

-А сейчас рефлексия всего урока.

Выставление отметок.
- Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе. Вы все сегодня хорошо  потрудились, поняли, в чем  чудодейственная сила глагола.

Урок наш я хочу закончить  словами Константина Георгиевича  Паустовского:

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки,  блеск красок,  игру света, шум и тень садов, неясность сна,  тяжелое громыхание грозы,  детский шепот и шорох морского гравия.  Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».