СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Перспектива») Тема: Правописание глаголов на -тся и -ться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе (УМК " Перспектива") .

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе (УМК «Перспектива») Тема: Правописание глаголов на -тся и -ться.»

Александрова Н.В., учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода им. Ф.С. Хихлушки


Урок русского языка в 4 классе (УМК «Перспектива»)

Тема: Правописание глаголов на -тся и -ться.

Цель: развивать умения обосновывать правильность написания изученных орфограмм, распознавать форму 3-го лица и неопределенную форму возвратных глаголов.

Задачи:

Личностные: Осознавать себя как индивидуальность
и одновременно как членов общества; признавать общепринятые морально-этические нормы.

Регулятивные: осуществлять самооценку работы на уроке, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Познавательные: уметь выделять орфограмму, выдвигать гипотезы и их аргументировать , выполнять логическую операцию сравнения

Оборудование: «Русский язык: Учебник для 4 класса», авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах.

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.




Этап мотивации к учебной деятельности.




Мы начинаем урок русского языка. Мне хочется, чтобы каждый из вас после урока мог сказать так:

«Сегодня я искал, творил,

Знания новые открыл,

Научился применять,

И задания выполнять»

– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)






Дети отвечают на вопросы.


2.

Этап актуализации учебного действия





Словарно-орфографическая работа

Словарный диктант:

1вариант: автомобиль, беседа, тревожиться, правительство, экскурсия, стакан, вокзал, календарь, хлебороб инженер

2 вариант: пассажир, беседовать, тревога, председатель, путешествие, кастрюля, , билет, салют, сеялка, агроном.

Были ли допущены ошибки, в каких слова?

Какое слово «лишнее»? Почему ?

Тревожиться, беседовать)

Что вы знаете о глаголе? ( блиц опрос)

Работают в паре ( диктуют слова по очереди и записывают)

Взаимопроверка.

Сверяют с образцом на карточке.


Дети отвечают на вопросы.

3.

Самоопределение к деятельности



Прочитайте пословицу.

Учиться всегда пригодится.

- Как вы её понимаете?

Сравните глаголы. Что вы заметили ?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке ( Правописание глаголов на тся и ться)

Сформулируйте цели урока.

Дети отвечают на вопросы,

называют тему и цель урока.


4.

Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику
Упр.170 с.103

Прочитайте первые 2 предложения. Произнесите выделенные слова.

( Слова произносятся одинаково)

Поставьте вопросы к выделенным словам. Что вы заметили?

Сделайте вывод: когда в глаголах мы пишем -тся, а когда –ться?

(На доске составляется схема)

-тся -ться

Что делает? Что делать?

Что делают?

Что сделает? Что сделать?

Что сделают?

3 л, ед.ч., 3 л. мн.ч. неопределенная

форма глагола

Проверим по учебнику. Что нам об этом говорит профессор Иван Иванович.

Определите насколько вам понятна тема урока на 1 шкале, поставьте точку карандашом.

Дети отвечают на вопросы.

( На конце слов тся и ться произносятся одинаково, пишутся по разному)

1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся.

2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем –тся.

Читают по учебнику

правило.

5.

Закрепление по теме урока

Работа с учебником :Упр.171 с.103. ( у доски)

Выпишите глаголы, поставьте к ним вопросы, подчеркните орфограмму.

Допишите по 2 глагола самостоятельно.

Сделайте вывод по этому упражнению.

Читают задание.

Работают самостоятельно.

Самопроверка.

6.

Физминутка

Раз -подняться, потянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три- всем дружно покачаться,

На четыре -покружиться,

Пять - всем дружно наклониться,

Шесть - опять начать трудиться.


7.

Работа по теме урока.

Сравните глаголы:

одевать — одеваться

научить — научиться 

-В чём сходство и различие каждой пары глаголов?

-С помощью какого суффикса образованы выделенные глаголы?


На кого направлено действие, обозначенное глаголом одеваться, научиться?

Как вы думаете, как могут быть названы такие глаголы? ( Образуйте от глагола возвращается прилагательное)

Глаголы с суффиксом ся называются возвратными

Перед суффиксом -ся в возвратных глаголах неопределённой формы всегда пишется мягкий знак (ь): и ся входит в основу слова.


глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет


8.

Игра «Бумеранг»

Ребята, какое важный праздник приближается? ( День Победы) 71 годовщина Победы в ВО войне.

Сегодня мы поучаствуем в военной эстафете. Какими качествами обладают бойцы, герои ?

Я думаю такие качества есть и у вас. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

Задание по рядам ( по вариантам)

Послушайте внимательно задание .

( По команде вы начинаете работать, каждый ученик работает с одним словом)

1 вариант 2 вариант

сражат..ся, сражают..ся

ошибат..ся трудит…ся

дождат..ся вернёт..ся

надеят..ся радует...ся

добит..ся стремят..ся

Что вы заметили? Сделайте вывод.




Выполняют задание






Работают в группах, последний ученик прикрепляет лист на доску.

9.

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

Р.т. С.67 Упр.105., 107 Задание по выбору (разные уровни)
-Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 1. Упр.105
-
Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, ваш уровень 2. (Упр.107)
Проанализируйте свою работу на уроке.





Выполняют задание

зачитывают


10.

Итог урока

Рефлексия

Какова была цель урока?

-Мы её достигли?

– Чему научились на уроке?

– Что было трудным на уроке?

– Что было для вас самым интересным на уроке?

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!


Отвечают на вопросы, делают вывод.

11.

Домашнее задание

С. 103 Правило, Упр.173