Предмет: русский язык
Класс: 6 «А»
Место проведения: кабинет №49
Тема урока: Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Цели урока: образовательная – познакомить учащихся с особенностями выбора н и
нн в суффиксах прилагательных;
развивающая – развивать у учащихся внимательность, умение быстро
ориентироваться в написании н и нн в суффиксах прилагательных,
способствовать развитию умений учащихся самостоятельно добывать
знания, систематизировать и применять их на практике;
воспитательная – воспитывать у учащихся интерес к урокам русского
языка
Тип урока: комбинированный
Методы урока: словесный (беседа), наглядный, частично-поисковый
Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная
Технологии: методические приёмы технологии развития критического мыш-
ления: «Ожидания», «Инсерт»; ИКТ
Оборудование: классная доска, интерактивная доска, учебник русского языка
План урока:
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы и целей урока.
Стадия вызова. Запись на доске «ожиданий» учащихся от урока.
II. Проверка домашнего задания
Работа с текстом, с которым ученики работали дома:
- определить основную мысль, стиль текста;
- работа с видами орфограмм по теме «Имя прилагательное», встретившимися в тексте;
- определение учащимися темы урока.
III. Объяснение нового материала
Стадия осмысления.
Работа с прилагательными текста с н и нн;
Работа с учебником. «Чтение с пометками» правила на стр. 132 учебника;
Составление схемы с целью упрощения орфографического правила.
IV. Закрепление изученного материала
Орфографическая пятиминутка (учитель произносит словосочетание, а ученикам это словосочетание нужно преобразовать в имя прилагательное и обозначить условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных).
2. Работа с учебником: выполнение упражнения 317.
Задание: списать, расставляя пропущенные запятые, обозначить условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных(один ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях);
3. Гимнастика для глаз.
4. Игра «Третий лишний» (найти и назвать в каждой строчке лишнее слово).
V. Подведение итогов урока
Выводы учащихся по изученной теме.
- За кого вы порадовались и почему?
- Чему мы с вами научились?
VI. Дифференцированное домашнее задание
для всех: упражнение 318.
задание для «мудрецов», желающих получить дополнительно оценку: составить словарный диктант для одноклассников из 10-12 слов с орфограммой на изученное правило
VII. Выставление оценок и комментирование
Ход урока:
I. Организационный момент.
Цель этапа: подготовка учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.
Стадия вызова.
Слово учителя.Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке! А радость, как сказал Н.Рерих (художник и ученый), есть «особая мудрость». Я приглашаю вас на урок постижения мудрости. А каковы, ребята, ваши ожидания от урока?
(ученики говорят о том, чего ждут от урока, что узнают, чему научатся, будет ли интересно и т.д., а учитель записывает их)
А для этого мы должны делать шаги к мудрости. А какого человека называют мудрым? (опытного, умного, который много размышляет). Значит, что мы будем делать на уроке? (думать, размышлять). Это ожидание записываем на доске.
Вот вы и определили цель и задачи урока. Мы продолжим знакомиться с правописанием имён прилагательных, познакомимся с особенностями выбора н и нн в суффиксах прилагательных(слайды № 1, 2).

А начнём мы урок с проверки домашнего задания. Посмотрите, пожалуйста, на экране записан текст, с которым вы работали дома(слайд №3).

II. Проверка домашнего задания.
Цель этапа: выявление уровня знаний по заданному на дом заданию, определение недостатков в знаниях и их ликвидация.
- Определите основную мысль текста. О чем он? (О прогулке у моря).
- Как вы озаглавили текст?
- Ребята, давайте определим стиль этого текста. (Художественный).
- Дома вы должны были повторить все изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное». Скажите, какие виды изученных орфограмм встретились в этом тексте? (правописание суффиксов -ев-, -ов-; не с прилагательными; а также можем определить разряд имен прилагательных.)
- Какие орфограммы вам неизвестны? Постарайтесь определить тему сегодняшнего урока. Запишем тему урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».(запись темы в тетрадях)
III. Объяснение нового материала.
Стадия осмысления.
Цель этапа: научить учащихсяправильно писать н и нн в суффиксахприлага-
тельных.
Один ученик идет к доске и выписывает все прилагательные с изучаемой орфограммой, составляя словообразовательную цепочку:
Песчаному ← песок
Пустынная ← пустыня
Ветреный ← ветер
Серебряными ← серебро
Водяные ← вода
Торжественную ← торжество
Пчелиный ← пчела
- Что общего у этих прилагательных? (Они все образованы от существительных).
- Каким способом? (Суффиксальным).
- При помощи каких суффиксов образованы данные прилагательные? (-ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -н-).
- Попробуем сформулировать правило. Сколько букв н пишется в суффиксе –ан-, -ян-, -ин-? (Одна).
- В каком еще суффиксе пишется одна буква н? (В суффиксе –н-).
- Почему же количество букв н в слове пустынная удваивается? (Образовано от существительного с основой на н).
- Ребята, скажите, при помощи каких еще суффиксов образованы данные прилагательные? (-ен, -енн-).
- Сколько н будем писать в суффиксе -енн-, одну или две? Можем определенно ответить на этот вопрос? (Нет). Почему? (Потому что данные суффиксы могут быть и с одной, и с двумя н).
- Что же нужно сделать, чтобы узнать точно, сколько н будем писать в суффиксе –енн-, -ен-? (Обратиться к правилу).
- Давайте обратимся к учебнику. Возьмите карандаш, внимательно прочтите правило и сделайте необходимые пометки:

- Что нового о написании одной и двух н в суффиксах прилагательных вы узнали, самостоятельно изучив правило? (Что в -енн- пишется две н, слово ветреный – исключение. Еще две н пишется в суффиксе -онн-, например: экскурсионный, авиационный. Есть еще слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный).
- Что еще узнали? Сколько букв н пишется в кратких прилагательных? (Столько же, сколько и в полных).
- Приведите примеры (Туманная – туманна, интересная – интересна).
- Возникли затруднения при изучении данного правила? (Да).
- Теперь я предлагаю вам упростить правило, составив схему, по которой легче будет запомнить, в каких случаях в суффиксах прилагательных пишется одна и две н.
Схема(слайд № 4)

- Подберите к каждому случаю написания одной или двух букв н по два примера.
- Поможет ли эта схема вам быстрее запомнить правило? (Да). Тогда быстро перепишите ее в тетрадь для правил (1-2 мин.).
- Еще раз перечислим, пользуясь схемой, когда в суффиксах прилагательных пишется однан, а когда две? Кто попробует повторить правило? Хорошо.
- Поработаем с упражнениями, чтобы научиться применять данное правило.
IV. Закрепление изученного материала
Цель этапа: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.
1. Орфографическая пятиминутка (Учитель произносит словосочетание, а ученикам это словосочетание нужно преобразовать в имя прилагательное и обозначить условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных).
Пух лебедя, сок лимона, ложка из дерева, ваза из стекла, дом из камня, носки из шерсти, кошелёк из кожи, ком земли.
2. Работа с учебником: выполнение упр.317 (выполнить по заданию, данному в учебнике: списать, расставляя пропущенные запятые, обозначить условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных).Один ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях.
Гимнастика для глаз(слайд № 5).

4. Игра «Третий лишний» (слайд № 6).

V. Подведение итогов урока.Рефлексия.
- Обратимся к ожиданиям, которые мы оформили на доске. Какие ожидания были на уроке реализованы?
- Один философ сказал: «Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее»(слайд №7). Коль мы сегодня старались быть мудрыми, скажите, за кого вы сегодня порадовались и почему? (на экране слайд № 8 «Я порадовался за …)

- А я порадовалась за всех вас!
- Чему мы с вами научились?
VI. Дифференцированное домашнее задание
Цель этапа: подвести итоги работы и сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
- Ну что ж, мы хорошо сегодня потрудились. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Продолжим трудиться, только теперь дома. Откройте дневники и запишите домашнее задание (слайд № 9):

VII. Выставление оценок и комментирование