СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык – это учебный курс, целью которого является познавательно-практическая направленность. Программа формирует у них языковые и речевые, орфографические и пунктуационные умения и навыки, общеучебные умения (работа с книгой, чтение).Урок интересен тем, что учащиеся работают с одной и той же информацией, но в различных формах – это орфограмма в учебнике, схема.

Изложение учебного материала ведётся в форме сообщающейся беседы:

а)  метод диалогического изложения материала. При этом проблемная ситуация создаётся постановкой проблемных вопросов, а учащиеся помогают преподавателю в обосновании гипотезы и её доказательстве. Но сущность новых понятий объясняется учителем.

б)  проблемное обучение (метод создания проблемной ситуации, приводящей к активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть связь между величинами).

в) в ходе урока использован элемент игровой технологии.

 

Просмотр содержимого документа
«Мой аттестационный урок»

Предмет: русский язык

Класс: 6 «А»

Место проведения: кабинет №49

Тема урока: Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Цели урока: образовательная – познакомить учащихся с особенностями выбора н и

нн в суффиксах прилагательных;

развивающая – развивать у учащихся внимательность, умение быстро

ориентироваться в написании н и нн в суффиксах прилагательных,

способствовать развитию умений учащихся самостоятельно добывать

знания, систематизировать и применять их на практике;

воспитательная – воспитывать у учащихся интерес к урокам русского

языка

Тип урока: комбинированный

Методы урока: словесный (беседа), наглядный, частично-поисковый

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Технологии: методические приёмы технологии развития критического мыш-

ления: «Ожидания», «Инсерт»; ИКТ

Оборудование: классная доска, интерактивная доска, учебник русского языка


План урока:


I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы и целей урока.

Стадия вызова. Запись на доске «ожиданий» учащихся от урока.


II. Проверка домашнего задания

Работа с текстом, с которым ученики работали дома:

- определить основную мысль, стиль текста;

- работа с видами орфограмм по теме «Имя прилагательное», встретившимися в тексте;

- определение учащимися темы урока.


III. Объяснение нового материала

Стадия осмысления.

  1. Работа с прилагательными текста с н и нн;

  2. Работа с учебником. «Чтение с пометками» правила на стр. 132 учебника;

  3. Составление схемы с целью упрощения орфографического правила.


IV. Закрепление изученного материала

  1. Орфографическая пятиминутка (учитель произносит словосочетание, а ученикам это словосочетание нужно преобразовать в имя прилагательное и обозначить условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных).


2. Работа с учебником: выполнение упражнения 317.

Задание: списать, расставляя пропущенные запятые, обозначить условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных(один ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях);

3. Гимнастика для глаз.

4. Игра «Третий лишний» (найти и назвать в каждой строчке лишнее слово).

V. Подведение итогов урока

Выводы учащихся по изученной теме.

- За кого вы порадовались и почему?

- Чему мы с вами научились?


VI. Дифференцированное домашнее задание

  1. для всех: упражнение 318.

  2. задание для «мудрецов», желающих получить дополнительно оценку: составить словарный диктант для одноклассников из 10-12 слов с орфограммой на изученное правило


VII. Выставление оценок и комментирование



























Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель этапа: подготовка учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

Стадия вызова.

Слово учителя.Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке! А радость, как сказал Н.Рерих (художник и ученый), есть «особая мудрость». Я приглашаю вас на урок постижения мудрости. А каковы, ребята, ваши ожидания от урока?

(ученики говорят о том, чего ждут от урока, что узнают, чему научатся, будет ли интересно и т.д., а учитель записывает их)

А для этого мы должны делать шаги к мудрости. А какого человека называют мудрым? (опытного, умного, который много размышляет). Значит, что мы будем делать на уроке? (думать, размышлять). Это ожидание записываем на доске.

Вот вы и определили цель и задачи урока. Мы продолжим знакомиться с правописанием имён прилагательных, познакомимся с особенностями выбора н и нн в суффиксах прилагательных(слайды № 1, 2).

А начнём мы урок с проверки домашнего задания. Посмотрите, пожалуйста, на экране записан текст, с которым вы работали дома(слайд №3).


II. Проверка домашнего задания.

Цель этапа: выявление уровня знаний по заданному на дом заданию, определение недостатков в знаниях и их ликвидация.

- Определите основную мысль текста. О чем он? (О прогулке у моря).

- Как вы озаглавили текст?

- Ребята, давайте определим стиль этого текста. (Художественный).

- Дома вы должны были повторить все изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное». Скажите, какие виды изученных орфограмм встретились в этом тексте? (правописание суффиксов -ев-, -ов-; не с прилагательными; а также можем определить разряд имен прилагательных.)

- Какие орфограммы вам неизвестны? Постарайтесь определить тему сегодняшнего урока. Запишем тему урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».(запись темы в тетрадях)


III. Объяснение нового материала.

Стадия осмысления.

Цель этапа: научить учащихсяправильно писать н и нн в суффиксахприлага-

тельных.

Один ученик идет к доске и выписывает все прилагательные с изучаемой орфограммой, составляя словообразовательную цепочку:

Песчаному ← песок

Пустынная ← пустыня

Ветреный ← ветер

Серебряными ← серебро

Водяные ← вода

Торжественную ← торжество

Пчелиный ← пчела

- Что общего у этих прилагательных? (Они все образованы от существительных).

- Каким способом? (Суффиксальным).

- При помощи каких суффиксов образованы данные прилагательные? (-ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -н-).

- Попробуем сформулировать правило. Сколько букв н пишется в суффиксе –ан-, -ян-, -ин-? (Одна).

- В каком еще суффиксе пишется одна буква н? (В суффиксе –н-).

- Почему же количество букв н в слове пустынная удваивается? (Образовано от существительного с основой на н).

- Ребята, скажите, при помощи каких еще суффиксов образованы данные прилагательные? (-ен, -енн-).

- Сколько н будем писать в суффиксе -енн-, одну или две? Можем определенно ответить на этот вопрос? (Нет). Почему? (Потому что данные суффиксы могут быть и с одной, и с двумя н).

- Что же нужно сделать, чтобы узнать точно, сколько н будем писать в суффиксе –енн-, -ен-? (Обратиться к правилу).

- Давайте обратимся к учебнику. Возьмите карандаш, внимательно прочтите правило и сделайте необходимые пометки:


- Что нового о написании одной и двух н в суффиксах прилагательных вы узнали, самостоятельно изучив правило? (Что в -енн- пишется две н, слово ветреный – исключение. Еще две н пишется в суффиксе -онн-, например: экскурсионный, авиационный. Есть еще слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный).

- Что еще узнали? Сколько букв н пишется в кратких прилагательных? (Столько же, сколько и в полных).

- Приведите примеры (Туманная – туманна, интересная – интересна).

- Возникли затруднения при изучении данного правила? (Да).

- Теперь я предлагаю вам упростить правило, составив схему, по которой легче будет запомнить, в каких случаях в суффиксах прилагательных пишется одна и две н.

Схема(слайд № 4)

- Подберите к каждому случаю написания одной или двух букв н по два примера.

- Поможет ли эта схема вам быстрее запомнить правило? (Да). Тогда быстро перепишите ее в тетрадь для правил (1-2 мин.).

- Еще раз перечислим, пользуясь схемой, когда в суффиксах прилагательных пишется однан, а когда две? Кто попробует повторить правило? Хорошо.

- Поработаем с упражнениями, чтобы научиться применять данное правило.


IV. Закрепление изученного материала

Цель этапа: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.


1. Орфографическая пятиминутка (Учитель произносит словосочетание, а ученикам это словосочетание нужно преобразовать в имя прилагательное и обозначить условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных).

Пух лебедя, сок лимона, ложка из дерева, ваза из стекла, дом из камня, носки из шерсти, кошелёк из кожи, ком земли.


2. Работа с учебником: выполнение упр.317 (выполнить по заданию, данному в учебнике: списать, расставляя пропущенные запятые, обозначить условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных).Один ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях.


  1. Гимнастика для глаз(слайд № 5).


4. Игра «Третий лишний» (слайд № 6).

V. Подведение итогов урока.Рефлексия.

- Обратимся к ожиданиям, которые мы оформили на доске. Какие ожидания были на уроке реализованы?

- Один философ сказал: «Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее»(слайд №7). Коль мы сегодня старались быть мудрыми, скажите, за кого вы сегодня порадовались и почему? (на экране слайд № 8 «Я порадовался за …)

- А я порадовалась за всех вас!

- Чему мы с вами научились?


VI. Дифференцированное домашнее задание

Цель этапа: подвести итоги работы и сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

- Ну что ж, мы хорошо сегодня потрудились. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Продолжим трудиться, только теперь дома. Откройте дневники и запишите домашнее задание (слайд № 9):



VII. Выставление оценок и комментирование






Просмотр содержимого презентации
«урок»

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Познакомиться с правилом написания буквы Н в суффиксах прилагательных; учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н.
  • Познакомиться с правилом написания буквы Н в суффиксах прилагательных;
  • учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.   Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Пустынная местность казалась спокойной. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегала среди кустов с неяркими оранжевыми цветами. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Торжественную тишину нарушало только пение маленьких птичек да пчелиный гул.

V – я это знал ;  + - это новое для меня ;  ? – непонятно, нужно разобраться

V я это знал ;

+ - это новое для меня ;

? непонятно, нужно разобраться

-Н- -НН-  1. Н + Н  2. - ЕНН-, - ОНН- 3. В исключениях: СТЕКЛ ЯНН ЫЙ ОЛОВ ЯНН ЫЙ ДЕРЕВ ЯНН ЫЙ  1. – АН-, -ЯН- -ИН- 3. В исключении:  ВЕТР ЕН ЫЙ 6

-Н-

-НН-

1. Н + Н

2. - ЕНН-, - ОНН-

3. В исключениях:

СТЕКЛ ЯНН ЫЙ

ОЛОВ ЯНН ЫЙ

ДЕРЕВ ЯНН ЫЙ

1. – АН-, -ЯН-

  • -ИН-

3. В исключении:

ВЕТР ЕН ЫЙ

6

Гимнастика  для глаз матрешки

Гимнастика для глаз

матрешки

Игра «Третий лишний» Найти и назвать в каждой строчке лишнее слово А) Лебединая песня, гусиный шаг, оловянные солдатики. Б) Клюквенный кисель, серебряные часы, кожаные перчатки. В) Тыквенные семечки, соломенная шляпка, ветреный день. Г) Стеклянный шар, земляной вал, деревянное крыльцо.

Игра «Третий лишний» Найти и назвать в каждой строчке лишнее слово

А) Лебединая песня, гусиный шаг, оловянные солдатики.

Б) Клюквенный кисель, серебряные часы, кожаные перчатки.

В) Тыквенные семечки, соломенная шляпка, ветреный день.

Г) Стеклянный шар, земляной вал, деревянное крыльцо.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ УРОКА  - Я порадовался за ...

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ УРОКА

- Я порадовался за ...

Домашнее задание: 1) для всех: упражнение 318. 2) задание для «мудрецов», желающих получить дополнительно оценку: составить словарный диктант для одноклассников из 10-12 слов с орфограммой на изученное правило  

Домашнее задание:

1) для всех: упражнение 318.

2) задание для «мудрецов», желающих получить дополнительно оценку: составить словарный диктант для одноклассников из 10-12 слов с орфограммой на изученное правило

 

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
  • ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Правильно вставьте нужную букву

Проверка

6

1 нн 2 н 3 4 н нн 5 нн  6 н 7 8 н нн 9 10 н нн Поставь себе оценку:

1

нн

2

н

3

4

н

нн

5

нн

6

н

7

8

н

нн

9

10

н

нн

Поставь себе оценку:

"5" - нет ошибок;

"4" - 1;

"3" - 2,3;

больше - "2".

  • ПРОВЕРЬ СЕБЯ