Актуализация темы (1 мин)
- Назовите части слова, с которыми мы уже познакомились. (поезд на доске)
- Без какой части слово не может существовать? (без корня)
- Что такое корень? (главная, значимая часть слова, общая часть родственных слов)
- Как обозначается? (дугой)
- Что такое окончание? (изменяемая часть слова, образует форму слова)
- Как обозначается? (квадратом)
(Карточки прикрепить на доску)
Наблюдение над языковым материалом (2 мин)
- Ребята, посмотрите на экран.
- Что делает мальчик на картинке?
- Верно. Переходит мостик.
- Давайте обозначим корень в слове переходит. Какой будет корень? (ход)
- Верно, теперь обозначим окончание в слове переходит. Какое окончание у данного слова? (ит)
- Посмотрите, ребята. Часть слова у нас осталось без обозначения.
- Хотите узнать, как называется часть слова перед корнем?
Целеполагание (2 мин)
- Для этого послушайте сказку (картинка на слайде):
Спокойно, безмятежно живёт в стране Морфемике корень слова. Он всех роднит, делает родственниками, не изменяется ни при каких обстоятельствах.
Но вот вдруг окончание расхвасталось:
- Если бы ни я, была бы сущая ерунда. Я люблю слова конец. Без конца не было бы словца.
- Погоди, не спеши хвастаться, я тоже к корню приставлена и навсегда у него оставлена. Зовут ПРИСТАВКОЙ меня, значение слова меняю я, но без корня – никуда. Нельзя нас с корнем разделять. К вам обращаюсь, ребята, я: «Не отделяйте меня от корня нигде и никогда!».
- Ребята, как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока? (Приставка)
- Какую цель поставим на уроке? (Узнать, что такое приставка)
- Какие задачи поставим? (научиться обозначать приставку в словах; выделять приставки в словах; образовывать с помощью приставок новые слова).
Самостоятельная формулировка правила (3 мин)
- Я вам раздала карточки с заданиями. Приготовьте карточку № 1
Парная работа
Каждая группа получает слова и приставку, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить, какое смысловое значение вносит приставка в слово.
От- (вести, лететь)
Про- (лететь, звенеть)
____________________________________________________
До- (писать, делать)
За- (думать, плакать)
____________________________________________________
При- (лететь, лечь)
У- (стоять, говорить)
Лесенка успеха
1 пара
- Слова с приставкой от- носят какое значение? (отдаления)
- Слова с приставкой про- носят какое значение? (движения мимо, сквозь)
2 пара
- Слова с приставкой до- носят какое значение? (завершенности)
- Слова с приставкой за- носят какое значение? (начала действия)
3 пара
- Слова с приставкой при- носят какое значение? (приближения)
- Слова с приставкой у- носят какое значение? (полнота действия, несмотря на трудности)
- Какой вывод можем сделать из проделанной работы?
(Каждая приставка изменяет значение слова.)
- Как вы думаете, для чего нам нужна приставка? (Для образования слов).
- Как вы думаете, почему она так называется? (От слова «приставлять», приставляется к корню)
Слайд в презентации:
Давайте с вами сформулируем вывод: что же такое приставка и для чего она нам нужна?
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (пропущенные слова выделены)
Введение нового термина учителем (1 мин)
Прикрепить слово «Приставка» на доску.
- Действительно, ребята вы были правы - часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка. Она приставляется к корню. Выделяют приставку в словах прямым уголком (показать на доске). С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.
Работа с правилом в учебнике (2 мин)
Откройте страницу 84 в учебнике, прочитаем правило.
- Правильно ли мы сформулировали понятие? (Да)
- Теперь открываем стр. 86
- Давайте прочитаем. (читают правило)
- Что нужно сделать, для того, чтобы найти приставку в слове? (подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
- Какая часть слова будет приставкой? (часть слова, стоящая перед корнем)
Закрепление нового материала в упражнениях (3 мин)
- Давайте выполним упражнение 154 в учебнике.
- Прочитай, пожалуйста, приставки в рамочке.
- Как пишутся приставки? (всегда одинаково)
- Прочитай слова. К какой части речи они относятся? (глагол)
- А теперь, давайте напишем слова, добавляя приставки и обозначая их, но так, чтобы они не повторялись.
Пролить, улететь, придумать, посмотреть, нарисовать, выписать, довезти, отклеить.
Лесенка успеха
Итог (2 мин)
- Чему мы научились сегодня на уроке? (мы научились определять приставку в словах)
- Какая была цель урока? (Узнать, что такое приставка)
- Достигли мы цели? (Да)
Давайте выполним небольшой тест:
Тест на усвоение знаний (взаимопроверка)
1. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
2. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
3. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
Лесенка успеха
Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – а.
- Спасибо за урок!