сигнальные карточки Ь Ь 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Технологическая карта урока (конспект).
Этап урока | Время | Деятельность учителя |
Организаци-онный момент. | 1-2 мин. | Приветствие со словами: Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь мне, друг другу. -Сегодня мы продолжаем своё путешествие по стране, которое называется «Имя существительное». На уроке будем учиться думать, размышлять. Постараемся стать маленькими учёными и сделать маленькие открытия. |
Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) | 5 мин | Минутка чистописания Написание какой буквы мы сегодня повторим? Отгадайте: Это буква – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. (Ь) Чем необычна эта буква? (не обозначает никакого звука) (показ написания) -Письмо буквы. Орфографическая минутка. - Прочитайте данные слова, вставляя пропущенные буквы. в...р...б...и, п…л…то, к…н…ки, с…лов…и, к…ртоф…л…, м…двеж…и. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.В данных словах пишется мягкий знак.) |
Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий -активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения | 3-5 мин. | Что такое «склонение»? - Сколько склонений в русском языке? - Признаки существительных 1 (2, 3) склонения? - Как определить склонение существительного? шшш жжж ччч щщщ - Что это за буквы? (обозначают шипящие звуки). - Запишите слова в тетрадь: Карандаш, луч, нож. Ночь, помощь, рожь. - Что общего у всех записанных слов? (оканчиваются на шипящую) - Определите род. Чем отличаются группы слов? (1-я группа – слова м.р., без Ь; 2-я группа – слова ж.р. с Ь). - Запомните, это нам пригодится. |
Этап урока | Время | Деятельность учителя |
Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель. | 5 мин | Чтобы ответить на вопрос для чего пишется Ь в именах существительных, оканчивающихся на шипящий, я предлагаю вам провести исследование в парах. РАБОТА В ПАРАХ СРАВНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ 2-х пар. - Совместно сделайте вывод. (Оценивают себя. На листе оценивания рисуют смайлики. Проверка самооценки у 2-3-х учеников). Работа по заданному плану. 1.Прочитайте слова. 2. Какие звуки слышатся на конце слов? 3. Определите род. Подпиши над существительным. 4. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется. 5. Сделайте вывод. 6. Сформулируйте правило. Каждая пара выполняет задание, затем рассказывают о своих исследованиях. Вывод: Мягкий знак пишется на конце имён существительных ж.р. после шипящих. -На конце существительных какого рода после шипящих мягкий знак не пишется? (м.р.) Запомните - это орфограмма. - Обратимся к учебнику и проверим свои выводы. (Работа с учебником (правило). - Совпадают наши выводы? |
Физкультминутка. | 1-2 мин | Потрудились-отдохнуть Нужно без сомнения. Дружно, быстро мы встаем Выполним движения. -Если я называю существительные мужского рода то мы топаем, а если женского рода-хлопаем в ладоши. /Ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ландыш, помощь, полночь, багаж/ |
Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения | 1-2 мин. | - А как быть, если слова нужно записать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм) 1. Определяю часть речи. 2. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. 3. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу. |
Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства . | 5 мин. | Выполним задание, используя алгоритм. Письмо с комментированием (упр. 67, с. 35–36). |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки | 1-3 мин | - Чтобы хорошо усвоить правило, что нужно делать? (Тренироваться). Самостоятельная работа по карточкам с опорой на алгоритм. У доски отвечает один ученик (выписывает лишнее слово в каждой строчке) Карточка для индивидуальной работы. Допишите, если необходимо, мягкий знак. В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркните его, объясните свой выбор. ноч чиж манеж морж пейзаж экипаж ландыш дич ключ речрожмелоч помощ чертёж гараж москвич полночь королевич нож марш дрож камыш вещ тиш -У кого получилось по - другому? Где допустили ошибку? Над чем ещё надо поработать?Оцените себя. |
Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | 1-3 мин | Подведём итоги урока. – Какую цель ставили в начале урока? (Выяснить, для чего в именах существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется Ь) - Что узнали? (Ь выполняет новую функцию – показатель формы рода) - Как не ошибиться в выборе написания Ь после шипящих на конце имён существительных? ( Определяем часть речи, род, если ж.р – Ь пишется, если м.р - нет). - Проверим, хорошо ли вы усвоили тему урока и алгоритм. Задание на закрепление. Графический диктант. Замени одним словом – именем существительным. - Если Ь пишем – в тетради ставим знак « = - (ж.р.)», если не пишется – «= (м.р.)». Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач) Предмет, на котором ездил Емеля (Печь) Без него не откроешь замок (Ключ) Его надевают в дождь (Плащ) Маленький ребёнок (Малыш) Середина ночи. (Полночь) Мелкие деньги. (Мелочь) Горчица оставляет во рту …. (Горечь) Морской, речной бывает он (Пляж) - Проверим. = (м.р.), = - (ж.р.), = (м.р.), = (м.р.), = (м.р.), = - (ж.р.), = - (ж.р.), = - (ж.р.), = (м.р.) - Оцените себя. |
Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | 1-2 мин | - Что интересного узнали? Какие сведения были для вас совершенно новыми? ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ АКТИВНЫХ РЕБЯТ. Домашнее задание: выучить правило, упр. 70. |