№ | Этап, время | Цель этапа | Методы и средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Мотивационный этап | Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Словесный (беседа) | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, а меня Дарья Александровна. Сегодня мы проведем у вас урок русского языка. -У вас на партах лежит два смайлика. Посмотрите на желтый смайлик, какую эмоцию он выражает? -У кого хорошее настроение поднимите этот смайлик. Опустите. -Надеемся хорошее настроение у вас сохранится до конца урока, и вы будете активно работать на уроке. А те, кто не поднял – постараются поработать так, чтобы настроение в конце урока улучшилось. | -Здравствуйте -Радость. -(Поднимают смайлик) | Личностные УУД: -положительное отношение к учению. - желание приобрести новые знания. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге, уметь слушать и слышать друг друга. -вступать в учебный диалог с учителем. |
2 | Самоопределение деятельности | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Наглядный (презентация) Словесный (рассказ) | -Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Еще немного из истории слов». Посмотрите на экран, на слайде записан план нашего урока, кто может его прочитать? -Отлично. А теперь, я попрошу вас открыть свои тетради и взять в руки ручки. Не забывайте, что тетради мы держим под наклоном, следим за правильной посадкой и держим правильно ручку. Давайте запишем сегодняшнее число, отступите две строчки от прошлой работы и начинайте записывать, (на доске записано число, классная работа), сегодня у нас шестнадцатое апреля, классная работа. Пишем красиво, соблюдая расположение на листе. | -(Читает уч-ся) План: 1.Продолжить изучение истории слов; 2.Научиться объяснять значение слов. | Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; |
3 | Пальчиковая гимнастика | Формирование у обучающихся навыков развития мелкой моторики пальцев рук. | | -Ребята, давайте разомнем наши пальчики перед письмом. Повторяйте за мной (проводит гимнастику). Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик) Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик) Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик) Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик) Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик) Ну а вместе — кулачок! | -(Повторяют) | Личностные УУД: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде. |
4 | Минутка чистописания | Развивать навык письма. | Словесный (рассказ) Наглядный (работа с доской) Практический (работа в тетради) | -Перед тем, как мы начнем, я хочу обратить ваше внимание на написание соединения букв «ц» и «а». Посмотрите внимательно на доску. Сейчас я вам покажу, как правильно прописывать это соединение букв (прописывает соединение букв, проговаривая элементы). - Теперь, я попрошу вас взять ручки и прописать соединение букв «ц» и «а» стараемся писать красиво до конца строчки. Соблюдайте чистоту в тетрадях, наклон букв, отступ между соединениями. -Молодцы, а теперь возьмите в руки простые карандаши и подчеркните то соединение, которое, на ваш взгляд, вышло самым красивым. -Хорошо, теперь мы готовы приступить к изучению темы. | -(Наблюдают) -(Прописывают) -(Подчеркивают) | Личностные: - Способность к самооценке своих действий, поступков при письме. |
5 | ОНЗ | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Усвоение учащимися нового материала. | Наглядный (презентация) Словесный (беседа) Словесный (рассказ) Практический (заполнение схемы) Словесный (беседа) | -Ребята, мне на телефон пришло сообщение от товарища. В данном сообщении было слово, значение которого у меня вызвало вопросы. Давайте вместе его прочитаем. (на слайде сообщение) (просит кого-то из класса читать) -Ребята, слово «столица» - это словарное слово. Вы уже его изучали. (на слайде слово «столица») -А как вы понимаете значение этого слова? Что же это за место? -Все верно. А вы знаете как произошло это слово? -В древнем русском языке слово стол (картинка с подписью на слайде) означало «место, застеленное ковром или тканью». На какой вопрос отвечает слово стол? -Какая это часть речи? -Верно. Это имя существительное было образовано от глагола стлать (постелить) (картинка с подписью на слайде). Со временем слово стол стало употребляться в значении «княжеский трон» (картинка на слайде). Город, где находился стол князя, стали называть «стольной град» (картинка с подписью на слайде). На какой вопрос отвечает слово стольный? -Какая это часть речи? -Все верно. А вот от прилагательного стольный и было образовано существительное столица. Таким долгим был путь к этому слову. -Я надеюсь, что вы все меня внимательно слушали. Теперь давайте составим схему, которая покажет путь слова «столица». (раздаточный материал, схема) -Вспомните слова, которые попадались нам в тексте и запишите их в правильной последовательности. Посмотрите на экран, на слайде изображена подсказка (схема с картинками). -Давайте проверим, как вы заполнили схему. (спрашивает 1 уч-ся, остальные сверяют) -У всех получилось? -Вот мы и узнали историю слова «столица». Скажите, как называется наша страна? -Правильно. А вы знаете, какая столица нашей страны? | -(Читает уч-ся) «Привет! В прошлом месяце я посетил столицу России. Там очень красиво. Обязательно побывай в этом месте!» -Это главный город страны. -Нет. -Что? -Имя существительное. -Какой? -Имя прилагательное. -(Заполняют схему) -Да. -Россия. -Москва. | Коммуникативные УУД: - воспринимать и формировать суждения. Регулятивные УУД: - оценивать правильность выполнения действия. Познавательные УУД: -передавать информацию устным и письменным способом. - понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. - выявление закономерностей образования нового слова, построение простейших рассуждений, умозаключений. Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. |
6 | Физ. минутка | Смена деятельности. | | -Вы молодцы! А теперь давайте отдохнем. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. -Присаживайтесь обратно за парты, продолжим нашу работу. | -(Выполняют) | Личностные УУД: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде. |
| | | Практический (работа с раздаточным материалом) Словесный (беседа) Практический (раб. С учебником) | (Раздаточный материал, сказка) -Ребята, у вас на парте лежат листы, на которых написан отрывок из сказки, давайте его прочитаем. (просит 1 уч-ся прочит.) -Вы поняли из какой сказки этот отрывок? -Из какой? -Кто автор этой сказки? -Почему говорится, что в году 12 месяцев? А не 13 или 14. -Что бы точно узнать ответ на этот вопрос давайте поработаем с учебником, откройте его на стр. 100, посмотрите на упр. 570. -(читает текст) «почему год разделяется на 12 месяцев? Причина этому – луна. Наше русское название луны месяц. За год месяц обходит вокруг земли 12 раз. Вот и объяснение 12 месяцев. Месяцы делятся на недели. В старину неделей называли день отдыха, а потом так стали называть все 7 дней.» Вернемся к вопросу, почему же в году 12 месяцев? -Хорошо, а что вы еще узнали из текста? | (Читает уч-ся) -Да\нет. -12 месяцев. -Самуил Яковлевич Маршак -(Пытаются ответить) -Из-за луны. -Месяц делится на недели. | |
7 | Словарная работа | Закрепление и уточнение словаря. | Наглядный (презентация) Словесный (беседа) Практический (работа с тетрадью) | -Ребята, в тексте нам попалось 2 словарных слова – месяц и неделя. Посмотрите на экран, прочитайте эти слова. -Кто может объяснить значение этих слов? -Хорошо. (на слайде появляется определение слов) А теперь давайте запишем эти слова в тетрадь/словарик. Не забывайте про правильную посадку, расположение тетради и правильность положения ручки в руке. | -(Читают) -(Пытаются объяснить) -(Записывают) | Познавательные УУД: - построение логической цепочки рассуждений; построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
| | | Словесный (беседа) Практический (выполнение упражнения) | -Отлично, теперь давайте озаглавим текст. Начало названия у нас уже есть – «об истории слов», найдите в учебнике два слова, которые можно вставить в название. -Что у вас получилось? -Запишите это название в тетрадь посередине строки. -Сейчас мы с вами запишем этот текст, вы по одному будете выходить к доске и писать по одному предложению, объясняя все орфограммы, а я буду помогать в этом, если возникнут трудности. Те, кто сидит за партой, пишут этот текст в тетради. (вызывает к доске) -Вот мы и справились с заданием, молодцы. | -Об истории слов месяц и неделя. -(Выходят к доске, пишут) | |
8 | Закрепление | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | Словесный (беседа) | -Давайте вернемся к плану урока, что мы должны были сделать? -историю какого слова мы сегодня узнали? -А от куда произошло слово столица? Можете использовать вашу схему, как подсказку. -Отлично. А с какими словами мы сегодня еще познакомились? -Что означают эти слова? -Молодцы. Вы и вправду научились правильно объяснять значение слов. | -Продолжить изучение истории слов, научиться объяснять значение слов. -Столица. -Стол - стлать (постелить) – стольный – столица. -Месяц неделя. -Месяц-это единица измерения времени, связанная с вращением Луны вокруг Земли. -Неделя - это единица исчисления времени, равная семи дням. | Коммуникативные УУД: -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
9 | Итог/Рефлексия | Подведение итогов занятия | Словесный | -Ребята, кто работал на уроке с интересом, кому понравилось слушать истории происхождения слов - поднимите желтый смайлик, а кому было трудно работать сегодня на уроке - поднимите красный смайлик. | -(Поднимают) | Регулятивные УУД: - оценивать степень успешности достижения цели. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге, уметь слышать и слушать друг друга. Личностные УУД: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. |
10 | ДЗ | Организовать выполнение д\з | Словесный | - Вы молодцы, хорошо работали на уроке, а сейчас мы запишем домашнее задание. Т.к. вы уже научились объяснять значения слов, дома вам нужно будет записать значение слова «Луна» и подготовить устный ответ. | -(Записывают) | |