СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему «Еще немного из истории слов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему «Еще немного из истории слов»»

Этап, время

Цель этапа

Методы и средства

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивационный этап

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Словесный (беседа)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, а меня Дарья Александровна. Сегодня мы проведем у вас урок русского языка.

-У вас на партах лежит два смайлика. Посмотрите на желтый смайлик, какую эмоцию он выражает?

-У кого хорошее настроение поднимите этот смайлик. Опустите.

-Надеемся хорошее настроение у вас сохранится до конца урока, и вы будете активно работать на уроке. А те, кто не поднял – постараются поработать так, чтобы настроение в конце урока улучшилось.


-Здравствуйте



-Радость.

-(Поднимают смайлик)


Личностные УУД:

-положительное отношение к учению.

- желание приобрести новые знания.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, уметь слушать и слышать друг друга.

-вступать в учебный диалог с учителем.

2

Самоопределение деятельности

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Наглядный (презентация)












Словесный (рассказ)

-Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Еще немного из истории слов». Посмотрите на экран, на слайде записан план нашего урока, кто может его прочитать?




-Отлично. А теперь, я попрошу вас открыть свои тетради и взять в руки ручки. Не забывайте, что тетради мы держим под наклоном, следим за правильной посадкой и держим правильно ручку. Давайте запишем сегодняшнее число, отступите две строчки от прошлой работы и начинайте записывать, (на доске записано число, классная работа), сегодня у нас шестнадцатое апреля, классная работа. Пишем красиво, соблюдая расположение на листе.

-(Читает уч-ся)

План:

1.Продолжить изучение истории слов;

2.Научиться объяснять значение слов.


Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;



3

Пальчиковая гимнастика

Формирование у обучающихся навыков развития мелкой моторики пальцев рук.


-Ребята, давайте разомнем наши пальчики перед письмом. Повторяйте за мной (проводит гимнастику).

Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

-(Повторяют)

Личностные УУД:

- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде.

4

Минутка чистописания

Развивать навык письма.

Словесный (рассказ)


Наглядный (работа с доской)






Практический (работа в тетради)

-Перед тем, как мы начнем, я хочу обратить ваше внимание на написание соединения букв «ц» и «а». Посмотрите внимательно на доску. Сейчас я вам покажу, как правильно прописывать это соединение букв (прописывает соединение букв, проговаривая элементы).

- Теперь, я попрошу вас взять ручки и прописать соединение букв «ц» и «а» стараемся писать красиво до конца строчки. Соблюдайте чистоту в тетрадях, наклон букв, отступ между соединениями.

-Молодцы, а теперь возьмите в руки простые карандаши и подчеркните то соединение, которое, на ваш взгляд, вышло самым красивым.

-Хорошо, теперь мы готовы приступить к изучению темы.


-(Наблюдают)











-(Прописывают)



-(Подчеркивают)

Личностные:

- Способность к самооценке своих действий, поступков при письме.

5

ОНЗ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Усвоение учащимися нового материала.



Наглядный (презентация)






Словесный (беседа)















Словесный (рассказ)



















Практический (заполнение схемы)



Словесный (беседа)

-Ребята, мне на телефон пришло сообщение от товарища. В данном сообщении было слово, значение которого у меня вызвало вопросы. Давайте вместе его прочитаем. (на слайде сообщение) (просит кого-то из класса читать)

-Ребята, слово «столица» - это словарное слово. Вы уже его изучали. (на слайде слово «столица»)

-А как вы понимаете значение этого слова? Что же это за место?

-Все верно. А вы знаете как произошло это слово?

-В древнем русском языке слово стол (картинка с подписью на слайде) означало «место, застеленное ковром или тканью». На какой вопрос отвечает слово стол?

-Какая это часть речи?

-Верно. Это имя существительное было образовано от глагола стлать (постелить) (картинка с подписью на слайде). Со временем слово стол стало употребляться в значении «княжеский трон» (картинка на слайде). Город, где находился стол князя, стали называть «стольной град» (картинка с подписью на слайде). На какой вопрос отвечает слово стольный?

-Какая это часть речи?

-Все верно. А вот от прилагательного стольный и было образовано существительное столица. Таким долгим был путь к этому слову.

-Я надеюсь, что вы все меня внимательно слушали. Теперь давайте составим схему, которая покажет путь слова «столица». (раздаточный материал, схема)

-Вспомните слова, которые попадались нам в тексте и запишите их в правильной последовательности. Посмотрите на экран, на слайде изображена подсказка (схема с картинками).

-Давайте проверим, как вы заполнили схему. (спрашивает 1 уч-ся, остальные сверяют)

-У всех получилось?

-Вот мы и узнали историю слова «столица». Скажите, как называется наша страна?

-Правильно. А вы знаете, какая столица нашей страны?

-(Читает уч-ся) «Привет! В прошлом месяце я посетил столицу России. Там очень красиво. Обязательно побывай в этом месте!»



-Это главный город страны.

-Нет.



-Что?


-Имя существительное.









-Какой?

-Имя прилагательное.








-(Заполняют схему)









-Да.


-Россия.


-Москва.


Коммуникативные УУД:

- воспринимать и формировать суждения.

Регулятивные УУД: - оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД:

-передавать информацию устным и письменным способом.

- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

- выявление закономерностей образования нового слова, построение простейших рассуждений, умозаключений.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.



6

Физ. минутка

Смена деятельности.


-Вы молодцы! А теперь давайте отдохнем.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

-Присаживайтесь обратно за парты, продолжим нашу работу.


-(Выполняют)

Личностные УУД:

- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде.




Практический (работа с раздаточным материалом)




Словесный (беседа)






Практический (раб. С учебником)

(Раздаточный материал, сказка)

-Ребята, у вас на парте лежат листы, на которых написан отрывок из сказки, давайте его прочитаем. (просит 1 уч-ся прочит.)

-Вы поняли из какой сказки этот отрывок?

-Из какой?

-Кто автор этой сказки?

-Почему говорится, что в году 12 месяцев? А не 13 или 14.

-Что бы точно узнать ответ на этот вопрос давайте поработаем с учебником, откройте его на стр. 100, посмотрите на упр. 570.

-(читает текст)

«почему год разделяется на 12 месяцев? Причина этому – луна. Наше русское название луны месяц. За год месяц обходит вокруг земли 12 раз. Вот и объяснение 12 месяцев. Месяцы делятся на недели. В старину неделей называли день отдыха, а потом так стали называть все 7 дней.»

Вернемся к вопросу, почему же в году 12 месяцев?

-Хорошо, а что вы еще узнали из текста?




(Читает уч-ся)


-Да\нет.

-12 месяцев.

-Самуил Яковлевич Маршак

-(Пытаются ответить)












-Из-за луны.

-Месяц делится на недели.



7

Словарная работа

Закрепление и уточнение словаря.

Наглядный (презентация)


Словесный (беседа)


Практический (работа с тетрадью)

-Ребята, в тексте нам попалось 2 словарных слова – месяц и неделя. Посмотрите на экран, прочитайте эти слова.

-Кто может объяснить значение этих слов?

-Хорошо. (на слайде появляется определение слов) А теперь давайте запишем эти слова в тетрадь/словарик. Не забывайте про правильную посадку, расположение тетради и правильность положения ручки в руке.




-(Читают)

-(Пытаются объяснить)


-(Записывают)

Познавательные УУД:

- построение логической цепочки рассуждений; построение речевого высказывания в устной и письменной форме.









Словесный (беседа)



Практический (выполнение упражнения)

-Отлично, теперь давайте озаглавим текст. Начало названия у нас уже есть – «об истории слов», найдите в учебнике два слова, которые можно вставить в название.

-Что у вас получилось?

-Запишите это название в тетрадь посередине строки.

-Сейчас мы с вами запишем этот текст, вы по одному будете выходить к доске и писать по одному предложению, объясняя все орфограммы, а я буду помогать в этом, если возникнут трудности. Те, кто сидит за партой, пишут этот текст в тетради.

(вызывает к доске)

-Вот мы и справились с заданием, молодцы.





-Об истории слов месяц и неделя.


-(Выходят к доске, пишут)



8

Закрепление

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Словесный (беседа)

-Давайте вернемся к плану урока, что мы должны были сделать?



-историю какого слова мы сегодня узнали?

-А от куда произошло слово столица? Можете использовать вашу схему, как подсказку.





-Отлично. А с какими словами мы сегодня еще познакомились?

-Что означают эти слова?





-Молодцы. Вы и вправду научились правильно объяснять значение слов.


-Продолжить изучение истории слов, научиться объяснять значение слов.

-Столица.

-Стол - стлать (постелить) – стольный – столица.




-Месяц неделя.

-Месяц-это единица измерения времени, связанная с вращением Луны вокруг Земли.

-Неделя - это единица исчисления времени, равная семи дням.




Коммуникативные УУД:

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.


9

Итог/Рефлексия

Подведение итогов занятия

Словесный

-Ребята, кто работал на уроке с интересом, кому понравилось слушать истории происхождения слов - поднимите желтый смайлик, а кому было трудно работать сегодня на уроке - поднимите красный смайлик.

-(Поднимают)


Регулятивные УУД:

- оценивать степень успешности достижения цели.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, уметь слышать и слушать друг друга.

Личностные УУД:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

10

ДЗ

Организовать выполнение д\з

Словесный

- Вы молодцы, хорошо работали на уроке, а сейчас мы запишем домашнее задание.

Т.к. вы уже научились объяснять значения слов, дома вам нужно будет записать значение слова «Луна» и подготовить устный ответ.

-(Записывают)