Педагогическая деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) определить содержательные рамки урока («могу»). |
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску, прочитайте высказывание русского писателя Максима Горького. Слайд 1: Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. - Скажите, как вы его понимаете? - Сегодня вы продолжите учить русский язык и применять свои знания на практике. | Приветствуют учителя. Смотрят на доску, читают, анализируют. - Родной язык нужно учить, хорошо знать, тогда он станет твоим словесным оружием. |
2. Актуализация знаний (3-5 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; 2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме); 3) самостоятельно осуществить пробное учебное действие; 4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. |
Раздаю карточки с заданием 3 учащимся. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Гн_здо - _______ Зв_зда - _______ Хл_ба - _______ З_ма - ________ Сне_- ________ - На доске записаны слова: Гора, леса, травка, поля. Слайд 1. - Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее. Собираю карточки у 3 учащихся, проверяю. - Какая орфограмма встретилась нам в этих словах? - Обратите внимание на слово «травка». Произнесите его. - Какой звук мы слышим в середине слова? - Какой буквой он обозначен? - Это парны согласные. Вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке? - Тема урока: «Парные согласные в корне слова» - Какую цель вы поставите перед собой на сегодняшний урок? - Какие задачи мы выполним, чтоб достичь цели? | Слушают учителя, смотрят на доску. Учащиеся с карточками выполняют задание. Гнездо – гнёзда Звезда- звёзды Хлеба – хлеб Зима – зимы. Снег - снега Высказывают свои предположения. Слово травка лишнее, т.к. во всех остальных словах одна орфограмма. «Безударная гласная в корне слова» Произносят слово. В середине слова мы слышим звук [ф]. Звук обозначен буквой «в». Формулируют тему урока. Формулируют цель урока: - Научимся правильно писать парные согласные в корне слова. Формулируют задачи урока. |
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (5-7 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; 2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания; 4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне. |
- Ребята, давайте попробуем подобрать к слову травка однокоренные слова. - Ребята, как вы думаете, какие из названных вами слов будут являться проверочными словами? Почему? - А почему мы чётко слышим согласный звук? - Ребята, мы с вами пришли к выводу: «Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный». - Чтобы вам легко было запомнить правило, прочитайте стихотворение на слайде: Парные согласные - Самые опасные! В корне ты их проверяй - Рядом гласный подставляй! – Немного отдохнем! Поднимаемся из-за парт и выполняем физкультминутку: И. п. – стойка ноги врозь, кисти к плечам. 1 – вращение в плечевых суставах назад. 2 – вращение в плечевых суставах вперед. И. п. – стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 – поворот туловище вправо; 2 – и. п. 3 – тоже, но влево; 4 – и. п. И. п. – стойка ноги врозь, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. - Хорошо, садитесь. | - Травки, трава, травушка. - Трава, травушка. Потому что в них чётко слышится согласный звук. - Потому что после него идёт гласный. Слушают учителя, воспринимают. Читают стихотворение, запоминают. Выполняют физкультминутку. Садятся на свои места. |
4. Первичное закрепление во внешней речи (5-7 мин.). Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи. |
- А сейчас я предлагаю вам составить алгоритм написания и проверки парных согласных в корне. На слайде высвечивается по одному пункту после ответов учеников. 1. Внимательно прочитать слово. 2. Убедиться, что парный согласный в корне слова. 3. Подобрать однокоренное слово так, чтобы за ним следовал гласный звук. 4. Определить какую букву писать. 5. Написать слово и выделить орфограмму. - Молодцы. Выполним упражнение на слайде. Прочитайте задание. 1. В огороде вырос лу_ . 2. Наша ко_ка любит играть с клубком ниток. 3. У Нины красивая ша_ка. Контролирую самостоятельное выполнение учеников. - Проверим, как вы справились с заданием. Проверьте с эталоном на слайде. Прочитайте проверочные слова, которые вы подобрали. - Хорошо, молодцы! | Слушают задание. Озвучивают компоненты алгоритма. Читают задание: Прочитайте. Вставьте пропущенные парные согласные, запишите проверочные слова. Выполняют задание: 1. В огороде вырос лук. 2. Наша кошка любит играть с клубком ниток. 3. У Нины красивая шапка. Выполняют самопроверку. - Проверочные слова: (нет) лука, кошечка, шапочка. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.). Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять учебное содержание в базовых условиях на основе эталона. |
Раздаю карточки с самостоятельной работой. - Выполните задание на карточках самостоятельно. Исправьте ошибки, подобрав проверочные слова. Задание: 1. Снек укутал деревья. 2. Дуп в мохнатой шабке. 3. Ель спряталась в сугроп. 4. Не страшен деревьям холот и мороз. 5. В лесу замёрз и покрылся льдом прут. - Проверьте с эталоном на слайде: 1. Снег укутал деревья. 2. Дуб в мохнатой шапке. 3. Ель спряталась в сугроб. 4. Не страшен деревьям холод и мороз. 5. В лесу замёрз и покрылся льдом пруд. - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто допустил 2 ошибки? Больше трёх ошибок? Какие слова вызвали затруднение? | Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку с эталоном. Оценивают свою работу. |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение (5-7 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) определить границы применимости нового знания; 2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом; 3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках. |
- Предлагаю разделиться на группы по рядам и выбрать командира. Я раздам вам карточки с тексом. Задание для первой группы. Вам даны слова: ястре_ки, шу_ки, скри_ка, ско_ка, ла_ки (кошачьи). Вставьте пропущенные буквы и запишите в нужный столбик. Задание для второй группы. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. Тополь высокий, а шиповник ни_кий. Река широкая, а ручей у_кий. Редька горькая, а груша сла_кая. Задание для третьей группы. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова. Маша приехала на каникулы в деревню. Всё лето она помогала бабу_ке с поса_кой овощей. Вместе с деду_кой они занимались погру_кой овощей в тачку. - Проверим, как справилась каждая группа. - Все команды отлично справились! Молодцы. | Объединяются в группы, выбирают командира. Выполняют групповую работу. 1. б | п | Ястребки (ястребок), шубки (шуба), скобка (скобочка). | Скрипка (скрипочка), лапки (лапочка). | 2.Тополь высокий, а шиповник низкий (низенький). Река широкая, а ручей узкий (узенький). Редька горькая, а груша сладкая (сладенький). 3.Маша приехала на каникулы в деревню. Всё лето она помогала бабушке (бабушек) с посадкой (посадить) овощей. Вместе с дедушкой (дедушек) они занимались погрузкой (погрузить) овощей в тачку. Командиры озвучивают ответы. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности; 4) обсудить и записать домашнее задание. |
- Какой была тема нашего сегодняшнего урока? - Что нового вы для себя узнали ? - Какое задание показалось для вас самым трудным? - Определите, на какой ступени вы находитесь. Кто находится на самой верхней? Кто на самой нижней? - Урок окончен. | - «Парные согласные в корне слова». Ответы обучающихся. Оценивают свою работу на уроке. |