Тема: «Общее понятие о частях речи» 3 класс
Цели:
Познакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи.
Вырабатывать умения различать части речи по вопросам и значению.
Закреплять умение работать по алгоритму
Воспитывать положительные мотивации к процессу обучения
Прививать интерес к русскому языку
Развитие навыков каллиграфии, коррекция развития памяти, внимания, индивидуальных пробелов в знаниях.
Оборудование: учебник, тетради, ручки, сводная таблица частей речи, карточки со словами, слайды.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Пожелаем друг другу удачи! Встали ровно, подравняли ряды и тихо сели.
2. Чистописание.
Аа ал ан ар ав ас аз ая
Засучив …….
Не покладая…..
- Написание какой буквы мы повторим?
-Что знаем о этой букве?
- Допишите фразеологизмы.
- Объясните значение полученных фразеологизмов.
- Составьте предложение.
3. Словарная работа:
Комн:та , м:тро , п:том,:сина, :бед.
- Какая орфограмм пропущена?
(непроверяемая безударная гласная)
4. Работа над новой темой:
- Ребята, а из чего состоит наша речь ?(из слов)
Все слова живут в стране, которая называется Речь. В эту страну сегодня мы отправимся. Мы живём в Кинель-Черкассах называемся кинель-черкассцы, кто живёт в Москве-москвичи. А те, кто живет в нашей стране Речи-Части речи.
- Запишем её в тетрадь:
5. Части речи.
Итак, каждое слово-часть речи. Мы двинулись в путь. Вот первый домик:
- Кто здесь живёт?
Вы сами догадайтесь, что они обозначают, вы мне скажите эти слова:
Итак: солнце, дом, дерево, ученик, птица, парта.
- Что обозначают? (предметы)
Да здесь живут слова, которые обозначают предметы, явления природы, живые существа, события, абстрактные понятия.
- А кто знает, как они называются?
Имена существительные.
- На какие вопросы отвечают? (кто? что?)
Ученик , дом.
Давайте обобщим, что же обозначают имена существительные? Запишите в тетрадь два слова.
Имена существительные:
Ученик, дом.
Идём дальше. Смотрите ещё домик. Интересно кто в нём живёт?
А вот и хозяева. Давайте познакомимся, (читаю слова:) зелёный, большой, сильный, пушистый.
- Как они называются?
- Что обозначают?
(Имена прилагательные обозначают признак предмета.)
- На какие вопросы отвечают? какой? какая? какое? какие?
Значит: часть речи, которая обозначает признак предмета, называется имя прилагательное.
- Запишите в тетрадь два слова имен прилагательных: зелёный, большой.
- А вот и третий дом. Здесь живут слова: ходит, пишет, моет.
- Что они обозначают? (действия предметов)
- Как они называются? (глаголы)
- На какие вопросы отвечают слова? что делать? что делают? что сделать?
Значит, часть речи, которая обозначает действие предмета, и отвечают на вопросы: что делать? что делают? называются глаголами.
Итак, какие же части речи живут в стране Речь? (существительные, прилагательные, глаголы)
- Чем они похожи? (части речи)
- Чем отличаются? (значениями, вопросами)
Ребята, предлог - это тоже часть речи. Назовите предлоги: (за, на, в, с)
- В стране речи живут еще и другие части речи: это наречие, местоимение, союз и другие. Но с ними вы познакомитесь в дальнейшем.
6. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише-тише,
Деревцо всё выше-выше!
7. Самостоятельная работа (задания разного уровня)
-Части речи предлагают вам задания.
(задания на карточках)
-Каждый из вас прочтёт и выберет задание, которое вы сможете выполнить и этим порадовать части речи.
-Задания от Имени Существительного.
Уровень 1.
Превратите неодушевлённые имена существительные в одушевлённые,
Используя суффиксы.
Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк.
Уровень 2.
От имён прилагательных образуйте и запишите имена существительные.
Жёлтый, красный, новый, волшебный, белый, мудрый, загадочный.
Уровень 3.
Запишите существительные (в словосочетаниях), которые, в зависимости от написания, могут обозначать то нарицательные, то собственные имена существительные.
-Задания от Имени Прилагательного.
Уровень 1.
Запишите имена прилагательные с именами существительными,
данными в скобках.
Весенний (ручей, листва, солнышко, дни).
Тихий (ночь, голоса, мальчик, утро).
Уровень 2.
Запиши имена прилагательные в единственном или во множественном числе.
Красивые беседки, жёлтый песок, яркая звезда, лиловая туча,
белый парус, гусиные перья, низкие облака.
Уровень 3.
Придумай рассказ, используя словосочетания. Придумай название.
Яркое солнце, воздух душный, лёгкие
облака, тяжёлая туча,
глухие удары, яркая молния, сильный ветер, чистый воздух.
-Задания от Глагола.
Уровень 1.
Образуйте глаголы неопределённой формы.
Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает.
Уровень 2
Распредели глаголы по временам.
Зеленеет, пошёл, победит, проходит, блестел, прочитаю, прилетит, будем читать.
Уровень 3.
Придумайте глаголы, используя окончания-
-ю, -ем, -им, -ешь, -ишь, -ет, -ит, -ут, -ют, -ат, -ят.
8. Закрепление. Самостоятельная работа по технологической карте.
1).-Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.
Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.
Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами. Проверка.
2).-А теперь вас ждёт исследовательская работа. Прочитайте стихотворение А.Керролла из книги «Алиса в Зазеркалье» и определите части речи:
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Проверка.
9.Рефлексия учебной деятельности.
-Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? (Части речи.)
-Как узнать какой частью речи является слово? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.)
-Что нового узнали на уроке?
-Что было самым интересным?
-Понравился ли вам урок?
-Что бы хотели изменить?
10.Домашнее задание.
с.3-4 правило, упражнение 368 – разбить слова по частям речи и записать в три столбика.