Учитель начальных классов Сергеева Елена Валерьевна
Урок русского языка. 2-ой класс.
Тема: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
(1 урок)
Цели урока:
Повторить изученный материал об именах прилагательных.
Познакомить со значением имен прилагательных в речи.
Развивать умение ставить вопросы, отвечать на них в группах, в парах.
Развивать системное мышление и речь.
Способствовать развитию критического мышления.
Оборудование урока:
Карточки группам, 6 оценочных линеек, элементы буквы а, таблица ЗХУ.
Ход урока.
Организационный момент.
Подписываем число, классная работа.
Чистописание.
Какую букву будем писать на чистописании? (собираем из элементов)
С какой буквой схожа? (О) Пишем половину строки.
Заключим букву «а» в овал ( @ ). Пишем, пока не остановлю. Поставьте точку под самой красивой буквой «а» и под @.
Словарная работа.
В следующей строке с маленькой буквы без запятых будем писать словарные слова, которые начинаются с буквы а. Можно пользоваться словарем.
альбом аллея аккуратно (запись с проговариванием)
Найдите третье лишнее.
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Прочитайте загадку:
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.
(1 человек вслух) Что это? (Арбуз) Расскажите об этом словарном слове. Отмечаем слово в словаре, записываем в тетрадь.
Стадия вызова.
Какие слова помогли вам догадаться, о чем идет речь в загадке? (Подчеркиваем: алый, сахарный, зеленый, бархатный.)
На какой вопрос отвечают эти слова? (какой?)
Работа в парах.
Вспомните в парах, что вы знаете о таких словах?
Что вспомнили? (Называют признаки предметов, имена прилагательные) Запись в графу «Знаю».
Еще на какие вопросы могут отвечать слова- признаки?
Тема урока.
Кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
Итак, что же мы уже знаем о словах, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?
какие?
Работа с предложениями.
Прочитайте предложения, записанные на доске. (Свежий пушистый снег укрыл землю. Снег укрыл землю.) Какое предложение вам больше понравилось? Кому еще понравилось первое предложение? Посмотрите, чем оно отличается от второго? (есть прилагательные) Значит, нужны в речи прилагательные? Хотели бы вы узнать о них больше?
Работа в четверках.
Итак, что вы хотели бы узнать об именах прилагательных? (Заполняем графу «Хочу
узнать»:
Какую роль выполняют в речи?
С какими словами и как связаны в предложении?
Как правильно поставить вопрос к словам-признакам?)
- Это и будет наша учебная задача на несколько уроков. А сегодня нам предстоит выяснить, какую роль прилагательные выполняют в речи. Попробуем ответить на поставленные вопросы, но сначала отдохнем.
Физкультурная пауза.
Дыхательная гимнастика.
Стадия реализации смысла.
Послушаем два стихотворения. Какое из них вам больше понравится? (Можно закрыть глаза.) Читают заранее подготовленные учащиеся.
Бродят в траве букашки. Бродят в траве золотые букашки.
Вся, как бирюза, Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь на венчик ромашки, Села, качаясь на венчик ромашки,
Словно самолёт, стрекоза, Словно цветной самолёт, стрекоза,
Вот божья коровка, Вот тёмно-красная божья коровка,
Спинку свою, разделив пополам, Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья ловко, Вскинула крылья прозрачные ловко,
И полетела по делам. И полетела по важным делам.
Поднимите руку, кому больше понравилось первое стихотворение? Второе? Почему?
Продолжим искать ответы на вопросы в учебнике.
Стр. 43 упр. б3
1 вариант - приготовиться читать весть текст.
2 вариант - текст без выделенных слов.
Что заметили особенного?
Спишите из текста предложение про ручейки, если сможете, добавьте еще слова, отвечающие на вопрос какие? Проверьте написанное.
Проверяем. Кто добавил слова? Зачитайте (звонкие, быстрые). Поставили ли знаки кроме точки? Почему?
Стадия рефлексии. Итог.
- На какие вопросы мы теперь можем ответить? Ответьте на них.
(Обсуждение в парах, затем в группах)
Заполняем графу «Узнал»:
Украшают текст.
Помогают ярче представить картину.
Какие вопросы остались без ответа? Будем работать над ними на следующих уроках. Расскажите, что мы теперь знаем о словах-признаках?
Физкультурная пауза. Массаж.
Работа в группах с карточками.
Карточка №1.
Подчеркнуть слова-признаки.
В саду расцвел розовый куст. На его листах утренняя роса оставила чистые прозрачные слезинки.
Карточка №2.
Закончи предложения.
Деревья высокие, а кустарники . Уголь черный, а мел
Овчарка большая, а такса . Сахар сладкий, а перец Карточка №3.
Допишите подходящие слова-признаки.
Осень (какая?)
Карточка №4.
Вставь вместо пропусков подходящие по смыслу слова-признаки.
помидор, ночь, дорога,
друг.
Карточка №5.
Допиши пропущенные слова.
Живет в доме хозяин: Шубка
Лапки
Ушки_____________
Днем спит или сказку говорит, Ночью бродит, на охоту ходит.
Карточка №6.
Добавь подходящие по смыслу существительные.
Большой, косолапый . Кудрявая белоствольная _____________.
Рыжая, хитрая, ловкая . Сухое, свежее, душистое ________________________.
Проверка. (Представитель от каждой группы выходит с карточкой к доске и зачитывает ответы.)
Самооценка.
Оцените, как вы сегодня работали в группах. (Оценочные линейки.)
Домашнее задание.
Дома будете выполнять упражнение N2 64. Прочитайте задание. Что неясно?
Синквейн..
В заключение урока составим синквейн о прилагательном.
1. Слова - признаки.
2. Какой? Какая?
3. Описывают, украшают, помогают.
4. Делают текст ярким, красивым.
5. Имя прилагательное.