СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе по теме "Значение и употребление имен прилагательных в речи". УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме "Значение и употребление имен прилагательных в речи". УМК "Школа России"»

Сценарий урока русского языка в 3 классе по УМК "Школа России",

учителя начальных классов Татьяны Николаевны Рыжковой


Тема урока

Значение и употребление имен прилагательных в речи

Тип урока

Урок открытия нового знания

Класс

3

Автор УМК

УМК «Школа России», Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. 2 часть

Цель и педагогические задачи (педагогический замысел)

  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, среди однокоренных слов и сравнивать их с другими частями речи;

  • определять лексическое значение имён прилагательных;

  • подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные (из слов для справок), а к именам прилагательным — имена существительные;

  • определять роль имён прилагательных в тексте;

  • точно употреблять в речи имена прилагательные

Формирование универсальных

учебных действий

Личностные: учащиеся проявят интерес к языковой и речевой деятельности, формирование личностного смысла учения.

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель и задачи деятельности на уроке; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; работать по плану; оценивать результаты своей деятельности;

Познавательные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать, умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение);

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, умение работать в группах и сохранять дружеские отношения.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация обучающимися:

усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях (научатся распознавать имя прилагательное среди других частей речи, правильно употреблять в речи имена прилагательные, подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена

прилагательные)


Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный этап.


Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Ребята, сегодня на уроке русского языка много гостей. Давайте поприветствуем их. Повернитесь, улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением.

Все друг к другу повернулись.

Все друг другу улыбнулись.

Гости рады им всегда.

Так начнём работать? Да!

- Здравствуйте, уважаемые гости. Ребята, садитесь.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей).

- А чего вы ждете от сегодняшнего урока? (Ответы детей).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

  1. Минутка чистописания

- Откроем тетради, подпишем число, классная работа.

- Игра «Доскажи словечко»

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдет,

Тот и руку мне пожмет.

Людям рада я, поверь,

Я – приветливая … (дверь)

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись: … (дятел)

- Найдите первый звук в словах. Какой буквой он обозначается на письме? Охарактеризуйте звук.

- Сегодня на уроке будем писать буквы Д, д.

- Спишите, продолжив закономерность

дад Дд ада Ддд дад Дддд

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Добрый разум наживёшь не сразу.

  1. Словарная работа

- Сейчас поработаем со словарными словами. А какие это слова, вы должны угадать по описанию.

- Сочное, зелёное, круглое … (Яблоко).

- Откройте учебник на странице 148 – 149 и уточните написание этого слова в орфографическом словаре. Как пишется это слово, прочитайте, запишите, подчеркните орфограмму.

- Ребята, много словарных слов вам приходится запоминать? Для того, чтобы вам легче было запомнить написание этого слова, художник предлагает такую иллюстрацию – ассоциацию. Посмотрите. Вместо буквы «о» представьте фрукт – яблоко. Когда вы будете писать это слово, зрительно представьте эту картинку, вам легче будет вспомнить. Вы согласны?

- Сочный, зелёный, продолговатый, хрустящий… (Огурец)

- Найдите в словаре, как это слово пишется. Прочитайте, запишите, подчеркните орфограмму. Посмотрите на картинку к этому слову, как предлагает художник запомнить написание слова?

- Сочная, спелая, сладкая, лесная… (Ягода)

Найдите слово в словаре, уточните, как оно пишется. Какая орфограмма, запишите, подчеркните орфограмму. (Работа с иллюстрацией – ассоциацией).

  1. Целеполагание

- Ребята, вам легко было угадывать слова? Кто сыграл роль помощников?

-Правильно, имена прилагательные сыграли роль помощников. Как вы думаете, какая тема урока у нас будет сегодня?

- Имя прилагательное – это тема широкая и для вас не новая. Вот была очень важная подсказка. Я сказала: «Кто сыграл …» (Роль имени прилагательного в речи)

-Точнее прочитаем тему нашего урока: «Значение и употребление имен прилагательных в речи».

- Кто знает, а для чего нам надо знать роль, значение имени прилагательного в нашей речи? Надо это знать или не надо, как вы считаете?

Прочитаем цель урока: «Распознавать в устной и письменной речи имена прилагательные и сравнивать их с другими частями речи; точно употреблять в речи имена прилагательные».

III. Выявление места и причины затруднения

- Вспомните, что вы знаете об имени прилагательном.

- Для чего нужны имена прилагательные, как вы считаете?

-Правильно, имена прилагательные делают нашу речь точной, выразительной, яркой. Словом, можно подобрать большое количество прилагательных – определений. Они называются эпитетами. Вы сегодня по эпитетам угадывали словарные слова. Вот, например, к слову море можно подобрать 138 эпитетов (в словаре эпитетов). Но это ещё не чемпион. А чемпионами у нас являются слова: лицо и глаза. (Слайд). Представьте, как можно описать лицо человека.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Ребята, мы уже говорили о том, для чего нужны имена прилагательные, что мы знаем об этой части речи. Как вы думаете, раз вы уже хорошо знакомы с этой частью речи, может ли у вас возникнуть затруднение в определении имени прилагательного в тексте? Как вы думаете? Может возникнуть трудность или легко это сделать?

- Хорошо. Давайте попробуем. Вот у нас стихотворение. (Слайд)

Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой

За речною косой

Травы косит косой.

- Найдите в тексте имена прилагательные. (Косой)

- Какой косой? У нас их 4. Что помогает определить, какая это часть речи? Косой – это, какой? (Косоглазый) А второе слово «косой», какой частью речи является? Докажите. Задайте вопрос. Какое оно имеет лексическое значение? (Это причёска).

Следующее слово «косой», какой частью речи является, как доказать? Что такое речная коса? (такая же работа проводится с четвертым словом «косой»).

-Как вы думаете, человеку, который только изучает русский язык, иностранцу, легко было бы разобраться? Конечно, сложно. Всё - таки могут быть сложности с определением имени прилагательного как часть речи.

- Второе стихотворение. (Слайд)

В полях, не кошенных косой,

Всё утро дождик шёл косой.

- Где здесь имя прилагательное? Какое? Докажите. Какое значение имеет слово «косой»? А первое слово «косой», какая часть речи? Докажите. О какой косе идёт речь?

- Молодцы. Ну, всё - таки трудности бывают.

V. Реализация построенного проекта

  1. Работа с словами – омоформами.

Итак, слова, которые нам сегодня встретились, называются омоформами. Когда разные части речи могут совпадать по звучанию, написанию отдельными формами. Их надо уметь отличать друг от друга.

- Давайте потренируемся в определении имён прилагательных в словосочетании. (Слайд).

- Из двух словосочетаний вы должны найти и записать только то, в котором есть имя прилагательное. Комментируем по - цепочке.

столовая ложка

школьная столовая


дежурный врач

дежурный по классу


больной стонал

больной ребёнок


старый знакомый

знакомый мальчик


слушайся взрослых

взрослый человек

Физминутка (вращение головой)

  1. Работа с многозначными словами

- Ребята в 1 и 2 стихотворении, про зайку и про дождик, встретилось слово «косой». В 1 стихотворении оно означало косоглазый, а во 2 – наклонный. Из-за чего так происходит, что одно и то же слово означает разное. Как эти слова называются? (Многозначные). Как вы думаете, можно запутаться, если не знать точного значения, какие значения может принимать слово?

Слово может принимать прямое и переносное значение. Мы сейчас потренируемся, поработаем в парах.

- У вас лежат листочки. Вам нужно распределить словосочетания на 2 группы с прямым и переносным значением. Рядом со словосочетанием поставить цифру 1, если значение прямое и цифру 2, если значение переносное.

- Проверяем.



тяжёлый чемодан


тяжёлый характер


лёгкая ноша


лёгкая походка


медвежья лапа


медвежья услуга


железная кровать


железное здоровье


зрелый возраст


зрелый плод


стальное кольцо


стальная воля


каменный дом


каменное сердце


тёплый голос


тёплый хлеб


свежий хлеб


свежий взгляд


кислое лицо


кислое яблоко


3. Физминутка

- Физминутка у нас необычная. Я буду называть словосочетания, если значение прилагательного прямое, стоим ровно, если значение переносное – хлопаем в ладоши над головой.

- Серебряные росы, серебряная посуда, золотая зорька, золотая монета, душистый мёд, душистая весна, весёлый ребёнок, весёлая зима, сонная девочка, сонные берёзки, мягкий ветер, мягкий пух, сердитая туча, сердитая соседка, тяжёлое чувство, тяжёлая ноша.

4. Самостоятельная работа

- Откройте учебники на странице 65, упражнение 112. Среди однокоренных слов выписать только имена прилагательные.

- Проверим.

5. Работа с паронимами.

- Ребята, посмотрите на слайд. Аня и Ваня спорят. Надо подобрать к прилагательным вечный и вековой, подходящие по смыслу имена существительные. Ваня считает, что надо подобрать одно слово и оно подойдёт и к слову вечный , и к слову вековой. А Аня считает, что надо подобрать разные имена существительные. Как вы считаете, кто из них прав. Помогите решить этот спор. (Ответы детей).

- Скажите, а как же определить однокоренные эти слова или у них разный корень? Какая ещё есть особенность у однокоренных слов, кроме того, что у них одинаковый корень? А вы знаете значение этих слов? А если не знаете значение, что или кто вам может помочь? Посмотрим значение этих слов в Толковом словаре. (Слайд).

Как вы считаете, исходя из значения слов, можно к ним подобрать одно и то же слово, чтобы получилось правильное словосочетание или разные слова?

- Такие слова называются паронимами. Они не одинаковы по написанию, но очень близки по звучанию. Чтобы их правильно употребить, надо знать их значение.

- Вечная мерзлота, вечная память, вечный студент; вековая мудрость, вековой дуб, вековые традиции.

VI. Первичное закрепление во внешней речи. Работа в группах

- Разделитесь на группы. Послушайте задание. Вы получили таблички, на которых написаны паронимы. Вы должны подобрать к каждому слову правильное значение, наклеить, а в верхнем прямоугольнике написать 2 существительных, подходящих к этим прилагательным. Окончание можно менять.

- Проверяем. По одному представителю от группы выходят и рассказывают. (По слайду).

искусственный искусный

глазастый глазной

диковинный дикий

мудрёный мудрый

душный душистый


VII. Подведение итога урока

- Что же вы узнали сегодня на уроке? (Ответы детей)

- Вспомним, какая была цель урока. Как вы думаете, мы цели достигли? Скажите, в начале урока я спрашивала о том, чего вы ждёте от урока, оправдались ваши ожидания? Где же вы можете применить полученные знания или, может, они вам не понадобятся?

VIII. Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, у вас на столе лежит вот такой листочек. Здесь три столбика. В первом столбике оцените урок. На уроке было: интересно, скучно, безразлично. Во втором столбике оцените себя на уроке: я работал, я отдыхал, я помогал другим. В третьем столбике: я понял материал, узнал больше, чем знал, не понял.

IX. Домашнее задание.

1 вариант: учебник стр. 64- 65,упр. 110,

2 вариант: учебник стр. 65, упр. 111.