Урок русского языка в 4 классе по теме «Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и в окончаниях имен существительных».
Цель: 1) развивать умение распознавать орфограммы и правильно обозначать безударные гласные в разных частях слова, создать условия для развития орфографической зоркости и навыков правописания, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать;
2) формирование новых знаний и ценностных отношений к ним;
3) формирование предметных знаний и УУД на основе ранее сформированных знаний;
4) формирование опыта применения ранее сформированных знаний и действий.
I. Адаптационный этап. Орг. момент урока
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
II. Целеполагание
1. Орфографическая минутка. Работа в тетрадях( один ученик у доски).
- Исправь ошибки. Подчеркни основу предложения.
На тёмнам(ом) фони(е) гор пра(о)на(о)сились клочья тумана, но вне(и)зу ста(о)яли ха(о)лодные сумерки.
- Какие буквы вставили? Какое место они занимают в слове? Определите тему сегодняшнего урока.
2. Актуализация опорных знаний
- Что мы знаем о способах проверки приставки? (Приставки пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.)
- Что мы знаем о способах проверки безударной гласной в корне? (подобрать проверочное слово: изменить форму слова или подобрать однокоренное)
-Умеем ли мы проверять безударную гласную в окончаниях имён существительных? Как? (пользуемся алгоритмом или проверочным словом)
- Попробуйте сформулировать цель урока.
III. Основной этап.
1. Практическая работа в парах.
- На какие группы можно разделить эти слова? По каким признакам составили группы. Запишите.
Л*цо, п*лёт, с крыш*, на пол*, зв*рёк, з*сада, гр*бник, в мор*, покос
(Лицо, зверёк, грибник. Полёт, покос, засада. С крыши, на поле, в море)
- Кто справился? У кого возникло затруднение? Почему?
- Для проверки безударной гласной, в какой части слова необходимо умение определять склонение имён существительных? (Правописание безударной гласной в окончании имён существительных.)
- Что нужно знать для этого?(Правильно определить падеж и вспомнить нужное окончание).
2. Давайте сделаем вывод, что же надо знать и уметь, чтобы правильно написать безударную гласную в слове? (сначала определить место гласной в слове, далее действовать по алгоритму)
- Для этого вспомним алгоритм решения орфографической задачи.
IV. Первичное закрепление Работа с учебной книгой.
- Откройте учебник и выполните упражнение 233(спишите текст, подчеркните орфограммы). Проверка фронтальная.
- Назовите слова с безударной гласной в корне, в окончании.
Физминутка.
V. Самостоятельная работа (выбирают задания по уровням)
а) 1 уровень
- Спишите слова, подберите проверочное слово. Найдите лишнее слово.
Журавли, тропинка, поля, синева, плоды, шиповник, пахучие, листва, звезда.
2 уровень
- Исправьте ошибки.
В золотые осенние дни готовились к атлёту журовли. Покружились они над рикой, над родным болотом. Вот потянулись птицы в дальние страны. На востоки показалась ранняя зорька. Скоро поднимется над рикой висёлое солнце.
3 уровень
Придумайте и запишите стихотворение с 3-5 парами проверяемых и проверочных слов с орфограммой безударная гласная в корнях слов и в окончаниях имен существительных.
б) Работа над новым словарным словом.
- Запишите слово адрес.
- В какой части слова находится безударная гласная? Какой способ проверки будете использовать? Что нужно сделать со словом, к которому нельзя подобрать проверочное?
- Запомните написание слова. Составьте предложение с ним. Запишите.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Чему мы учились на уроке? Всё ли у вас получилось? Оцените свою работу с помощью рисунка смайлика