СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе. Правописание тся, ться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ознакомления с новым материалом. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе. Правописание тся, ться.»

Урок русского языка в 4 классе.

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Целуйко Галина Ивановна


Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Цели урока: 

познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научиться задавать вопросы к глаголам;

            развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; 

- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУДсамостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 

Регулятивные  УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Ход урока

1.Этап мотивации

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Продолжите фразу:

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….

( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)

2.Актуализация знаний

- Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

- Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д,  и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)

- Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы  что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или  ^ –ти. Н-р: везти, писать)

- А сейчас работаем в парах. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки.

Упр.217

- Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с  ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)

3.Выявление места и причины затруднения

Упр.218

- Прочитайте.

- Спишите, вставляя пропущенное сочетание букв.

- Взаимопроверка

- Сравните свои работы.

- Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется  -тся или  -ться)

- Какой будет тема нашего урока? (Правописание  -тся и  -ться в глаголах)

2)Сообщение темы и целей урока

- Тема урока «Правописание  -тся и  -ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на  -тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.

- Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?

(Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание   -тся и  -ться в глаголах; применять правило правописания  -тся и  -ться в возвратных глаголах)

4.Пробленая ситуаця.

1) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.

- Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)

- В какой форме стоят? (неопределённая форма)

- Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)

- В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)

- Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)

- В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)

- Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или  что сделать? перед ^- ся пишется ь знак)

- В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что делают?, что сделают?, то пишется –тся)

2) Работа с учебником

- Сравните  наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.


3)Составление алгоритма

Глагол

-тся        -ться

Поставь вопрос


Если

          что (с) делать?                                   что делает?, что сделает?,

                                                                      что делают?, что сделают?

неопределённая форма                                 3-е лицо, ед. или мн.ч

    в вопросе есть ь знак,                                 в вопросе нет ь знака,                              

         то пиши -ться                                                то пиши -тся


5.Первичное закрепление

Работа на интерактивной доске с помощью ЭОР. Тема Глагол. Неопределённая форма глагола. Развивай свою речь.

Задание. Соотнеси фразеологизмы и то, что он означает. Найти глаголы, выделить суффиксы.

Навострить уши – приготовиться слушать.

Задирать нос – зазнаваться.


Физкультминутка

- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянуться, поклониться, трудиться)

- Запишем их в столбик

- Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)


6.Вторичное закрепление

1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219

- А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.

1 вариант – 1и 2 предложения,

2 вариант – 3 предложение.

- Самопроверка по образцу.

1в.   Рано утром на рассвете умываются мышата.

     Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

                         2в.   Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

       Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

2)Творческая работа


Упр.221. Каждый составляет по 1 предложению. Озаглавливаем полученный текст. Найти глаголы неопределённой формы.


7.Итог урока

- Какую цель ставили перед собой на  начало урока?

- Кто считает, что достиг поставленных целей?

- За что бы вы себя похвалили?

- В каких случаях мы пишем перед  ^–ся  ь знак?

- В каких случаях мы не пишем перед  ^–ся  ь знак?


Прежде, чем глагол писать,
Не забудь……… задать.
Если мягкий знак в ………,
То в глагол его мы………. .


8. Домашнее задание. Оценки.

- Дом. задание

1) упр. 223 стр. 106.