СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме" Простые и сложные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используется технология проектного обучения

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме" Простые и сложные предложения"»

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Цель: 

- продолжить знакомить обучающихся с понятиями «простые и сложные предложения»; научить распознавать простые и сложные предложения, определять их основные признаки, строить простые и сложные предложения; развивать речь, память, внимание;

- воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

- Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

- Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

- Распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений по средствам связи.

- Самостоятельно конструировать сложные предложения.

Регулятивные:

- Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

- Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

- Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

- Извлекать нужную информацию.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и формирования умений.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая.

Методы обучения: частично поисковый, метод проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, проектно - исследовательский.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Доброе утро, ребята .Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Желаю всем вам, ребята, успешной работы на уроке и хороших оценок. Не расстраивайтесь, если сегодня у кого-то что-то не получится. Не получится сегодня, обязательно получится завтра. Главное – верьте  в себя, и все у вас будет хорошо! 

Кроссворд: «Узнай слово» 

  1. Приставка, как в слове ПРЕДВИДЕТЬ

2.Корень такой же, как в слове ИЗЛОЖЕНИЕ

3.Суффикс, как в слове СОЧИНЕНИЕ

4.Окончание, как в слове БАБУШКЕ

Ответ: предложение.

В каком разделе русского языка изучается ПРЕДЛОЖЕНИЕ? (Синтаксис).

Грамматическая сказка

А сейчас послушайте сказку:

Жили-были Король и Королева. Они не могли жить друг без друга и очень редко расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил одежду из существительного и местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола. 

О чём говорится в сказке? (О подлежащем и сказуемом)

Что такое подлежащее и сказуемое? ( грамматическая основа).

Может ли предложение быть без грамматической основы? А что характерно ещё для предложения?( интонация конца предложения)

Упражнение в нахождении грамматической основы

Написание текста под диктовку:

1.Наступила осень.2. Птицы улетают в тёплые края.3. Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. 4.Лес обнажился, часто идут нудные дожди. 5. Ветви деревьев качаются, когда дуют холодные ветры.

Учитель. Озаглавьте текст, определите стиль, тип речи.

(Осень. Художественный стиль, тип речи - повествование)

Учитель. Чему учит нас этот текст? (Любить природу).

Учитель. Прочитайте1 и 2 предложения. Найдите в них общее. ( это простые предложения)

Составьте схемы этих предложений.

Учитель. Прочитайте 3, 4 и 5 предложения. Отметьте в них общее.
(В этих предложениях по две грамматические основы).

3. Формулирование темы и цели урока

Учитель. На какие две группы вы бы разделили предложения?
(Предложения с одной грамматической основой называются простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).

Учитель. Сформулируйте тему урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема урока — «Простые и сложные предложения). 
На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова, написанные на доске.

1) Продолжим изучать… и …предложения;
2) научимся различать ... и ...;
3) будем учиться ставить ... в сложных предложениях.

Цель: продолжим изучать простые и сложные предложения; научимся различать простые и сложные предложения; будем учиться ставить запятую в сложных предложениях.

4. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).

Учитель. Прочитайте простые предложения, входящие в состав сложных. Имеют ли они интонацию конца предложения? Как связаны они в составе сложного предложения?


(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).

Найдите в тексте сложное предложение, в котором простые предложения связаны с помощью интонации.

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и, когда).
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

Учитель. Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации. В сложных союзных предложениях простые предложения ведут себя по- разному. Сравним 3 и 5 предложения. Читаем 3 предложение. Как ведут себя простые предложения в составе сложного? Они равноправны и указывают на последовательность действия. Такие предложения называются сложносочинённые. А в 5 предложении что мы можем наблюдать? От первого простого предложения можно задать вопрос к другому простому предложению, поэтому одно простое подчиняет другое. Такие предложения называются сложноподчинёнными.

Словарная работа : пишем названия сложных предложений ( типы сложных предложений)

Бессоюзное

Сложносочинённое

сложноподчинённое

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Запятая в сложном предложении - это пограничник, она всегда стоит на границе двух простых предложений, входящих в состав сложного.

Запишем предложения ,определим, какие они по наличию грамматической основы? Расставим знаки препинания.

В небе появилась и засверкала первая вечерняя звёздочка. В небе ярко сверкнула первая звёздочка и в окнах домов замелькали огоньки.

Вывод: союз И в предложении коварный союз, надо думать, когда перед ним ставится запятая.

Физкультминутка.

Работа по теме урока.

Самостоятельное чтение теоретического материала в учебнике, п. 46. с.107-108.

Работа над проектами

1 группа составляет алгоритм « Как отличить простое предложение от сложного»

2 группа составляет кластер « Типы сложных предложений»

3 группа составляет памятку «Когда надо ставить в предложении запятую перед союзом и?»

Примеры предложений берём из упражнений на странице 109-110.

Защита проектов у доски

Слуховой диктант:

Определите на слух, простое предложение или сложное?

1.Снег покрыл землю, и наступила настоящая зима. 2.Долго боролась зима с ненастной осенью. 3.Завывает в поле холодный ветер, гуляет вьюга. 4.Осень уступила .5. Дети рады зиме, потому что можно поиграть в снежки и покататься на санках.

Творческая работа. Напишите текст на тему « Зимний день», употребив не только простые предложения, но и сложные.

Проверка

Тест на закрепление темы урока

Подведение итогов урока. Рефлексия.

А теперь проанализируйте свою работу, закончив одно из предложений:

1.Сегодня на уроке я:

Узнал(а)…

Понял(а)…

Научился(ась)….

2.Лучше всего у меня получалось…

3.Основные трудности у меня были…

4.Сам(а) себе я желаю…



Домашнее задание: теоретический материал, с.111, упр. № 241.