СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "Морфологический разбор глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс игры – это пространство самореализации. Игра – деятельность коммуникативная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Игра обладает предсказуемостью. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра используется для решения комплексных задач закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять учебный материал с различных позиций.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Морфологический разбор глагола"»

Как использовать технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям? Проект урока по предмету, с использованием игры (имитационной, ролевой, деловой).

Выполнила:

Морокова Елена Алексеевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2» г.Ханты-Мансийска


Пояснительная записка..

Модернизация современного образования ставит перед учителем задачу: содействовать расширению ключевых компетенций школьников, а именно, развитию коммуникативных умений, и создавать условия для их формирования. Поэтому, начиная с 5 класса, я применяю следующие образовательные технологии и формы работы:

-игровые технологии и работу в группах, создаю на уроках ситуации соревновательности, успешности каждого ученика;

- технологии проблемного обучения: индивидуальную, парную, групповую работу, применяю методы самоконтроля, ввожу элементы проектной деятельности (составление схем, рисунков), использую исследовательский метод.

Игровые технологии занимают важное место на уроке, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) развивают внимание и познавательный интерес к предмету;

2) помогают ученику преодолеть пассивность;

3) помогают приобрести конкретные практические навыки, перевести знания в опыт;

4) помогают учащимся выработать речевые умения и навыки;

Процесс игры – это пространство самореализации. Игра – деятельность коммуникативная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Игра обладает предсказуемостью. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра используется для решения комплексных задач закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять учебный материал с различных позиций.

Актуальность применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы я вижу в том, что:

- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;

- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Необходимо более тесно связывать уроки с жизнью, с жизненной практикой. Сейчас задачи практической направленности включены в тесты ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому необходимо учить решать задачи такого вида. Познавательная игра – это процесс, в котором на основе итогового замысла моделируется реальная обстановка, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.

Предлагаю проект урока по русскому языку в шестом классе, разработанный на основе программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский М. «Просвещение» 2010г), раздел "Глагол как часть речи". Урок по теме «Морфологический разбор глагола» рекомендую проводить с использованием игровых методов. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Используются приёмы: «Мозговой штурм», «Дерево решений», «Реклама», «Феномен», «Ранжирование», «Лови ошибку», «Метод Пресс» и др.

Проект урока разработан поэтапно.

Этап подготовки: изучение источников, разработка сценария, подготовка материального обеспечения, ввод в игру.

Этап проведения: фронтальный опрос, индивидуальная работа. работа в группах, подведение итогов .

Этап анализа и обобщения: вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения – рекомендации по выполнению домашнего задания.


Тема урока: «Морфологический разбор глагола» 6 класс

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Глагол как часть речи» в части морфологических признаков.

Задачи урока:

Образовательные:

- учить определять морфологические признаки глагола;

- определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола;

- частично познакомить с причастием как самостоятельной частью речи.

Воспитательные:

- поддерживать интерес к урокам русского языка;

- формировать ценностное отношение к участникам образовательного процесса.

Развивающие:

- развивать коммуникативные качества учащихся (формировать умение строить высказывание, вести беседу и дискуссию);

- формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;

- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, творческих способностей школьников.

Используемые технологии (элементы технологий): информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые, проблемное обучение, технология развития критического мышления. Используются приёмы интерактивного обучения. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Межпредметные связи: литература (средства выразительности)

Ресурсы урока: доска, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, презентация, кроссворд, составленный учителем, нарисованные элементы урока (рюкзак, ягодка, ствол дерева, листья, «шпаргалки» для морфологического разбора).

На доске записано число, глагол «совершенствуем».

Ход урока:

Этап урока, время

Задачи этапа

Учебный элемент, форма работы

Приёмы

Сопутствующее повторение

Развитие речи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации (организационный момент (1-2 мин.)

Создать условия для усвоения матер и мотивации уч-ся

Беседа с учащимися

Постановка проблемы

Лексическое значение слова

Формирование умения вести беседу

Здравствуйте! Сегодня отличный день! Вы не находите? А почему?

Сегодня я вошла в школу и услышала, как кто-то из старшеклассников сказал: «Он само совершенство!» А вы знаете, что означает эта фраза?

Отвечают на вопросы учителя, размышляют о том, что такое совершенствование.

Этап целеполагания (1 мин.)

Сформулировать цель работы на уроке

Беседа с учащимися

«Мозговой штурм»

Грамматические признаки глагола

Формирование умения рассуждать, формулировать проблему цель

Что означает слово «совершенствуем»? Какая это часть речи? Что можно совершенствовать в человеке, в себе? А на уроках русского языка? В конце учебного года? Зачем необходимо совершенствовать знания? А как правильно сделать морфологический разбор глагола «совершенствуем», записанного на доске?

Что мы знаем о глаголе?

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

Говорят о том, что морфологический разбор глагола можно сделать, вспомнив его грамматические признаки.

(Примечание: предполагается, что учащиеся узнают тему каждого нового урока на предыдущем, поэтому тему не определяют)

Этап повторения и систематизации изученного (7 мин.)

Повторить и обобщить знания морфологических признаков глагола

Проверка домашнего задания. Работа в группах.

«Дерево решений», «Реклама»

Повторение домашнего задания по теории

Формирование коммуникативных умений, полного ответа на вопрос, создание мини-текста

Я предлагаю вам создать дерево рекламы глагола – дерево дуб. Давайте вспомним, какая это замечательная часть речи. Для этого поработаем в группах по обсуждению морфологических признаков глагола. А через 2 минуты каждая группа выходит, приклеивает к нашему дубовому стволу свои листочки и рекламирует глагол как часть речи. Начинаем работу. (Подходит к группам и поясняет, что непонятно). Начинаем создание нашей рекламы. Ребята, вы должны создать такую рекламу глагола, чтобы стало понятно, чем он отличается от других частей речи.

Вот такое красивое, замечательное дерево у нас получилось. Какое это дерево?

Дуб – это символ чего? Пусть наши знания о глаголе будут такими же прочными и крепкими.

Давайте спланируем наш урок. Чем мы будем заниматься дальше? Сразу начнём разбор глагола? Или будем выполнять ещё какие-то задания?

Работают в группах (распределяют роли, обсуждают задание и пути его решения). Вписывают в нарисованные листочки основные глагольные признаки.

Выходят группами к доске, приклеивают листочки к стволу. Каждый член группы называет глагольный признак и комментирует его (рекламирует).

Отвечают на вопросы.

Планируют вместе с учителем дальнейшие действия: выполнение заданий, отработка умений, а затем – морфологический разбор.

Этап проверки знаний (3 мин.)

Проверить знание грамматического признака «вид глагола»

Работа в парах. Работа с интерактивной доской.

«Феномен», «ранжирование»

Работа с интерактивной доской


Итак, вы сказали, что самые главные, постоянные глагольные признаки – это вид, переходность и спряжение. Посмотрите на слайд. Давайте поможем девочке разобрать ягодки по корзинкам: глаголы совершенного и несовершенного вида. Для этого 1 вариант выписывает глаголы совершенного вида, а 2 – несовершенного. А к доске от 1 варианта пойдет…, от 2 - … В конце работы обмениваемся тетрадями с соседом по парте и проверяем, не оказалось ли у вас одинаковых глаголов в тетрадях. На это упражнение у вас всего 3 минутки.

Не забываем по окончании выполнения и ходу проверки тетради соседа оценивать работу свою и товарища по парте. Сегодня руководствуемся следующими критериями (пишет на доске): нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; более 4 ошибок – неудовлетворительно (надо поработать ещё!). У доски работаем таким же образом.

Подводит итоги задания с учащимися.

Учитель берёт нарисованную ягоду со словом и говорит: «Давайте возьмём пока эту удивительную ягодку, которая не похожа на глагол и оставим в другой корзинке до конца урока, а потом «съедим» и, таким образом, всё о ней узнаем» (убирает ягодку в корзинку, размещённую на доске).

Работают индивидуально и с интерактивной доской 1 ученик (классифицируют глаголы по признаку вида, проводят проверку и самопроверку).


Работают в парах.











Подводят итоги задания совместно с учителем.


Задают вопрос о ягодке, на которой написано «краснеющая».

Этап проверки знаний (3 мин.)

Проверить знание грамматического признака «переходность-непереходность» глагола

Фронтальный опрос.

«Лови ошибку», «Метод Пресс»

Падежи существительных

Отработка умения строить высказывание точки зрения

Смотрим на ветви нашего дерева. Следующая крепкая ветвь. Что это?

Взгляните на доску. Даны глаголы, распределённые по столбикам по признаку: переходный-непереходный. Найдите ошибки, если они имеются и докажите, что перед вами ошибочное утверждение. Оценивает ответы учащихся.

Отвечают о переходности-непереходности глагола.

Берут на парте шпаргалку с приёмом построения высказывания, внимательно читают, осмысливают, учатся строить высказывание, опираясь на предложенный приём, рассуждают.

Этап проверки знаний(5 мин.)

Проверить знание грамматического признака «спряжение глагола»

Фронтальный опрос и «валеоминутка+физкультминутка»

«Живые звуки», «разминка»

Средства языковой выразительности

Формирование умения подбирать синонимы

По ветвям нашего дуба мы подбираемся к чему? Сейчас нам предстоит небольшая экскурсия в мир звуков природы. Слушая, вместе будем называть действия, происходящие в природе, используя как можно больше синонимов. Не просто записывать, а распределять по столбикам в тетради: глаголы 1 спр. – 2 спр. Спряжение глаголов – сложная тема. Если вы сейчас ни разу не ошибётесь – в 7 классе вам будет легко, если ошибётесь 1-2 раза – неплохо, а более 3 раз – уже нужно задуматься, поработать ещё с темой.

Включает презентацию «Живые звуки».

Ребята, что перед нами?

А теперь приведите, пожалуйста, примеры глаголов, употребленных в переносном значении. Как называется такое средство выразительности? Зачем нужны олицетворения?

Подводит итоги задания.

Отвечают о спряжении.

Внимательно слушают, проводят ассоциации (звуковые, зрительные), отбирают необходимый материал, классифицируют его, производят самопроверку.

Отвечают: море, прибой.

Отвечают и записывают: шумит, волнуется, бурлит, клокочет.

Отвечают и записывают: поют, щебечут, свистят.

Отвечают и записывают: идёт, стучит, барабанит.

Отвечают и записывают: дует, гудит, свистит.

Отвечают и записывают: плещется, плавает.

Отвечают и записывают: текут, бегут, струятся.

Приводят примеры. Называют «олицетворение».

Отвечают.

Этап проверки знаний (4 мин.)

Проверить знание непостоянных граммат признаков глагола (наклонение, время, лицо, число, род)

Кроссворд. Работа в группах.

«Поиск соответствий»

Правописание безударных личных окончаний глагола

Формирование коммуникативных умений

А сейчас я предлагаю вам заполнить небольшой кроссворд. Переносить в тетрадь его не нужно. Работаем у доски и устно, заполняем кроссворд, отвечая на поставленные вопросы.

Подводит итоги задания.


Заполняют кроссворд на определение наклонения, времени, лица, числа и рода глаголов (обсуждают в группах).


Подводят итоги задания самостоятельно.

Этап контроля знаний (3-4 мин.)

Контроль знаний учащихся по теме

Тест. Работа в группах.

«Верно/неверно»

Правописание глаголов

Формирование коммуникативных умений

Ребята, ответьте, какие глагольные признаки мы с вами сейчас повторили?

Предлагаю проверить объём наших знаний грамматических признаков глагола, выполнив в группах небольшой тест. Работайте быстро и плодотворно, уважайте мнение друг друга.

Подводит итоги задания.

Отвечают: непостоянные (перечисляют их).


Работают в группах за компьютерами.

Оценивают работу в группах.

Этап контроля знаний (4мин.)

Контроль системности знаний учащихся о глагольных признаках

Индивидуальная работа. Составление шпаргалки.

«Морфологический ящик», «Конкурс шпаргалок»

Порядок морфологического разбора

Формирование коммуникативных умений

Теперь мы точно знаем все грамматические признаки глагола. И в конце изучения любой части речи, мы знакомимся с какой темой, объединяющей всё изученное? И сейчас мы устроим конкурс шпаргалок. Я раздам вам шпаргалки, а вы заполните их, составьте самостоятельно образец морфологического разбора глагола. Представьте, что вам такая шпаргалка нужна на экзамене. Пишите, как вам угодно, оформляйте свою шпаргалку так ярко и весело, как вам хочется, но помните, что она должна быть как можно более полной, точной.

Отлично, ребята. А теперь, откройте параграф учебника и проверьте свою шпаргалку, насколько она точна.

Поскольку, у нас был конкурс, мы непременно его закончим. Разместим наши шпаргалки на плакате и сможем путём голосования определить победителя конкурса и поставить ему отметку, но сделаем мы это после урока, потому что сейчас у нас остались ещё дела.





Отвечают: морфологический разбор части речи.


Заполняют шпаргалки (учатся отбирать и систематизировать информацию, сравнивают с образцом).

3-4 ученика отвечают.


Этап анализа знаний (3 мин.)

Подвести итоги контроля знаний

Морфологический разбор глагола.

Приём «Цветные поля»

Параграф учебника

Формирование умения анализировать проделанную работу вслух

Взгляните на доску…

Верно, так давайте теперь самостоятельно, глядя в свою шпаргалку или учебник, сделаем морфологический разбор глагола «совершенствуем».

Подводит итоги задания.

Говорят о глаголе «совершенствуем».

Выполняют задание, отмечают карандашами в тетради (учатся самостоятельно определять трудности, которые появляются в работе).

Подводят итоги задания вместе с учителем.

Этап изучения нового материала (3-4 мин.)

Частичное знакомство с причастием

Работа с презентацией.

«Отсроченная отгадка», «Феномен»

Морфологические признаки существительного, прилагательного

Формирование умения вести беседу

Ребята, а мы с вами ничего не забыли? Подумайте, проанализируйте наш урок. Может, мы где-то что-то оставили?

Верно. Мы забыли о нашей «краснеющей» в корзинке ягодке. Помните, мы не смогли её положить ни в одну из корзин на слайде. А почему? Почему не глагол? На что похожа это ягодка? И не только! Взгляните на слайд: «краснеющая» - это красная или та, которая краснеет? Значит, она похожа на глагол и прилагательное. Эта загадочная часть речи – причастие. С ней мы будем знакомиться в полном объёме в 7 классе. Давайте немного потренируемся устно. На слайде представлены глаголы, образуем от них причастия.

Отвечают: о ягодке в корзинке.

Отвечают, что это не глагол.

Отвечают, что отвечает на вопрос «какая?»Отвечают: на прилагательное.


Отвечают.

Работают устно со слайдами презентации (сопоставляют, составляют самостоятельно формы).

Этап подведения итогов (5 мин.)

Рефлексия

Оценка работы друг друга учащимися. Оценка работы учащихся учителем.

«Рюкзак», «Дискуссия»,

Темы по правописанию глаголов

Формирование умения вести дискуссию

Домашнее задание (упр на выбор для разных групп учащихся)

Какие знания, наблюдения, размышления с сегодняшнего урока вы возьмёте с собой в 7 класс, до которого осталось не так много времени. Запишите: в чём вы наконец-то разобрались, чему научились, какие открытия сделали для себя на уроке. И давайте сложим наши записочки в рюкзачок под названием «В 7 класс!»

Вы сегодня отлично поработали (отмечает работу в группах, в парах, индивидуальную работу учащихся). А теперь скажите, кто из вас потрудился лучше всех? Выставим отметки за урок.

А также голосуем за лучшую шпаргалку. Они перед вами на плакате. В добрый путь с хорошим настроением!

Отвечают: орфографии.


Записывают. Складывают записки в рюкзак. Некоторые учащиеся по желанию озвучивают свои записки.


Отвечают учащиеся, оценивая работу друг друга.

-Записывают на бумаге свои впечатления, пожелания, голосуют за лучшую шпаргалку, размещённую на плакате.


Используемая литература:

1.Учебник «Русский язык 7 класс» М. «Просвещение» 2016.

2.Павлова Т.И., Белоусова Т.В. «Компетентностные задания по русскому языку 5-11 классы» Легион, Ростов-на Дону 2012.

3. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – Спб.: КАРО,

2011. – 368 с.

4. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.

5. Мищенкова Л.В. «Занимательный русский язык». Методическое пособие. Росткнига, 2014.

6. Рик Т.Г. «Игры на уроках русского языка» М.:ВАКО, 2014.

Представляя аттестационное задание, я, Морокова Елена Алексеевна, гарантирую, что использованная в задании информация, не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.


_____ _______________ Морокова Е.А.


«28» марта2019г.