Как использовать технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям? Проект урока по предмету, с использованием игры (имитационной, ролевой, деловой).
Выполнила:
Морокова Елена Алексеевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2» г.Ханты-Мансийска
Пояснительная записка..
Модернизация современного образования ставит перед учителем задачу: содействовать расширению ключевых компетенций школьников, а именно, развитию коммуникативных умений, и создавать условия для их формирования. Поэтому, начиная с 5 класса, я применяю следующие образовательные технологии и формы работы:
-игровые технологии и работу в группах, создаю на уроках ситуации соревновательности, успешности каждого ученика;
- технологии проблемного обучения: индивидуальную, парную, групповую работу, применяю методы самоконтроля, ввожу элементы проектной деятельности (составление схем, рисунков), использую исследовательский метод.
Игровые технологии занимают важное место на уроке, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) развивают внимание и познавательный интерес к предмету;
2) помогают ученику преодолеть пассивность;
3) помогают приобрести конкретные практические навыки, перевести знания в опыт;
4) помогают учащимся выработать речевые умения и навыки;
Процесс игры – это пространство самореализации. Игра – деятельность коммуникативная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Игра обладает предсказуемостью. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра используется для решения комплексных задач закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять учебный материал с различных позиций.
Актуальность применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы я вижу в том, что:
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Необходимо более тесно связывать уроки с жизнью, с жизненной практикой. Сейчас задачи практической направленности включены в тесты ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому необходимо учить решать задачи такого вида. Познавательная игра – это процесс, в котором на основе итогового замысла моделируется реальная обстановка, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.
Предлагаю проект урока по русскому языку в шестом классе, разработанный на основе программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский М. «Просвещение» 2010г), раздел "Глагол как часть речи". Урок по теме «Морфологический разбор глагола» рекомендую проводить с использованием игровых методов. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Используются приёмы: «Мозговой штурм», «Дерево решений», «Реклама», «Феномен», «Ранжирование», «Лови ошибку», «Метод Пресс» и др.
Проект урока разработан поэтапно.
Этап подготовки: изучение источников, разработка сценария, подготовка материального обеспечения, ввод в игру.
Этап проведения: фронтальный опрос, индивидуальная работа. работа в группах, подведение итогов .
Этап анализа и обобщения: вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения – рекомендации по выполнению домашнего задания.
Тема урока: «Морфологический разбор глагола» 6 класс
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Глагол как часть речи» в части морфологических признаков.
Задачи урока:
Образовательные:
- учить определять морфологические признаки глагола;
- определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола;
- частично познакомить с причастием как самостоятельной частью речи.
Воспитательные:
- поддерживать интерес к урокам русского языка;
- формировать ценностное отношение к участникам образовательного процесса.
Развивающие:
- развивать коммуникативные качества учащихся (формировать умение строить высказывание, вести беседу и дискуссию);
- формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, творческих способностей школьников.
Используемые технологии (элементы технологий): информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые, проблемное обучение, технология развития критического мышления. Используются приёмы интерактивного обучения. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Межпредметные связи: литература (средства выразительности)
Ресурсы урока: доска, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, презентация, кроссворд, составленный учителем, нарисованные элементы урока (рюкзак, ягодка, ствол дерева, листья, «шпаргалки» для морфологического разбора).
На доске записано число, глагол «совершенствуем».
Ход урока:
Этап урока, время | Задачи этапа | Учебный элемент, форма работы | Приёмы | Сопутствующее повторение | Развитие речи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап мотивации (организационный момент (1-2 мин.) | Создать условия для усвоения матер и мотивации уч-ся | Беседа с учащимися | Постановка проблемы | Лексическое значение слова | Формирование умения вести беседу | Здравствуйте! Сегодня отличный день! Вы не находите? А почему? Сегодня я вошла в школу и услышала, как кто-то из старшеклассников сказал: «Он само совершенство!» А вы знаете, что означает эта фраза? | Отвечают на вопросы учителя, размышляют о том, что такое совершенствование. |
Этап целеполагания (1 мин.) | Сформулировать цель работы на уроке | Беседа с учащимися | «Мозговой штурм» | Грамматические признаки глагола | Формирование умения рассуждать, формулировать проблему цель | Что означает слово «совершенствуем»? Какая это часть речи? Что можно совершенствовать в человеке, в себе? А на уроках русского языка? В конце учебного года? Зачем необходимо совершенствовать знания? А как правильно сделать морфологический разбор глагола «совершенствуем», записанного на доске? Что мы знаем о глаголе? | Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Говорят о том, что морфологический разбор глагола можно сделать, вспомнив его грамматические признаки. (Примечание: предполагается, что учащиеся узнают тему каждого нового урока на предыдущем, поэтому тему не определяют) |
Этап повторения и систематизации изученного (7 мин.) | Повторить и обобщить знания морфологических признаков глагола | Проверка домашнего задания. Работа в группах. | «Дерево решений», «Реклама» | Повторение домашнего задания по теории | Формирование коммуникативных умений, полного ответа на вопрос, создание мини-текста | Я предлагаю вам создать дерево рекламы глагола – дерево дуб. Давайте вспомним, какая это замечательная часть речи. Для этого поработаем в группах по обсуждению морфологических признаков глагола. А через 2 минуты каждая группа выходит, приклеивает к нашему дубовому стволу свои листочки и рекламирует глагол как часть речи. Начинаем работу. (Подходит к группам и поясняет, что непонятно). Начинаем создание нашей рекламы. Ребята, вы должны создать такую рекламу глагола, чтобы стало понятно, чем он отличается от других частей речи. Вот такое красивое, замечательное дерево у нас получилось. Какое это дерево? Дуб – это символ чего? Пусть наши знания о глаголе будут такими же прочными и крепкими. Давайте спланируем наш урок. Чем мы будем заниматься дальше? Сразу начнём разбор глагола? Или будем выполнять ещё какие-то задания? | Работают в группах (распределяют роли, обсуждают задание и пути его решения). Вписывают в нарисованные листочки основные глагольные признаки. Выходят группами к доске, приклеивают листочки к стволу. Каждый член группы называет глагольный признак и комментирует его (рекламирует). Отвечают на вопросы. Планируют вместе с учителем дальнейшие действия: выполнение заданий, отработка умений, а затем – морфологический разбор. |
Этап проверки знаний (3 мин.) | Проверить знание грамматического признака «вид глагола» | Работа в парах. Работа с интерактивной доской. | «Феномен», «ранжирование» | Работа с интерактивной доской | | Итак, вы сказали, что самые главные, постоянные глагольные признаки – это вид, переходность и спряжение. Посмотрите на слайд. Давайте поможем девочке разобрать ягодки по корзинкам: глаголы совершенного и несовершенного вида. Для этого 1 вариант выписывает глаголы совершенного вида, а 2 – несовершенного. А к доске от 1 варианта пойдет…, от 2 - … В конце работы обмениваемся тетрадями с соседом по парте и проверяем, не оказалось ли у вас одинаковых глаголов в тетрадях. На это упражнение у вас всего 3 минутки. Не забываем по окончании выполнения и ходу проверки тетради соседа оценивать работу свою и товарища по парте. Сегодня руководствуемся следующими критериями (пишет на доске): нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; более 4 ошибок – неудовлетворительно (надо поработать ещё!). У доски работаем таким же образом. Подводит итоги задания с учащимися. Учитель берёт нарисованную ягоду со словом и говорит: «Давайте возьмём пока эту удивительную ягодку, которая не похожа на глагол и оставим в другой корзинке до конца урока, а потом «съедим» и, таким образом, всё о ней узнаем» (убирает ягодку в корзинку, размещённую на доске). | Работают индивидуально и с интерактивной доской 1 ученик (классифицируют глаголы по признаку вида, проводят проверку и самопроверку). Работают в парах. Подводят итоги задания совместно с учителем. Задают вопрос о ягодке, на которой написано «краснеющая». |
Этап проверки знаний (3 мин.) | Проверить знание грамматического признака «переходность-непереходность» глагола | Фронтальный опрос. | «Лови ошибку», «Метод Пресс» | Падежи существительных | Отработка умения строить высказывание точки зрения | Смотрим на ветви нашего дерева. Следующая крепкая ветвь. Что это? Взгляните на доску. Даны глаголы, распределённые по столбикам по признаку: переходный-непереходный. Найдите ошибки, если они имеются и докажите, что перед вами ошибочное утверждение. Оценивает ответы учащихся. | Отвечают о переходности-непереходности глагола. Берут на парте шпаргалку с приёмом построения высказывания, внимательно читают, осмысливают, учатся строить высказывание, опираясь на предложенный приём, рассуждают. |
Этап проверки знаний(5 мин.) | Проверить знание грамматического признака «спряжение глагола» | Фронтальный опрос и «валеоминутка+физкультминутка» | «Живые звуки», «разминка» | Средства языковой выразительности | Формирование умения подбирать синонимы | По ветвям нашего дуба мы подбираемся к чему? Сейчас нам предстоит небольшая экскурсия в мир звуков природы. Слушая, вместе будем называть действия, происходящие в природе, используя как можно больше синонимов. Не просто записывать, а распределять по столбикам в тетради: глаголы 1 спр. – 2 спр. Спряжение глаголов – сложная тема. Если вы сейчас ни разу не ошибётесь – в 7 классе вам будет легко, если ошибётесь 1-2 раза – неплохо, а более 3 раз – уже нужно задуматься, поработать ещё с темой. Включает презентацию «Живые звуки». Ребята, что перед нами? А теперь приведите, пожалуйста, примеры глаголов, употребленных в переносном значении. Как называется такое средство выразительности? Зачем нужны олицетворения? Подводит итоги задания. | Отвечают о спряжении. Внимательно слушают, проводят ассоциации (звуковые, зрительные), отбирают необходимый материал, классифицируют его, производят самопроверку. Отвечают: море, прибой. Отвечают и записывают: шумит, волнуется, бурлит, клокочет. Отвечают и записывают: поют, щебечут, свистят. Отвечают и записывают: идёт, стучит, барабанит. Отвечают и записывают: дует, гудит, свистит. Отвечают и записывают: плещется, плавает. Отвечают и записывают: текут, бегут, струятся. Приводят примеры. Называют «олицетворение». Отвечают. |
Этап проверки знаний (4 мин.) | Проверить знание непостоянных граммат признаков глагола (наклонение, время, лицо, число, род) | Кроссворд. Работа в группах. | «Поиск соответствий» | Правописание безударных личных окончаний глагола | Формирование коммуникативных умений | А сейчас я предлагаю вам заполнить небольшой кроссворд. Переносить в тетрадь его не нужно. Работаем у доски и устно, заполняем кроссворд, отвечая на поставленные вопросы. Подводит итоги задания. | Заполняют кроссворд на определение наклонения, времени, лица, числа и рода глаголов (обсуждают в группах). Подводят итоги задания самостоятельно. |
Этап контроля знаний (3-4 мин.) | Контроль знаний учащихся по теме | Тест. Работа в группах. | «Верно/неверно» | Правописание глаголов | Формирование коммуникативных умений | Ребята, ответьте, какие глагольные признаки мы с вами сейчас повторили? Предлагаю проверить объём наших знаний грамматических признаков глагола, выполнив в группах небольшой тест. Работайте быстро и плодотворно, уважайте мнение друг друга. Подводит итоги задания. | Отвечают: непостоянные (перечисляют их). Работают в группах за компьютерами. Оценивают работу в группах. |
Этап контроля знаний (4мин.) | Контроль системности знаний учащихся о глагольных признаках | Индивидуальная работа. Составление шпаргалки. | «Морфологический ящик», «Конкурс шпаргалок» | Порядок морфологического разбора | Формирование коммуникативных умений | Теперь мы точно знаем все грамматические признаки глагола. И в конце изучения любой части речи, мы знакомимся с какой темой, объединяющей всё изученное? И сейчас мы устроим конкурс шпаргалок. Я раздам вам шпаргалки, а вы заполните их, составьте самостоятельно образец морфологического разбора глагола. Представьте, что вам такая шпаргалка нужна на экзамене. Пишите, как вам угодно, оформляйте свою шпаргалку так ярко и весело, как вам хочется, но помните, что она должна быть как можно более полной, точной. Отлично, ребята. А теперь, откройте параграф учебника и проверьте свою шпаргалку, насколько она точна. Поскольку, у нас был конкурс, мы непременно его закончим. Разместим наши шпаргалки на плакате и сможем путём голосования определить победителя конкурса и поставить ему отметку, но сделаем мы это после урока, потому что сейчас у нас остались ещё дела. | Отвечают: морфологический разбор части речи. Заполняют шпаргалки (учатся отбирать и систематизировать информацию, сравнивают с образцом). 3-4 ученика отвечают. |
Этап анализа знаний (3 мин.) | Подвести итоги контроля знаний | Морфологический разбор глагола. | Приём «Цветные поля» | Параграф учебника | Формирование умения анализировать проделанную работу вслух | Взгляните на доску… Верно, так давайте теперь самостоятельно, глядя в свою шпаргалку или учебник, сделаем морфологический разбор глагола «совершенствуем». Подводит итоги задания. | Говорят о глаголе «совершенствуем». Выполняют задание, отмечают карандашами в тетради (учатся самостоятельно определять трудности, которые появляются в работе). Подводят итоги задания вместе с учителем. |
Этап изучения нового материала (3-4 мин.) | Частичное знакомство с причастием | Работа с презентацией. | «Отсроченная отгадка», «Феномен» | Морфологические признаки существительного, прилагательного | Формирование умения вести беседу | Ребята, а мы с вами ничего не забыли? Подумайте, проанализируйте наш урок. Может, мы где-то что-то оставили? Верно. Мы забыли о нашей «краснеющей» в корзинке ягодке. Помните, мы не смогли её положить ни в одну из корзин на слайде. А почему? Почему не глагол? На что похожа это ягодка? И не только! Взгляните на слайд: «краснеющая» - это красная или та, которая краснеет? Значит, она похожа на глагол и прилагательное. Эта загадочная часть речи – причастие. С ней мы будем знакомиться в полном объёме в 7 классе. Давайте немного потренируемся устно. На слайде представлены глаголы, образуем от них причастия. | Отвечают: о ягодке в корзинке. Отвечают, что это не глагол. Отвечают, что отвечает на вопрос «какая?»Отвечают: на прилагательное. Отвечают. Работают устно со слайдами презентации (сопоставляют, составляют самостоятельно формы). |
Этап подведения итогов (5 мин.) | Рефлексия | Оценка работы друг друга учащимися. Оценка работы учащихся учителем. | «Рюкзак», «Дискуссия», | Темы по правописанию глаголов | Формирование умения вести дискуссию | Домашнее задание (упр на выбор для разных групп учащихся) Какие знания, наблюдения, размышления с сегодняшнего урока вы возьмёте с собой в 7 класс, до которого осталось не так много времени. Запишите: в чём вы наконец-то разобрались, чему научились, какие открытия сделали для себя на уроке. И давайте сложим наши записочки в рюкзачок под названием «В 7 класс!» Вы сегодня отлично поработали (отмечает работу в группах, в парах, индивидуальную работу учащихся). А теперь скажите, кто из вас потрудился лучше всех? Выставим отметки за урок. А также голосуем за лучшую шпаргалку. Они перед вами на плакате. В добрый путь с хорошим настроением! | Отвечают: орфографии. Записывают. Складывают записки в рюкзак. Некоторые учащиеся по желанию озвучивают свои записки. Отвечают учащиеся, оценивая работу друг друга. -Записывают на бумаге свои впечатления, пожелания, голосуют за лучшую шпаргалку, размещённую на плакате. |
Используемая литература:
1.Учебник «Русский язык 7 класс» М. «Просвещение» 2016.
2.Павлова Т.И., Белоусова Т.В. «Компетентностные задания по русскому языку 5-11 классы» Легион, Ростов-на Дону 2012.
3. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – Спб.: КАРО,
2011. – 368 с.
4. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.
5. Мищенкова Л.В. «Занимательный русский язык». Методическое пособие. Росткнига, 2014.
6. Рик Т.Г. «Игры на уроках русского языка» М.:ВАКО, 2014.
Представляя аттестационное задание, я, Морокова Елена Алексеевна, гарантирую, что использованная в задании информация, не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
_____
_______________ Морокова Е.А.
«28» марта2019г.