Урок русского языка в 8 классе
Тема: Дополнение
Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений, определять прямые и косвенные дополнения.
Задачи:
1. Образовательные:
- научиться отличать второстепенные члены предложения от главных;
- распознавать трудные случаи выражения дополнения (отличие И.п. от В.п., дополнение, выраженного инфинитивом от сказуемого, выраженного инфинитивом);
- научиться определять прямые и косвенные дополнения.
2. Развивающие:
- развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и исследовательские умения.
3. Воспитательные:
- формировать коммуникативные навыки у учащихся;
- прививать любовь к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы:
- групповая,
- индивидуальная,
- самостоятельная.
Методы работы: частично – поисковый, проблемный.
Оборудование и средства: компьютер, презентация, карточки на печатной основе, учебник.
Образовательные технологии: развивающие, игровые.
Оформление доски: число, классная работа, тема урока, таблица, презентация.
Продолжительность урока: 45 минут.
Эпиграф урока:
"Можно любить зиму и нести в себе тепло, можно предпочитать лето, оставаясь осколком льда".
С. Лукьяненко
Хронологический план урока
Этапы урока:
Организационный этап (2 минут)
1.1. Приветствие (30 сек.)
1.2. Проверка присутствующих (30 сек.)
1.3. Мотивация учебной деятельности (1 мин.)
2. Актуализация опорных знаний учащихся (15 минут)
1.1. Орфографическая разминка.
1.2. Лингвистический диктант.
1.3. Групповая форма работы.
1.4. Работа с карточками.
3. Основная часть (20 минут)
3.1.Мотивация.
3.2.Изучение нового материала.
3.3. Закрепление материала.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия (6 минут)
5. Домашнее задание (2 минуты)
Ход урока:
І. Организационный момент.
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы.
Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Записываем число, классная работа.
ІІ. Актуализация знаний и умений
1. Орфографическая разминка ( записать в тетрадь стихотворение, вставить пропущенные буквы. Объяснить правописание слов)
Зам…тает пурга белый путь.
Хоч…т в мягких сн…гах потонуть.
В..т..р резвый уснул на пути:
Н (и, е) проехать в лесу, н (и, е) пройти.
С. Есенин
- О чем стихотворение?
- Что хотел автор этим сказать?
2 Лингвистический диктант
Закончи предложение.
1) Главный член предложения, который обозначает предмет, совершающий действие, и отвечает на вопрос кто? или что? (подлежащее)
2) Главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? и пр. (сказуемое)
3) Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. (предложение)
4) Сказуемое, которое выражается глаголом в одном из наклонений. (простым глагольным сказуемым)
5) Главный член предложения, выраженный вспомогательным глаголом и неопределённой формой смыслового глагола (составным глагольным сказуемым)
6) Тип предложения, состоящего из подлежащего и сказуемого (двусоставное)
7) Предложения, состоящие из одной грамматической основы (простое)
8) Назовите слова, которые могут выступать в качестве вспомогательных.
9) Сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически (словосочетанием).
10) Согласование, управление, примыкание – это… (подчинительные типы связи в словосочетаниях).
3.Задание: запишите, определите в данных словосочетаниях вид связи ( групповая работа)
Зимняя пора (согласование)
Иду по дорожке (управление)
Елки и иголки (сочинительная связь)
Снег шел (не словосочетание, подлежащее и сказуемое)
Слышно далеко (примыкание)
Белый снег (согласование)
Сидит на ветке (управление)
Блестит хорошо (примыкание)
Семьдесят семь (не словосочетание, имя числительное)
Один из десяти (цельное)
4. Работа с карточками (индивидуальная работа).
Карточка 1
Выполнить полный синтаксический разбор предложения. Определить, чем выражено подлежащее, указать тип сказуемого.
Хороший снежок урожай соберет.
Карточка 2
Выполнить полный синтаксический разбор предложения. Определить, чем выражено подлежащее, указать тип сказуемого.
Зима в этом году была холодной.
ІІІ. Мотивация
Чем отличаются предложения первого и второго столбиков?
Зима замела. | Снежная зима замела все тропинки в лесу. |
(первое предложение состоит только из главных членов предложения. – нераспространенное, а второе – распространенное).
- С помощью каких членов предложения данное предложение стало распространенным?
- Как называются такие члены предложения? (второстепенные)
Задание: запишите предложения в тетрадь, подчеркните все члены предложения, у существительных определите падеж.
- Какие возникли трудности, при определении главных членов и второстепенных?
- Как вы определили, где в предложениях подлежащее, а где дополнение?
- Что мы должны учитывать в предложениях подобного типа?
- На что обращать внимание?
Запомните!
1. Учитывать нужно смысл предложения.
2. Обращать внимание на порядок слов в предложении.
-Для разграничения И.п. и В.п. поставить вместо проверяемой формы слово
«Зима» - «зиму» (В.п.).
- Как вы думаете, о каком члене предложения сегодня пойдет речь? (верно, о дополнении)
ІV. Изучение нового материала.
Определение цели, задач урока.
Учитель:
Сегодня на уроке мы обобщим имеющиеся знания о дополнении, узнаем новые способы выражения дополнения, научимся правильно определять способы выражения дополнения, поучимся составлять предложения с разными способами выражения дополнения, определять прямые и косвенные дополнения.
И теперь для того, чтобы нам пойти дальше, мы должны вспомнить материал по уже изученным темам.
Объяснение эпиграфа урока.
1. Фронтальный опрос. Актуализация знаний.
- На какие 2 группы делятся все члены предложения? (главные и второстепенные)
- Назовите главные члены предложения?
- В чем особенность главных членов предложения? Для чего они нужны? Может ли существовать предложение без главных членов? (нет, т.к в них заключен смысл предложения).
- Какие члены предложения входят в группу второстепенных? (определение, обстоятельство, дополнение)
- Какую роль в предложении играют второстепенные члены? (распространяют главные, делают предложения подробнее, насыщеннее, красочнее)
- Дайте определение дополнению как члену предложения.
2. Работа с учебником ( прочитаем параграф 24)
- Что такое дополнение?
Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий лицо, предмет, понятие или явление, отвечает на вопросы косвенных падежей существительного кого? чего? кому? чему? кого? что? и др.
Проблемный вопрос?
- Чем может быть выражено дополнение? (Записываем предложения, выделяем дополнение и определяем, какой частью речи оно выражено, заполняем левую колонку таблицы)
Формы | Примеры |
1. Имя существительное | Люблю зиму. Надежда на снег. |
2.Местоимение | Знаю что – то. Звоню ему. |
3.Имя прилагательное, причастие в значении существительного | Не вернуть потерянного. |
4.Инфинитив | Приказал найти. Разрешил приехать. |
5. Цельное словосочетание и фразеологизм | Выпил стакан молока. Думал о каждом из нас. Искал ахиллесову пяту. |
Вывод: дополнение может быть выражено именем существительным, местоимением, прилагательным, причастием в значении существительного,
инфинитивом, цельным словосочетанием и фразеологизмом.
Запомни!
Глаголы, входящие в сказуемое, обозначают действие одного лица – подлежащего.
Снег продолжал идти.
Глагол – дополнение относится к другому лицу.
Он предложил нам посмотреть на снежную гору.
Глагол - дополнение можно заменить существительным.
3. «Физкультминутка»
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
4. Работа с учебником (выполнение упражнений)
Упражнение 124 (самостоятельно)
5. Ознакомление с таблицей
«Виды определений»
Прямое | Косвенное |
В.п. без предлога (Люблю зиму.) | Все остальные |
Р.п. часть от целого ( Мама купила молока.) | |
Р.п. с частицей –НЕ_ (Сегодня не было снега.) | |
V. Закрепление материала
1. Цифровой диктант.
Задание: определите, входит инфинитив в составное сказуемое или является дополнением.
1 – инфинитив входит в состав сказуемого
2- инфинитив – дополнение
Я хочу рассказать о своей мечте.
Вы меня просили рассказать о моём любимом времени года.
Мы можем выполнить задание сегодня.
Снег намерен идти всю ночь.
Друзья посоветовали нам сделать санки-коньки.
Мастер требует сдать объект к концу месяца.
Отец разрешил нам с братом кататься на лыжах.
Я хочу послушать любимую музыку.
9. Слушатели просили исполнить последнее сочинение композитора.
10. Я могу кататься на коньках.
Взаимопроверка
Код: 1-1, 2-2, 3-1,4-1, 5-2,6-2, 7-2, 8-1, 9-2 , 10-1.
- Где допустили ошибки?
- В каких предложениях было трудно определить дополнение?
2. Упражнение 125, 127
3.Творческое задание
Составьте предложения с данными словами, чтобы они в одном случае выступали в роли главного члена предложения, в другом – в роли дополнения ( по вариантам)
Снег
Лед
Он
Три льдинки
Отдыхающие
Идти
VІ. Итоги урока. Рефлексия.
- О каком члене предложения мы сегодня говорили?
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Чем может быть выражено дополнение?
- Как отличить дополнение от подлежащего?
- Как определить, чем является инфинитив, частью составного сказуемого или дополнением?
- Возникали ли у вас сегодня трудности при выполнении заданий? Если да, то с чем они связаны?
VІІ. Домашнее задание.
Выучить параграф 24, выполнить упражнение 122.