СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 кл." Сложноподчиненные предложения с придаточными цели"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок соответствует требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 кл." Сложноподчиненные предложения с придаточными цели"»



Урок русского языка

в 9 классе.

по теме:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными цели»







Подготовила: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Алексеевская основная общеобразовательная школа»

Скребнева Н.В.





2020г.


Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение определять придаточные предложения цели, их место в предложении, постановку знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными;

Метапредметные: умение формулировать цели своей учебной деятельностии оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные универсальные учебные действия);

формулирование и аргументация собственного мнения, использование необходимых языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия);

смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения (познавательные универсальные учебные действия)

Личностные:

Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету


Содержание урока.


I.Организационный момент. Приветствие.

Проверка домашнего задания.


II.Мотивация учебной деятельности.


- Перед вами 3 предложения. Объясните, в чём их сходство и различие? Вспомните алгоритм рассуждения. (чтобы – многозначный союз)

1. Я хочу, чтобы ты понимал значение и важность образования.

2. Он старался писать так, чтобы читать написанное было легко.

3. Ребята взяли с собой компас, чтобы не заблудиться в лесу.

- Определите вид придаточных.

- Какое из предложений вызвало затруднение?

-Сформулируйте тему урока. (Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели.). Запись темы урока в тетради.


III. Актуализация знаний.

1.Орфографическая разминка.

(у каждого ученика на парте карточка).

Озвучивание написанного с объяснением выбора орфограммы

Притяжательное прил..гательное, провести к..сательную, нелепое предпол..жение, разг..ревшееся пламя, возл..гать надежды, выб..рать президиум, бл..стательное достижение, соприк..сновение проводов, зеленый р…сток, зам..рать от восторга.

2. Работа с таблицей


  1. Я вернусь,

А. как комната опустела

  1. Настоящего человека всегда тянет туда

Б. когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад

  1. Он не заметил

В. которую мама любила

  1. Расскажу ту сказку

Г. из-того что соблюдался график движения поездов

  1. Количество перевозок увеличилось

Д. где трудно.

  1. Вам нельзя отказаться

Е. как воспитывают вкус к гравюрам и хорошей музыке.

  1. Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку

Ж. Если вы согласились



-Подберите к главным предложениям из левого столбца соответствующие придаточные предложения из правого столбца, определите их вид. Ответ запишите в виде сочетания цифры и буквы.


IV. Целеполагание.

- Сформулируйте цели урока, исходя из темы.

1) научиться определять сложноподчиненные предложения с придаточными цели;

Задачи урока:

1) научить находить придаточные цели в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;

2) научить ставить к придаточной цели вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, отличать придаточные цели от других видов;

3) научить правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений;

V. «Открытие» нового знания.

1 Продолжаем работу с таблицей «Виды обстоятельственных придаточных».

-Добавляем новую строку. Заполняем её, разбирая предложение.

Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула. ( М.Шолохов

« Судьба человека»)

- Найдите главное предложение. Придаточное.

- Задайте вопрос. Определите значение придаточного.

- Определите средство связи частей сложного предложения. Союз или союзное слово?

- Постройте схему этого предложения. (1уч-ся строит схему на доске, затем выполняется проверка, по необходимости вносятся исправления).

Придаточное предложение цели

указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении.

зачем? с какой целью? для чего?


чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.

- Измениться ли смысл предложения, если поменяем местами главное и придаточное?


  1. Работа с учебником. На основе материала учебника построить связное сообщение о придаточных цели.


VI. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

1.Работа с текстом.

Как только солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули ещё человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем. Двое попытались бежать, а того не учли, что в лунную ночь тебя в чистом поле черт-де насколько видно. Ночевать загнали нас в церковь с разбитым куполом. Кое на ком даже и гимнастерок не было, одни бязевые исподние рубашки. В большинстве это были младшие командиры. Гимнастерки они посымали, чтобы из от рядовых нельзя было отличить.

(М.А.Шолохов. «Судьба человека»)


- Определите стиль речи, тип речи.

- Запишите текст, расставьте знаки препинания.

- Найдите СПП в тексте, определите вид придаточных.

- Замените с/с «бязевые рубашки», построенное на основе согласования, синонимичным на основе управления.

-Подчеркните основу в 1-ом предложении.

- Выпишите из текста слово с орф. «правописание непроизносимой согласной в корне слова».

- Найдите в тексте слово, правописание которого зависит от звонкости/глухости последующего согласного.

- Верно ли, что во втором предложении придаточное является безличным предложением. Докажите это.

- Сделайте синтаксический разбор последнего предложения, постройте его схему.

2. Проверка работы, выяснение затруднений. Схему записываем на доске с комментарием.

3.Работа с учебником.

упр.195. Заменить выделенные слова синонимичными придаточными цели или изъяснительными (устно)


VII.Рефлексия. Оценивание.


Продолжите предложения:


Я сегодня познакомился…

Мне трудно (легко)…

Теперь я знаю…,умею….


VIII. Домашнее задание.


1.Упр.196 стр.97

2.Выписать из художественных произведений по 3 предложения с придаточными цели (построить схемы, указать автора и название произведения).