СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе "Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи, развитие орфографической зоркости, продолжать работу над умением пользоваться словарями, развитие речи, расширение словарного запаса детей, воспитание прилежания и умения работать в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе "Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи"»

Урок русского языка во 2 классе "Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи"

Цели: формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи, развитие орфографической зоркости, продолжать работу над умением пользоваться словарями, развитие речи, расширение словарного запаса детей, воспитание прилежания и умения работать в коллективе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Солнце красное проснулось
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось
– Начинать урок пора!  

А девиз у нас какой?
Все, что надо, под рукой!
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки!

2. Проверка домашнего задания:

– Что такое имя прилагательное?  

- Имя прилагательное!

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов называешь ты!

– Когда слова отвечают на вопрос какие?

(Обозначают признаки нескольких предметов)

– Когда слова отвечают на вопросы какой? какая? какое? (Белый (какой?) ландыш.)

 (Обозначают признак одного предмета)

– Какие слова отвечают на вопрос какие?

(Обозначают признаки нескольких предметов –

Белые (какие?) ландыши.)

3. Чистописание.

Правила посадки при письме .

– Палочка и палочка, между ними галочка.
Ну, понятно сразу всем, что напишем букву….М?

«Пословица рассыпалась»:

– большого, лучше, дело, безделья, маленького.

(Маленькое дело лучше большого безделья.)

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

– Какие орфограммы вспомним, записывая эту пословицу?

– Назовите имена прилагательные в пословице. (маленькое, большого)

– Что можно сказать об этих именах прилагательных?

(Они указывают на размер предмета, но значение – противоположное).

4. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы познакомимся с противоположными по смыслу именами прилагательными.

И в конце урока ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»

5. Работа над новым материалом.

– Что такое имя существительное?

– Какая часть речи называется именем прилагательным?

– Назовите имена прилагательные в пословице. (Маленькое, большое)

– Сравните их.

Сравним признаки предметов:

– по величине: журавль (какой?) большой, а воробей (какой?)… маленький.

– по цвету:  уголь (какой?) чёрный, а мел (какой?)… белый.

– по вкусу: перец (какой?) горький, а сахар (какой?)…сладкий.

– по высоте: дерево (какое?) высокое, а кустик (какой?)… низкое.

– Слова, которые имеют противоположное значение называют антонимами.

Та мелодия (какая?) быстрая, а эта – …(грустная, медленная, любимая).

– По какому признаку сравнили прилагательные «быстрая – медленная»?

6. Физкультминутка (под музыку).

- И вот сейчас пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

7. Наблюдения за антонимами.

7.1. Работа с учебником – коллективно.

7.2. Закрепление

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь… тишина.

– На какой вопрос отвечает слово «тишина»? Какой частью речи является?

–  Измените это слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой?

– Подберите антоним к слову «тихий».

–  Что может быть тихим, громким? (голос, звук)

– Подберите к данным словам противоположные по смыслу. (добрый, громкий, светлый, низкий)

– Напишите по образцу в учебнике:  тихий – громкий голос.

– Выполним это задание вместе (по одному – к доске).

– Как называются слова, противоположные по смыслу?

- Что же такое антонимы?

(Чтение вывода – хором.)

8. Под диктовку:

Тает рыхлый сне… .  Прошли  х…лодные деньки.

Грамматическое задание:

– Какие орфограммы? Подобрать проверочные слова.

Подчеркните главные члены предложений. Какими частями выражены?

Взаимопроверка.

9. Итог урока.

Предметом  нашего разговора на уроке были противоположные по смыслу прилагательные. Обратимся к нашему толковому  словарю за разъяснением, что такое антонимы. (с. 24 – Афонина Г.Н. «Школьный толково-этимологический словарь»)

Конечно, антонимами могут быть и другие части речи: имена существительные (свет – тьма, друг – враг), глаголы (молчать – говорить, потерял – нашел).

Употребление антонимов делает речь более выразительной. Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

– Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали?

10. Домашнее задание .

Дополнительно – на карточках:

Хороша вещь, когда новая, а друг, когда старый.

В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.

Глупый осудит, а умный рассудит.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Буквы кривые, да смысл прямой.

– Прочитай пословицы. Выбери и выпиши две из них. Как ты их понимаешь?

– Какие именно орфограммы вспомнил при работе?

11. Дополнительный материал

«Если будет увлеченье, станет радостным ученье»

«Улыбнись!»:

–  Подумай, в чём путаница?

– Ели высокие.

– А низким не хватило?

Игра «Расшифруй слово»:

широкий – (узкий)

твердый – (мягкий)

старый – (новый)

скучный – (интересный)

бесполезный – (ценный)

неряшливый – (аккуратный)                 

Подсказка:

Он точный, чистый и опрятный.
Иным же словом – аккуратный.

– Какая орфограмма в этом слове? (Два «к»)

– Попробуйте составить слово из первых букв подобранных вами слов. (умница)

– Дорогие умники и умницы! Сегодня наш словарь пополнился новым словом.

Антонимы – так называют слова, противоположные по значению.