СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Значение слова.Подготовка к ЕГЭ".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока позволяет повторить с обучающимися все разделы русского языка и успешно подготовиться к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Значение слова.Подготовка к ЕГЭ".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№1»









УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ:

«ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»













Учитель русского языка и литературы

МБОУСОШ№1

Сеитова Халбике Садыковна


2020г.


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ:

«ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»

План урока:

  1. Орфоэпические нормы (проверка домашнего задания) Выполнение задания А1

  2. Лексическая минутка. Значение слова.

  3. Интегрированное задание по лексике и орфоэпии

  4. Паронимия. Выполнение задания А2

  5. Разминка. Цитаты.

  6. Морфологические нормы. Выполнение задания А3

  7. Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастным оборотом. Выполнение задания А4

  8. Развитие речи. Миниатюра “Я”.

Ход урока

Есть такая притча. Однажды слепому объясняли, что такое белый цвет. Слыша о нём, слепой спрашивал: какой это белый цвет, на что он похож? Слепому отвечали: белый цвет, как белый заяц. Слепой спрашивал: что ж, он такой же пушистый? Нет! Отвечали: белый цвет, как белая мука! А слепой говорит: что ж, он такой же мягкий и рассыпчатый? Нет! Говорят слепому: белый цвет, как снег белый. Что ж, он такой же холодный? Нет! Возражали слепому: белый цвет, как чистый белый творог. Что ж, он такой же сырой?

Без значения нет и слова. Вспомните, звучание слова "белый" не помогло слепому понять, что же такое белый цвет. Ведь он не знал значения этого слова, потому что никогда не видел ничего белого. Незнакомые слова для нас – это “пустой звук”, сосуды с неизвестным содержимым, пустые оболочки слов.

1. Орфоэпическая минутка. Проверка домашнего задания

Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение, облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты

(На листках каждому, один расставляет ударение в презентации. См. Приложение.))

Ответ

(поставили + или – )

2. Лексическая минутка

Написать толкование слов. Проверить по доске.

С двумя словами придумать и записать предложения.

СамолюбИвый – обладающий чрезмерным самолюбием (чувством собственного достоинства, соединённым с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих)

  • ЧестолюбИвый – склонный к честолюбию (чрезмерной жажде почестей, стремлению к почётному положению)

  • ТщеслАвный – любящий славу и кичливо выставляющий свои достоинства

  • ТщАтельный – старательный, аккуратный

  • ТщедУшный – хилый, слабосильный

  • ТщЕтный – бесполезный, безрезультатный

  • ТолерАнтный – терпимый, снисходительный к чему-либо, кому-либо

Орфоэпическая “разминка”.

  • Расставьте ударение в словах:

  • Арахис, ассиметрия, баловать, банты, граффити, досуг, завидно, каталог, квартал, кухонный, мизерный, мышление, обеспечение, положить, приговор, созыв, столяр, танцовщица, феномен, христианин.

3. Орфографический тренинг.

  • Вставьте пропущенные буквы:

  • Аб…тур…нт, а…естат, бр…ш…ра, б…рдовый, в…н…грет, га…ерея, д…рма…ин, ижд…венец, инц…дент, кокт…ль, ко…форка, мир…во…рение, мороже…ое, нове…а, ор…нтир, пр…ц…дент, ра…чёт, стаж…р, трещ…тка, хр…стоматия, ц…низм, ч…порный, ш…фон…р, э…игрант, э…ект.

3. Выполнение заданий из ЕГЭ

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. килОметр

  2. кладОвая

  3. отобралА

  4. без инструктажА


В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

  1. Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

  2. Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

  3. Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.

  4. ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

Ответ: А1 – 2, А2 – 4

5. Морфологические нормы

(Выполнение задания А3)

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. Обоих учеников

  2. Более красивый пейзаж

  3. Более восемьдесят пяти килограмм

  4. Новые договоры

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

  1. Обеих берегов

  2. Пара джинсов

  3. Петь звонче

  4. Ягода слаще

6. Синтаксические нормы

(Выполнение задания А4)

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,

  1. вам помогают толковые и другие словари.

  2. написание сочинения – одно из самых сложных заданий.

  3. изучите все разделы курса и правила орфографии и пунктуации.

  4. Задания части В требуют глубокого знания теоретического материала

7.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. более пятиста человек

  2. инженеры

  3. наисложнейший

  4. в день именин

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Опасаясь, что среди русского дворянства распространится мода на дуэли,

  1. они были строжайше запрещены Петром I.

  2. по указу Петра I запрещались не только поединки, но и публичные оскорбления.

  3. вышел указ Петра I о запрещении поединков.

  4. Пётр I запретил поединки специальным указом.

8. Развитие речи

Написать миниатюру на тему “Я”, используя слова:

Самолюбивый, тщательный, тщетный, избалованный, злостный, современный, манёвры, дипломат, завидно, тщедушный, надевать, красивее, дипломант, опека,невежественный


Конкурс пословиц о русском языке. (1 балл за угаданную пословицу).

А теперь проверим, кто из вас больше знает пословиц о русском языке. Ведущий читает первую половину пословицы, а вы должны ее продолжить.

  1. Что написано пером, (того не вырубишь и топором).

  2. Слово не воробей, (вылетит – не поймаешь).

  3. Живое слово дороже (мертвой буквы).

  4. Лучше ногой запнуться, чем (языком).

3. Фразеологический. Отвечает команда, быстрее других поднявшая флажок.

*1.Определите род занятий людей по следующим выражениям:

  • направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку,

  • вызвать огонь на себя;

  • войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;

  • разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;

  • шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;

  • через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;

  • стричь под одну гребенку;

  • сбоку припеку;

  • мертвая хватка.

(военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник)

*2. Закончить пословицу или поговорку.

Горек обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).
Умный любит учиться, а (дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение).

5. Морфологический. Блиц – опрос. Оценивается каждая команда. Задания на карточках индивидуальное для каждой команды.

1.1. Какие части речи изменяются по числам?

а) наречие;
б) глагол в неопределенной форме;
в) глагол в изъявительном наклонении.

2. Какие части речи изменяются по лицам?

а) имя прилагательное;
б) местоимение;
в) глагол.

3. Что называется спряжением глагола?

а) изменение глагола по падежам;
б) изменение глагола по родам и числам;
в) изменение глагола по лицам и числам.

4.У глагола есть спряжения. Сколько их?

а) одно:
б) три;
в) два.

2.1. Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени?
2. Какое наклонение постоянно преследует одна очень вредная и капризная частица?
3. Какое наклонение обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях?
4. Какое наклонение имеет сразу два названия? (Условное – сослагательное).

3.1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

а) Что делать? Что сделал?
б) Какой? Чей?
в) Когда? Где?

2. Что обозначает прилагательное?

а) Предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.

3. Сколько существует степеней сравнения?

а) Одна;
б) две;
в) три.

4. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

а) Притяжательные;
б) качественные;
в) качественные, относительные, притяжательные.

6. Редакторский. Задания на карточках индивидуальные для каждой команды.

Оценивается каждая команда. Пока уч-ся редактируют тексты, звучит тихая инструментальная музыка.

Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания.

Перепишите текст нормальным языком, вставив знаки препинания.

Житьетиграф.

Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга.

Перепиши текст, исправь речевые ошибки.

И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда.

Перепиши текст, исправь речевые ошибки.

Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат, не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем.

  1. Ветер горы разрушает, слово (народы поднимает).

Цели:

  • повторение сложных вопросов различных разделов языкознания;

  • орфографические и пунктуационные правила;

  • комплексный анализ текста.

1. Лексическая работа.

Определите значение слов КАМПАНИЯ и КОМПАНИЯ.

Составьте с данными словами словосочетания.

2. Орфоэпическая “разминка”.

Расставьте ударение в словах:

Арахис, ассиметрия, баловать, банты, граффити, досуг, завидно, каталог, квартал, кухонный, мизерный, мышление, обеспечение, положить, приговор, созыв, столяр, танцовщица, феномен, христианин.

3. Орфографический тренинг.

Вставьте пропущенные буквы:

Аб…тур…нт, а…естат, бр…ш…ра, б…рдовый, в…н…грет, га…ерея, д…рма…ин, ижд…венец, инц…дент, кокт…ль, ко…форка, мир…во…рение, мороже…ое, нове…а, ор…нтир, пр…ц…дент, ра…чёт, стаж…р, трещ…тка, хр…стоматия, ц…низм, ч…порный, ш…фон…р, э…игрант, э…ект.

4. Грамматика.

Отметьте, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости.

Внесите исправления:

а) ихние проблемы;
б) с пятидесятью учащимися;
в) уплатить за квартиру;
г) в противовес к нему;
д) оказать вред;
е) абонент на концерт;
ж) благодаря безнаказанности.

3. На доске записано предложение. Дайте его характеристику.

Короткие и крутые, как будто выталкиваемые снизу, они дыбились на высоту до двадцати пяти футов и, как лохматые великаны, с яростью обрушивались друг на друга, дробясь и обдавая людей солёными брызгами.

– Почему даны такие разные ответы? Давайте вспомним алгоритм действий при выполнении подобных заданий:

Учитель фиксирует ответы на доске:

  • Найти все грамматические основы.

  • Определить простое предложение или сложное.

  • Отличить союзное предложение от бессоюзного.

  • Определить сложносочинённое предложение, СПП или предложение с разными видами связи.

  • Определить вид придаточного.

  • Вспомнить правило постановки знаков.

– Предложение, записанное на доске, было простым. Как можно усложнить задание по определению характеристики предложения?

  • Простое предложение можно осложнить однородными или обособленными членами.

  • Добавить вводное слово или предложение.

  • В сложном предложении может быть несколько видов связи.

8. Развитие речи

Написать миниатюру на тему “Я”, используя слова:

Самолюбивый, тщательный, тщетный, избалованный, злостный, современный, манёвры, дипломат, завидно, тщедушный, надевать, красивее, дипломант, опека