Тема урока: Значения суффиксов.
Цель урока:
-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове.
Задачи урока:
предметные
-формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов;
-углублять представления о значении суффикса в слове;
-обогащать словарный запас учащихся;
метапредметные
-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
- Проверьте готовность к уроку.
2. Сообщение темы и задач урока.
-На предыдущем уроке мы начали изучение темы «Суффикс» и на сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этой темы. Сегодня мы узнаем о новых значениях суффиксов и научимся находить суффиксы в словах, используя алгоритм (на доске таблица с задачами) Слайд №2
3. Чистописание.
1)-Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И, и и соединений с этими буквами. Слайд №3-4
Ии ии ие ик ил ищ ит (возможны варианты безотрывного письма и письма с отрывом)
- Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами. Придумай слова. Запиши.
2) Игра с суффиксами.
-Кто это? (кот) Слайд №5
- Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.
-Как кот превратился в котище?
-Какое значение придал суффикс –ищ- слову?
- А как превратить в маленького кота? Котик
-Какое значение придал суффикс –ик- этому слову?
Запишите в тетрадь, выделите суффикс
Аналогично разбираются слова домик-дом-домище
-Запишите слова и выделите суффиксы.
4.Закрепление знаний о суффиксе.
-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю …(суффиксом).
-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.
5.Работа над новым материалом.
1.Откройте учебники и найдите урок №48 (стр.103-106)
2. Найдите упражнение №1. Прочитайте задание. Слайд №7-8-9
-Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня. Кому трудно, обратитесь к справочной литературе или к учебнику по литературному чтению.
-Почему это произведение можно назвать басней? Докажите.
-Чему учит эта басня? (обсуждение сначала с соседом, затем в классе).
-Обратите внимание на текст. Что необычного заметили? (выделенные слова)
-Выпишите эти слова в столбик.
- Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?
-Какое значение приобретают слова с суффиксом –еньк-?
- Запишите еще 2-3 слова с таким же суффиксом.
Физкультминутка(зарядка для глаз). Слайд №10
3.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.
- Заполнение кластера. Слайд №11
Части слова
Корень Суффикс Окончание
Общая часть для образования для изменения
родственных слов новых слов формы слова
-Посмотрите на схему и подумайте как найти суффикс в слове? Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. Слайд №12
6. Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.
1. Найдите упражнение №3. Устно. Прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку. С помощью каких суффиксов можно образовать ласковые формы имён.
-От первых трёх имён образуйте ласковую форму.
2. Образование отчеств.
-Рассмотрите схему образования отчеств Слайд №13
-Можно ли образовать отчества от женских имён? Почему?
-Какие суффиксы используют для образования мужских отчеств, а какие для женских? (добавить новые суффиксы на доску).
-Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы (работа в группах): (слайд Слайд №14
Андрей -
Роман -
Кузьма –
-Проверка.
-Запиши своё отчество, выделите суффикс.
-Какое значение имеют суффиксы –евн-, -овн-. –ич-, --евич-, -ович-, иничн-.
-Выполнили ли мы вторую задачу на уроке?
7.Итог урока.
-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
Домашнее задание.
Стр.112 упражнение №2.