СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Собственные и нарицательные имена существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Собственные и нарицательные имена существительные"»

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные
Цель: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
-развивать умение различать имена существительные собственные и нарицательные;
Личностные:
-развивать умение работать самостоятельно, в группах;
-развивать речь, внимание, мышление, память;
-воспитывать любовь к русскому языку.
Метапредметные:
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.
Познавательные :
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.
Оборудование:

Ход урока

Орг. момент
У. Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка . Я очень надеюсь, что наш с вами урок пройдет интересно, продуктивно и активно.(слайд урок русского)
У. Давайте узнаем, что нам с вами предстоит сделать. Кто составит план нашей работы?
Открыть новые знания;
Закрепить полученные знания;
Оценить себя.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(работа с презентацией)
У. Посмотрите на экран(на экране пословица)
Мир освещается солнцем, а человек знанием
У. Как вы думаете какой смысл заключается в этой пословице?
Почему человек освещается знанием?
У. Знания - это полезное оружие. Чем больше человек знает, тем больше его кругозор, тем лучше он видит и воспринимает окружающий мир. Знания дают уверенность и помогают развитию. Главное значение этой пословицы в том, что человек без знаний, как без света. Он устроен так, что без знаний он пропадает. Поэтому ребята, нужно получать знания. Ведь без знаний вы не сможете осуществить свою мечту.(получить желаемую профессию)
Сообщение темы урока
У. Перед тем, как мы с вами приступим к открытию новых знаний. Давайте вспомним то ,что мы уже знаем.
У. А что мы уже знаем о существительном?

О. Существительное это-самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы «кто?» или «что?».)
У. Верно. А теперь я прочту вам стихотворение.(на экране появляется стихотворение)
Гулял по улице щенок —
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял в метель и солнцепек,
И под дождем гулял и мок,
И если даже шел снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в мороз и в сырость,
Гулял, гулял, гулял
И вырос
У. Найдите в стихотворении имена существительные.
(щенок, Пушок, Дружок, метель ,солнцепек, дождь, снежок, мороз, сырость )(после ответов детей на экране появляются слова)
У. Как вы поняли, что это имена существительные?
О.(они отвечают на вопрос: -кто? -что?, обозначают предмет)
У. Верно. Посмотрите на экран, имена существительные стали разных цветов.(слайд)
У. Почему? Чем они отличаются?
О. Одни с большой буквы, а другие с маленькой.
У. А когда мы пишем существительные с большой буквы? (в начале предложения. Когда они обозначают имена, города..)
У.А какие еще?
Фамилии, имена, отчества, псевдонимы, прозвища людей;
Клички животных ( Дружок, Мурка,);
Названия стран, столиц, городов, поселков, деревень, районов и многие другие.
У. Ребята, существительные, которые ВСЕГДА пишутся с большой буквы это-собственные имена существительные. А существительные, которые пишутся с маленькой, называются нарицательными.
У.  Ребята, я думаю, вы уже догадались, какова тема нашего урока. Кто попробует сформулировать?
О. «Имена существительные собственные и нарицательные».
У. Верно. Тема нашего урока «Имена существительные собственные нарицательные)(слайд)
 У. Исходя из темы нашего урока, какова будет цель нашего урока?
О. Формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.(после ответов детей показывается на экране цель)
У. Откройте учебники на странице 52.
У. Прочитайте про имена собственные. Про имена нарицательные.
(Повторить)
(Работа в карточках)
У. Ребята, на ваших столах лежат карточки, посмотрите, вы заметили что в первом столбике записаны существительные: страна, столица, область, город, улица, фамилия, имя, отчество.
У. Напишите названия страны, столицы области, города, улицы и свою фамилию, имя ,отчество.
(Дети самостоятельно выполняют работу)
У. Посмотрите и сравните эти слова. Чем они отличаются?
О. Слова в первом столбике написаны с маленькой буквы, а слова во втором с большой.
У. Почему? Какой вывод мы можем сделать?
О. В первом столбике нарицательные имена существительные, а во втором собственные.
У. Верно. Всем все понятно? С большой буквы пишутся имена собственные, а с маленькой нарицательные.
(работа с карточками)
У .Ребята, у вас на столах карточки( Буква С и буква Н)
Сейчас я буду говорить вам имя существительное, а вы если оно собственное, поднимайте карточку с буквой(С),а если нарицательное, то с буквой(Н)
(корова,Лена, яблоко,береза, Москва, река, Мурка)
У. Молодцы. Вы очень внимательны.

У. Ребята, посмотрите на экран. Мы видим с вами предложения в которых пропущены имена существительные.
Нам нужно их правильно вставить. Предлагаю вам, каждому, по очереди вставить подходящее имя существительное в предложение.
(Орёл //орёл)
Гордый ______________ парит над полями.
Город ______________ необычайно красив.
(Роза //роза)
В саду росла красивая _______________.
Моя подруга _____________ любит читать книги.
(Шарик, шарик)
На празднике мне подарили воздушный ____________.
У меня есть пёс ________________.
(Мишка //мишка)
Мой друг _____________ собирает марки.
Я подарил братику игрушечного ____________.
(Сережка //сережка)
Вчера Нина потеряла золотую ________________.
Брат ______________ нашёл её и отдал сестре.
(Лилия // лилия)
На клумбе выросла прекрасная _____________.
Мою сестру тоже зовут ________________
У. Спасибо ребята! Вы отлично справились с заданием!
(работа с документ камерой)
У. Посмотрите на экран. Давайте представим, что мы увидели такое объявление. (на экране объявление)
Внимание!
Только 8 Марта в городе _______________________,
в здании кинотеатра ___________________________, 
смотрите спектакль режиссера __________________
по книге _____________________________________
писателя _____________________________________.
Билеты можно приобрести по адресу:
улица _______________________________, дом 4.
С вопросами обращаться к администратору
театра ________________________________________.
Начало спектакля в 19.00.
У. Можно здесь что-то понять? Чего не хватает для смысла?
Возьмите листок и вместе с соседом по парте добавьте имена собственные, подходящие по смыслу.(каждая пара читает что у них получилось)
У. Ребята, вы творчески выполнили задание! Молодцы!

Итог урока
(Работа с флипчартом)-ромашка знаний
У.Наш урок с вами подходит к концу. Вы замечательно работали на уроке. Я оцениваю вашу работу на отлично. Надеюсь, что у вас сегодня было хорошее настроение.
У. Ребята я для вас подготовила конверт с вопросами, давайте посмотрим как вы усвоили материал урока.
Вопросы:
- С какими существительными мы познакомились?
- Какие имена существительные всегда пишутся с заглавной буквы?
-Почему имена собственные пишутся с заглавной буквы?
- Какие существительные пишутся с маленькой буквы?
-Почему имена нарицательные пишутся с маленькой буквы?
-Что такое имя существительное?
(Ученики по очереди выходят, достают вопрос, отвечают на него и приклеивают на доску.)
У. Ребята, посмотрите как наша ромашка распустилась.
Это все благодаря вашим знаниям!!Вы большие молодцы! ! Получайте как можно больше знаний, что бы в будущем собрать целый букет из таких ромашек!

Рефлексия
У. Сейчас я прочту вам стихотворение.
(на экране появляется стихотворение)-лесенка
Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое- что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё – таки учиться.

У. Ребята, выберете ступеньку. которое соответствует вашему эмоциональному состоянию по окончанию урока.(переместите на нее смайл)
У. Спасибо за урок .До свидания