СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Тема Родины В творчестве Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет учащимся почувствовать и понять "странную любовь Лермонттовак Родине: его близость к родной природе, народу и его нерприятия России 2страны рабов, страны господ"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Тема Родины В творчестве Лермонтова"»

Учитель русского языка и литературы

Элизбарова Г.Г.

МОУ СОШ № 89 г. Сочи

Тема: « Тема Родины в творчестве Лермонтова».





Цель: - осмысление темы Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова;

-помочь учащимся почувствовать и понять «странную» любовь поэта к родине: его близость к родной природе, народу и его неприятие России – «страны рабов, страны господ»

- развитие монологической речи, умение работать в группе.



Оборудование: фильм «М.Ю.Лермонтов» (фрагмент о стихотворении «Родина»); Картины русских художников А.К. Саврасова, И.И.Шишкина и И.И. Левитана, рисунки учащихся.



Эпиграф: «Люблю Отчизну я, но странною любовью…»

М.Ю.Лермонтов



1. Организационный момент.

Класс рассаживается по группам. На столе у каждого учащегося лежат листочки с фрагментом пословиц. Необходимо соединить.

Что получилось? Пословицы.

Какова тема пословиц? Родина.



Слово учителя.

В наш век, когда наша страна проходит нелегкие и неожиданные испытания, когда круто и часто болезненно решается ее судьба, мы с новой силой понимаем, что любовь к Отечеству своему - чувство очень непростое. В русской литературе не встретишь писателя и поэта, который бы не говорил в своих произведениях о Родине.

Сегодня мы будем говорить о Лермонтове, о его чувствах к Отечеству. Тема России и исторической судьбы русского человека всю жизнь сопутствует поэтическим размышлениям Лермонтова. Не было у него няни, как у А.С.Пушкина, и некому было рассказывать ему «темной старины заветные преданья», но Лермонтов с детских лет знал и любил русский народ и родную природу. И постепенно детские ощущения перерастали в глубокое и осознанное чувство патриотизма.

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый ветром странник,

Но только с русскою душой.

2. Работа в группах.

Из стихотворений, которые вы прочитали дома, назовите слова (строки), которые особенно понравились, удивили или кажутся важными.

Ребята в группах называют строки (стараясь не повторяться). Самые интересные высказывания записывают на доске (обязательно должны быть записаны строки: « Прощай, немытая Россия…», «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» и др.)



Вопрос: Что больше всего поразило? Какие строки?

Ответ: Разное, противоречивое отношение к Родине.

А теперь посмотрим, как формировалось отношение Лермонтова к Родине на разных жизненных этапах.

2. Работа с опорной схемой. (На экране незаконченная схема, слайд 3)

На этом этапе урока учащиеся, работая в группах, должны заполнить незаконченную схему. (Слайд 4)

В конце обсуждения на экране появляется заполненная таблица.



Задание к схеме: Проанализировать стихотворения. Определить, что чувствует и переживает лирический герой, и как он воспринимает родину.



1 группа. Раннее творчество.

«Монолог», « Прекрасны вы, поля земли родной…», «Жалобы турка»

2 группа. События 1812 года. «Бородино», «Два великана

3 группа. Отрывок из поэмы «Сашка»

4 группа. Последние годы жизни. Завершение темы Родины.

«Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…»



Вопрос: Какие два противоречивых чувства выделяются на протяжении всей жизни.



Ответ: презрение к «стране рабов» и любовь к родине.



3. Фрагмент фильма. (Стихотворение Родина, которым заканчивается фильм в классе дочитать до конца.)



Какая из формулировок точнее отражает тему стихотворения «Родина»? (слайд 5)



  • О Родине

  • О любви к Родине

  • О странности любви поэта к Родине



4. Беседа по вопросам к стихотворению «Родина»

Действительно, не странно ли нам читать:

…Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

И это написал поэт, воспевший славу русского оружия в «Бородино», автор «Песни…»? Ему ли не дорога была история Отечества? Действительно ли Лермонтов отрицает прошлое России? Почему появились эти строки? В чем их смысл?

Традиционный классический патриотизм противопоставлен простым картинам природы.

Лермонтов любит народ. Восхищается силой и мужеством народа.

«Ценить, понимать, уважать – дело разума. Любят же - сердцем, часто не подчиняющемся никакой логике»

Как вы понимаете эти слова?

В этом стихотворении новое отношение к России, необычное для эпохи.

Какие картины создают образ России?

Объясните эпитеты «Степей холодное молчанье», «огни печальных деревень»

Какие чувства передают эти эпитеты?

В них отразились не только картины природы, но и психологический настрой самого поэта, его холодность, печаль.

Почему печаль?

Как трудно бывает любить то, что есть перед тобой в будничной жизни, любить страну, зная, что в ней царят невзгоды, произвол, творится беззаконие, и что люди в ней бесправны, жилища их убоги, деревни разорены и печальны и в горьком веселье пляшут пьяные мужики…

Лермонтов любил такую Россию, свою неприкрашенную ту, которую он познал за свой краткий век.

5. Чтение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…»

Что роднит стихотворение «Родина» со стихотворением «Когда волнуется желтеющая нива...»

Картины природы пробуждают в душе лирического героя состояние гармонии.

6. Работа с рисунками учащихся и картинами художников ( слайды 6-7)

Какими строчками из лермонтовских стихотворений вы подписали бы эти картины и рисунки?

7. На экране появляются картины Лермонтова и фото кавказских гор (слайд 8)

Какое отношение к Лермонтову имеют эти изображения.

Рисунки М.Ю.Лермонтова. Он провел многие годы на Кавказе и очень любил Кавказ.

Какие стихи посвящены Кавказу? Зачитать строки признания в любви к Кавказу.

Действительно, Кавказ неотъемлемая часть жизни М.Ю. Лермонтова.

Выводы по уроку.

Домашнее задание. Письменная работа « Что я увидел, открыл и понял, читая стихотворения Лермонтова?»