СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Тема: «Значение семьи в жизни человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по Социальной адаптации на тему "Значение семьи в жизни человека"

Просмотр содержимого документа
«Урок Тема: «Значение семьи в жизни человека»»

Тема: «Значение семьи в жизни человека»

Цель урока: - формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.

Задачи: 1. Дать определение понятию «семья».

2. Показать значение семейных ценностей для формирования личности человека.

3. Сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей.

4. Мотивировать учащихся на изучение курса «Этика и психология семейной жизни».

5. Осуществлять духовно-нравственное воспитание.

Методы: словесные – беседа; творческие – чтение стихов, исполнение песни; наглядные – демонстрация презентации; диагностические – анкетирование.

Оборудование: Раздаточные материалы: (тетради; ручки, бланки анкеты)

Термины и понятия: семья; семейные ценности; роль семьи в жизни человека; роль семьи в обществе; структура семьи; ответственность, права обязанности членов семьи; ранний брак; гендерное равенство.

Ход урока:

1.Организационный момент: Сегодня мы с вами поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями. Давайте для начала попробуем определиться с понятием семья.

Семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества, это особый социальный институт, который обеспечивает воспроизводство общества. Проще говоря - семья занимает в нашей жизни одно из первых мест, и нет ничего дороже и значимее семьи.

Семья - базовая ячейка общества, характеризующаяся, следующими неотъемлемыми стабильными признаками:

• союзом мужчины и женщины;

• добровольностью вступления в брак;

• связанность членов семьи общностью быта;

• вступлением в брачные отношения;

• стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей

2. Основная часть урока

Можно сказать, что это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. Вы согласны? Кто хочет предложить свой вариант определения семья? Версий происхождения слова «семья» несколько, но самая популярная: семья – это «7 Я». Первое «Я» – это, конечно, вы сами. Второе и третье – ваши родители, оставшиеся четыре «Я» – ваши бабушки и дедушки. Как раз и получается ровно семь. 

Благополучная семья - это группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Учитель: В современной научной литературе семья определяется как «…малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

На протяжении всей истории человечества в одиночестве было невозможно не только нормальное существование человека,  но даже его физическое выживание.

И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди  стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.

Человека без семьи трудно считать вполне  счастливым.

Важнейшими функциями семьи являются:

  • воспитательная

  • хозяйственно-бытовая

  • экономическая

  • социально-статусная

  • репродуктивная

  • духовное общение

  • психотерапевтическая

  • досуговая

Давайте остановимся на воспитательной функции семьи. Спецификой семейного воспитания являются:

  • «многомерность» жизни семьи,

  •  широта и многогранность влияний,

  •  условия, которые создаются членами семьи.

    Если они созданы осмысленно и   целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а  в дальнейшем и саму культуру. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным  и духовным ценностям, кроме того ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую,  

творческую и другие.

        О хозяйственно-бытовой функции вы можете рассказать и сами. Как ведется хозяйство у вас в семье? Какие обязанности по дому вы выполняете? Что вы понимаете под устроенным бытом?

        Экономическая функция семьи часто зависит от экономики государства. Трудоустройство членов семьи, размер заработной платы, всевозможные пособия, пенсии, стипендии – все это влияет на благосостояние семьи. На уроках по этике и психологии семейной жизни мы будем подробно изучать эти вопросы.

        Семье человек появляется на свет, здесь он растет, взрослеет, приобретает социальный статус и самооценку.

        Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. С близкими людьми человек переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью,  эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.

Замечательно, когда семья знает, чему посвящен каждый день недели. И, разумеется, каждый день должен содержать наряду с выполнением домашних обязанностей какой-то вид отдыха: прогулки, любимое занятие, общие обсуждения, встречи с друзьями, празднование семейных знаменательных дат, отдых на природе и т. д.

3. Обобщение

Требования, предъявляемые обществом к семье:

1.Создание условий для всестороннего развития личности.

2.Эмоциональная поддержка престарелых родителей.

3.Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.

Семья – это …

  • и трудовой коллектив,

  • и моральная опора,

  • и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),

  • и пространство для отдыха,

  • и школа доброты,

  • и многообразная система отношений с родителями,

          братьями, сестрами, родными и знакомыми,

  • мораль и вкусы,

  • манеры и привычки,

  • мировоззрение и убеждения,

  • характер и идеалы…

Основы всего этого закладываются в семье.

4. Заключение

        Сейчас вы получите анкеты, в которых отметите то, что считаете семейными ценностями:

1) любовь; 2) материальное благополучие; 3) взаимопонимание и взаимоуважение в семье; 4) отдельная квартира; 5) дети; 6) интересный досуг; 7) уверенность в прочности брака; 8) устроенный быт; 9) семейные традиции; 10) денежные накопления.

        На следующем уроке мы обработаем эти анкеты и определим, что можно считать главными семейными ценностями, которые помогают семье устоять в трудных жизненных ситуациях

Подведение итогов. Выставление оценок.

- Какую тему изучали на уроке?

- Есть вопросы по теме?

Домашнее задание. Написать мини-сочинение по теме: «Семья»