Цель урока: способствовать формированию умения анализировать конструкцию реального объекта, и изготавливать его модель из металлических деталей конструктора.
дидактический материал (карточки с заданием, конверты с разрезанными картинками).
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации | Универсальные учебные действия | Промежу точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Если учащиеся не дают ответа, подсказывает: «Это находится в земле, потом его перекачивают по трубам на заводы или перевозят в таких цистернах, модели которых вы делали на прошлом уроке, без него не поедет автомобиль». Да, это одно из полезных ископаемых, которыми так богата наша страна. Это нефть. Сегодня вы узнаете, как ее добывают, и сделаете модель буровой вышки | Слушают учителя, участвуют в обсуждении | Фрон таль ная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Повторение изученного материала | Проверка домашнего задания | Организует обсуждение выполнения домашнего задания: внутреннее устройство современного двухэтажного пассажирского вагона | Участвуют в коллективной беседе; показывают свои работы, комментируют их | Фрон таль ная | Коммуникативные: Умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Словесно-иллюстрати-вный рассказ с элементами беседы «Полезные ископаемые: нефть». Работа с учебником (с. 18) и рабочей тетрадью (с. 4-5) | - Итак, сегодняшний урок посвящен полезным ископаемым. А что означает термин «полезные ископаемые»! (Это минеральные вещества на поверхности или в недрах Земли, которые можно эффективно использовать в сфере производства (например, в качестве сырья или топлива).) Приведите примеры полезных ископаемых. Нефть (от перс, neft) - горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом, распространенная в осадочной оболочке Земли и являющаяся важнейшим полезным ископаемым. Её называют «черным золотом» не зря. Килограмм нефти стоит столько же, сколько килограмм сахара! Замены нефти быть не может. Продукты нефтехимии, даже самые простые, абсолютно незаменимы. Нефть одевает нас, украшает наши жилища и даже лечит. А уж о том, что без нее мы перестали бы быстро передвигаться, и говорить не приходится. Да, из нефти делают бензин, керосин, пластмассу, волокно, из которого потом делают ткани, краски и даже некоторые лекарства. Прочитайте в учебнике (с. 18) о том, когда люди узнали о существовании нефти и как ее использовали в древние времена. Где же находятся месторождения нефти в России? Давайте рассмотрим карту в рабочей тетради (с. 4-5). Помогает учащимся найти на карте месторождения нефти | Участвуют в коллективном обсуждении, слушают учителя, одноклассников; работают с учебником, анализируют информацию, отвечают на вопросы | Фрон таль ная | Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; овладеют способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
| Работа с учебником (с. 18-19): технологический процесс добычи и транспортирования нефти. Просмотр мультимедийной презентации | - Как же устроен процесс добычи и транспортировки нефти? Прочитайте в учебнике (с. 18-19) информацию об этом и выполните предлагаемое задание. Затем предлагает учащимся посмотреть слайды с изображением отдельных этапов производства, прокомментировать их, назвать известные учащимся профессии людей, осуществляющих ту или иную операцию | Смотрят презентацию, слушают учителя; работают с учебником, анализируют информацию, делают выводы | Фрон тальная | Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно- практической деятельностью. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; овладеют способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
| Работа с учебником (с. 20) | Организует работу по учебнику: работа с иллюстрацией, изучение конструкции буровой вышки. - Рассмотрите рисунок буровой вышки. Изучите ее конструкцию, прочитав текст учебника (с. 20) | Слушают учителя; работают с учебником, анализируют информацию, делают выводы | Фрон таль ная | Коммуникативные: умеют сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы на основе полученной информации | Устные ответы |
| Физкульт минутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фрон таль ная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение уп- эажнений |
IV Творческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверка организации рабочего места | Организуют свое рабочее место | Инди виду альная | Познавательные: общеучебные - умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | Устные ответы |
| Беседа «Что мы будем делать?». Работа с учебником (с. 21-23) и рабочей тетрадью (с. 17) | Помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, вспомнить правила работы с конструктором, способы разметки, сборки изделия и его оформления. Организует изучение плана работы над поделкой (учебник, с. 21-23), затем предлагает заполнить технологическую карту в рабочей тетради (с. 17); помогает распределить роли в группе | Анализируют готовое изделие, информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы; планируют свою деятельность, проговаривают последовательность работы; рассказывают правила работы с металлическим конструктором; распределяют роли в группе | Фрон таль ная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: общеучебные - умеют анализировать информацию; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия | Устные ответы |
| Практическая работа | - Выполните модель буровой вышки из деталей металлического конструктора. В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Просит учащихся завершить выполнение задания в рабочей тетради - подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить её | Выполняют задание | Груп повая | Регулятивные: сравнивают результат деятельности с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий; вносят необходимые дополнения и коррективы. Личностные: умеют ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «понимать позицию другого» | Изготов ление модели буровой вышки |
V. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и презентация работ учащихся | В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, оригинальность и т. д. | Рассматривают выполненные изделия, представляют презентацию, оценивают | Фрон таль ная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
| Выполнение задания-теста «Как добывают нефть?» (рабочая тетрадь, с. 16) | Наблюдает за работой учащихся, организует проверку выполнения задания. Задание 1:1) поиск нефтяных месторождений; 2) подготовка месторождений к разработке; 3) строительство буровых вышек; 4) буровые скважины; 5) транспортировка нефти. Задание 2: нефть, газ. Задание 3: слова: над скважиной, бурового инструмента, приборов, труб, на пирамиду | Выполняют задание | Фрон таль ная, инди виду альная | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Тестовые задания |
| Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фрон таль ная | | Устные ответы |
| Домаш нее задание | Выполните задание в рабочей тетради (с. 17). Принесите на следующий урок: пластилин, пластиковую коробку и, по возможности, изделие из поделочного камня | Слушают учителя | Инди виду альная | | Наблю дение |