СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок труда во 2 классе на тему "Казахская народная вышивка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Казахская народная вышивка. Тип урока: объяснение нового материала. Цели урока: познакомить с национальной казахской вышивкой как видом прикладного искусства, с историей вышивания, дать сведения о практическом применении вышитых изделий, познакомить с разными мотивами вышивок;- обеспечить развитие художественного вкуса, совершенствовать навыки культуры труда, развивать сенсорные и моторные навыки, развитие коммуникативных умений;- воспитание внимательности и аккуратности в работе, желание создавать эстетическое изделие

Просмотр содержимого документа
«Урок труда во 2 классе на тему "Казахская народная вышивка"»

Дата:

Тема: Казахская народная вышивка.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока: познакомить с национальной казахской вышивкой как видом прикладного искусства, с историей вышивания, дать сведения о практическом применении вышитых изделий, познакомить с разными мотивами вышивок;- обеспечить развитие художественного вкуса, совершенствовать навыки культуры труда, развивать сенсорные и моторные навыки, развитие коммуникативных умений;- воспитание внимательности и аккуратности в работе, желание создавать эстетическое изделие

Оборудование урока: учебник, книги, журналы, инструментарий: пяльцы, ножницы, нитки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II.Целеполагание.

III. Изучение нового материала.

1. Вышивка - один из наиболее интересных и самобытных видов казахского народного искусства. Само название вышивки - кесте архаично и возникло, по всей вероятности, в среде аборигенных ираноязычных степных народов Центральной Азии, как известно, составивших основу казахской народности. По мнению некоторых исследователей, семантика этого слова (кесте, кеште, кашьта с древнеиранского буквально - «нарисованное») несет в себе отзвуки далеких первобытных времен, когда вышивание еще не было известно человеку, но уже существовал обычай рисовать на тканях и выделанной коже магические знаки, служившие оберегами от темных сил и сглаза . В основном для декоративной вышивки использовали привозные материалы - бархат, сукно, фланель, вельвет, ситец. Материалом для вышивания служили шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные нитки, а также золотые и серебряные нити.

В вышивке применялись бисер, кораллы и перламутровые бусины. На изделия нередко нашивались серебряные штампованные бляшки, полоски позумента, в особо богатых декоративных вышивках применялась оторочка мехом соболя, куницы, выдры. Основная техника казахской вышивки - тамбурный шов, выполняемый с помощью крючка или иглы. Часто тамбурный шов применяется в сочетании с гладью в прикреп (баспа, бастырма) и простой гладью (шыралжын ).

Значительное применение в вышивке находит своеобразный петельный верхошов (шалма кесте), при котором нить образует зигзагообразное переплетение, что придает ему легкую ажурность. Вышивку крестом (жермеме) в основном используют при украшении женских головных уборов и декоративных изделий. Эта техника проникла в быт казахов под влиянием русских переселенцев в начале XX века, поэтому она иногда называется еще «орыс кесте» - русская вышивка.

Большого совершенства добились казахские мастерицы в искусстве золотого шитья (алтындап miгy). В крупной декоративной вышивке оно применялось при украшении центральных элементов орнамента, в редких случаях золотым шитьем исполнялась композиция вещи в целом.

В начале XX века в интерьере казахского жилища появляются декоративные вышивки, заимствованные у русских и украинских переселенцев. К примеру, декоративные полотенца типа рушников (сулгi), в которых использовались, как правило, приемы и мотивы, характерные для русского орнаментального творчества.

2.Слово учителя:

Виды вышивки : Виды орнамента:

- по материалу (нитки, блёстки, бисер…) - геометрический,

- по узору (орнаментальный и сюжетный) - декоративный (растения, животные птицы)

- по цвету (белая и многоцветная)

(Показ иллюстраций вышивок из книг).

3. «Материалы, используемые при вышивании» -иглы вышивальные;- ножницы;-пяльцы- ткань для вышивания;- копировальная бумага).

«Один стежок, другой стежок,

Не спит моя иголка,

Раскрылся лист, расцвёл цветок

Лазоревого шёлка».

4.Работа с учебником (по технике безопасности).

III.. Практическая работа. Ручной способ вышивания: выполнение шва вперёд иголку (второй урок):

- инструктаж учителя по закреплению нити на вышивке, выполнению «шва вперед иголку», индивидуальная помощь ученикам по ходу работы;

IV .Закрепление.

Слово учителя: Как влияет, по-вашему, занятие вышиванием на эмоциональное состояние человека? Что развивает?

(Ответ: воображение, фантазию, художественный вкус, гибкость пальцев, терпение, усидчивость, аккуратность, внимание и т.п.)

В наше время снова стало модно украшать свой дом вышитыми вещами – салфетками, диванными подушками, картинами. Как художник кистью, так вышивальщица ниткой может отразить мир и создать хорошее настроение.

V.Итог урока: Что нового вы сегодня для себя узнали? Что понравилось на уроке?

VI.Выставление оценок (комментирование).

VII.Домашнее задание: Доделать работу с узором.