СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русскго языка по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" направлен на подготовку учащихся к ЕГЭ, задание 26. К уроку разработа презентация

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка"»

Изобразительно-выразительные средства русского языка . Если в мире есть вещи,  достойные названия “ чудо ” ,  то слово, бесспорно,  первая и самая чудесная из них.  Л. Успенский

Изобразительно-выразительные средства русского языка .

Если в мире есть вещи, достойные названия “ чудо ” , то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Л. Успенский

Знаю Хочу узнать Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Объясните принцип определения лишнего варианта:   б) попасть пальцем в небо; а) попасть впросак; в) попасть мячом. Начальные сведения о курсе, пособия и материалы, необходимые для занятий или проекта.

Объясните принцип определения лишнего варианта:

  • б) попасть пальцем в небо;
  • а) попасть впросак;
  • в) попасть мячом.

Начальные сведения о курсе, пособия и материалы, необходимые для занятий или проекта.

Объясните принцип определения лишнего варианта:   а) золотые волосы ; б) золотые серьги ; в) золотая осень.  Перечень словарных терминов.

Объясните принцип определения лишнего варианта:

  • а) золотые волосы ;
  • б) золотые серьги ;
  • в) золотая осень.

Перечень словарных терминов.

Объясните принцип определения лишнего варианта:   а) царь зверей ; б) седая старушка; в) бессмертный  творец «Илиады».

Объясните принцип определения лишнего варианта:

  • а) царь зверей ;
  • б) седая старушка;
  • в) бессмертный творец «Илиады».
Найдите соответствия (цифра-буква) и назовите фигуру речи : 1) поражение а) нищенские лохмотья 2) царская мантия б) горький плач в) опуститься на четвереньки 3) ликующие крики Место для вопросов и обсуждений. г) славная победа 4) сумеречная тень 5) взлететь ввысь д) яркий луч света

Найдите соответствия (цифра-буква) и назовите фигуру речи :

1) поражение

а) нищенские лохмотья

2) царская мантия

б) горький плач

в) опуститься на четвереньки

3) ликующие крики

Место для вопросов и обсуждений.

г) славная победа

4) сумеречная тень

5) взлететь ввысь

д) яркий луч света

Объясните принцип определения лишнего варианта Красною кистью рябина зажглась,  Падали листья, я родилась. 2)Горит восток зарёю новой. 3)В саду горит костер рябины красной,  Но никого не может он согреть. 4)Дрова горят в печке.

Объясните принцип определения лишнего варианта

  • Красною кистью рябина зажглась,

Падали листья, я родилась.

2)Горит восток зарёю новой.

3)В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

4)Дрова горят в печке.

Объясните принцип определения лишнего варианта. 1)Зима недаром злится, прошла ее пора -  Весна в окно стучится  и гонит со двора. 2)Рассказать, что лес проснулся,  Весь проснулся, веткой каждой. 3)Колокольчики мои, цветики степные, Что глядите на меня, тёмно-голубые? 4)Поспевает брусника, стали дни холоднее.

Объясните принцип определения лишнего варианта.

1)Зима недаром злится, прошла ее пора -

Весна в окно стучится и гонит со двора.

2)Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой.

3)Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, тёмно-голубые?

4)Поспевает брусника, стали дни холоднее.

Объясните принцип определения лишнего варианта В сто сорок солнц закат пылал Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива Ожидать целую вечность Любить до безумия Испугаться до смерти Быстро бежать к финишу

Объясните принцип определения лишнего варианта

В сто сорок солнц закат пылал

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива

Ожидать целую вечность

Любить до безумия

Испугаться до смерти

Быстро бежать к финишу

Найдите в тексте фразеологизмы. Попались на удочку.  Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.  Мы, конечно, обрадовались, уши развесели, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.  Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. - Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,- расстроились мы. - Вот пустомеля,- возмутился дед,- всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. - Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдёте.  И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Найдите в тексте фразеологизмы.

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесели, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,- расстроились мы.

- Вот пустомеля,- возмутился дед,- всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Изобразительно-выразительные средства языка:  Тропы;  Лексические средства;  Фигуры и синтаксические средства .

Изобразительно-выразительные средства языка:

  • Тропы;
  • Лексические средства;
  • Фигуры и синтаксические средства .
Тропы: Эпитет; Метафора; Олицетворение; Сравнение; Метонимия; Синекдоха; Перифраз; Гипербола; Литота; Ирония; Аллегория.

Тропы:

  • Эпитет;
  • Метафора;
  • Олицетворение;
  • Сравнение;
  • Метонимия;
  • Синекдоха;
  • Перифраз;
  • Гипербола;
  • Литота;
  • Ирония;
  • Аллегория.
Фигуры, синтаксические средства: Антитеза; Оксюморон; Градация; Лексический повтор; Ряды однородных членов; Инверсия; Анафора; Эпифора; Параллелизм; Эллипсис; Риторическое обращение; Риторический вопрос; Риторическое восклицание; Бессоюзие; Многосоюзие; Парцелляция; Вводные слова; Вопросно-ответная форма изложения.

Фигуры, синтаксические средства:

  • Антитеза;
  • Оксюморон;
  • Градация;
  • Лексический повтор;
  • Ряды однородных членов;
  • Инверсия;
  • Анафора;
  • Эпифора;
  • Параллелизм;
  • Эллипсис;
  • Риторическое обращение;
  • Риторический вопрос;
  • Риторическое восклицание;
  • Бессоюзие;
  • Многосоюзие;
  • Парцелляция;
  • Вводные слова;
  • Вопросно-ответная форма изложения.
Лексические средства: Фразелогизмы; Синонимы (контекстные); Антонимы (контекстные); Архаизмы; Историзмы; Неологизмы (авторские слова);  Диалектизмы; Жаргонизмы; Экспрессивная лексика; Разговорные слова; Профессионализмы; Книжная лексика.

Лексические средства:

  • Фразелогизмы;
  • Синонимы (контекстные);
  • Антонимы (контекстные);
  • Архаизмы;
  • Историзмы;
  • Неологизмы (авторские слова);
  • Диалектизмы;
  • Жаргонизмы;
  • Экспрессивная лексика;
  • Разговорные слова;
  • Профессионализмы;
  • Книжная лексика.
В сто сорок солнц закат пылал. А.перифраз 2. Дворянское гнездо. Царь зверей. Автор этих строк. Б. сравнение 3.Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный. В.гипербола 4. Крыло самолета, подошва горы, горлышко бутылки Г.Фразеологизм 5. Необходимо прочитать книгу от корки до корки. Он сегодня получил двойку и лил слёзы в три ручья. Д.Метафора 6.  Вечером синим, вечером лунным  Был я когда-то красивым и юным… Е.Оксиморон 7. Я прочитал пьесу Толстого «Живой труп». Люблю я пышно природы увяданье. Ж. Эпитет 8.  Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера… З.Синтаксический параллелизм 9.Травой зарастают могилы,  Давностью зарастает боль.  Как дерево роняет тихо листья,  Так я роняю грустные слова. И.Парцелляция 10.Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и ровный свет. К.Анафора 11.  Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный. Л. Антитеза
  • В сто сорок солнц закат пылал.

А.перифраз

2. Дворянское гнездо. Царь зверей. Автор этих строк.

Б. сравнение

3.Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный.

В.гипербола

4. Крыло самолета, подошва горы, горлышко бутылки

Г.Фразеологизм

5. Необходимо прочитать книгу от корки до корки.

Он сегодня получил двойку и лил слёзы в три ручья.

Д.Метафора

6. Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным…

Е.Оксиморон

7. Я прочитал пьесу Толстого «Живой труп». Люблю я пышно природы увяданье.

Ж. Эпитет

8. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера…

З.Синтаксический параллелизм

9.Травой зарастают могилы,

Давностью зарастает боль.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И.Парцелляция

10.Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и ровный свет.

К.Анафора

11. Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный.

Л. Антитеза

В сто сорок солнц закат пылал. А.Гипербола 2. Дворянское гнездо. Царь зверей. Автор этих строк. Б. Перифраз 3.Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный. В.Сравнение 4. Крыло самолета, подошва горы, горлышко бутылки Г.Метафора 5. Необходимо прочитать книгу от корки до корки. Он сегодня получил двойку и лил слёзы в три ручья. Д.Фразеологизм 6.  Вечером синим, вечером лунным  Был я когда-то красивым и юным… Е.Эпитет 7. Я прочитал пьесу Толстого «Живой труп». Люблю я пышно природы увяданье. Ж. Оксюморон 8.  Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера… З.Анафора 9.Травой зарастают могилы,  Давностью зарастает боль.  Как дерево роняет тихо листья,  Так я роняю грустные слова. И.Синтаксический параллелизм 10.Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и ровный свет. К.Парцелляция 11.  Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный. Л. Антитеза
  • В сто сорок солнц закат пылал.

А.Гипербола

2. Дворянское гнездо. Царь зверей. Автор этих строк.

Б. Перифраз

3.Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный.

В.Сравнение

4. Крыло самолета, подошва горы, горлышко бутылки

Г.Метафора

5. Необходимо прочитать книгу от корки до корки.

Он сегодня получил двойку и лил слёзы в три ручья.

Д.Фразеологизм

6. Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным…

Е.Эпитет

7. Я прочитал пьесу Толстого «Живой труп». Люблю я пышно природы увяданье.

Ж. Оксюморон

8. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера…

З.Анафора

9.Травой зарастают могилы,

Давностью зарастает боль.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И.Синтаксический параллелизм

10.Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и ровный свет.

К.Парцелляция

11. Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный.

Л. Антитеза

1

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем.

2.

Зловещий красный закат тревожил меня, бередя душу. (Тендряков В.)

3.

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную. 

4.

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. 

5.

И казалось мне, что взор этот вечен,

Не подвижен, словно солнце в зените.

6.

Сначала – в упор, ну а после штыками

Добили. За что? За веснушки его? За его голубые?

7.

Мечты, мечты! Где ваша сладость! 

8

Зима недаром злится, прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора.

9.

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.

10.

Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней

11.

Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам…(

12.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и ровный свет. Живи ещё хоть четверть века. Всё будет так. Исхода нет.

13.

Травой зарастают могилы,

Давностью зарастает боль

14.

Во всю ивановскую, филькина грамота, как снег на голову, от корки до корки, яблоку негде упасть, рассеиваться как дым

15.

Хороший – плохой, Толстый- тонкий, Добрый –злой, Близкий – далёкий, Твёрдый – мягкий, Добро – зло, Работать – отдыхать, Правда- ложь

1

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем.

2.

антитеза

Зловещий красный закат тревожил меня, бередя душу. (Тендряков В.)

3.

Эпитет, метафора

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную. 

4.

эпитет

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг. 

5.

6.

оксюморон

И казалось мне, что взор этот вечен,

Не подвижен, словно солнце в зените.

сравнение

Сначала – в упор, ну а после штыками

Добили. За что? За веснушки его? За его голубые?

7.

8

парцелляция

Мечты, мечты! Где ваша сладость! 

9.

Зима недаром злится, прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора.

Риторическое восклицание, обращение

10.

олицетворение

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.

11.

анафора

Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней

12.

метафора

Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам…(

13.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и ровный свет. Живи ещё хоть четверть века. Всё будет так. Исхода нет.

градация

парцелляция

Травой зарастают могилы,

Давностью зарастает боль

14.

15.

параллелизм

Во всю ивановскую, филькина грамота, как снег на голову, от корки до корки, яблоку негде упасть, рассеиваться как дым

фе

Хороший – плохой, Толстый- тонкий, Добрый –злой, Близкий – далёкий, Твёрдый – мягкий, Добро – зло, Работать – отдыхать, Правда- ложь

антонимы

Инструкция  а)Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В нём рассматриваются языковые особенности. Некоторые термины, используемые в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. А затем приступаем к выполнению задания. «Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление такого  тропа , как_____(«искусство является историком») придаёт яркость и образность тексту. Весь текст построен на  фигуре речи ______(«Он над тучами смеётся, он от радости рыдает»). Серьёзность темы достигается при помощи ______(«Что вам ответить на это?»), а также использованием ______(«догмы», «модернизм», «бытие» и др.)». 1.Антитеза 2.Метафора 3.Риторический вопрос 4.Аллегория 5.Ряды однородных членов 6.Сравнение 7.Термины 8.Синтаксический параллелизм 9.Эпитет 10)Гипербола

Инструкция а)Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В нём рассматриваются языковые особенности. Некоторые термины, используемые в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

А затем приступаем к выполнению задания.

«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление такого  тропа , как_____(«искусство является историком») придаёт яркость и образность тексту. Весь текст построен на  фигуре речи ______(«Он над тучами смеётся, он от радости рыдает»). Серьёзность темы достигается при помощи ______(«Что вам ответить на это?»), а также использованием ______(«догмы», «модернизм», «бытие» и др.)».

1.Антитеза

2.Метафора

3.Риторический вопрос

4.Аллегория

5.Ряды однородных членов

6.Сравнение

7.Термины

8.Синтаксический параллелизм

9.Эпитет

10)Гипербола

Продолжите фразу: Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… У меня получилось… Теперь я могу… Мне захотелось… Я смог… Хочу больше узнать о…

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

У меня получилось…

Теперь я могу…

Мне захотелось…

Я смог…

Хочу больше узнать о…