Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Слайд 2 Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас хочу пригласить на прогулку в зимний лес. Во время нашей прогулки нас ждет встреча с новыми знаниями! - Кто желает отправиться со мной в увлекательное путешествие, поднимите руку. Давайте представим, что вы идете по волшебному зимнему лесу. Морозно. На ваши куртки и пальто падают снежинки… Посмотрите, на ваши парты тоже опустились снежинки и звездочки разных цветов. - Какое у вас настроение, ребята? Покажите снежинку соответствующего цвета. | Дети приветствуют учителя Поднимают руки (снежинки на столах учащихся двух цветов: синие– прекрасное настроение; фиолетовые– настроения нет | Развитие «Я - концепции» (Л6) Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9) |
2) этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Слайд 3 Звучит музыка «В гостях у сказки» Вот мы и в лесу. Чтобы наше путешествие принесло пользу, нужно быть очень внимательным. Вы сможете оценить свою работу на уроке с помощью карты успеха (приложение 3). Она на ваших столах, заполняйте её в течение урока (плюс/минус). Пять плюсов – ваша оценка 5 и т.д. Слайд 4 Не заблудиться нам поможет дощечка с указанием дальнейшего пути. Попробуем разобраться, о чем идет речь. - Ребята, какие слова привлекли ваше внимание? - Как вы думаете, могут ли они употребляться сами по себе? - Правильно. Вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке? - А чему мы должны будем научиться? - Запишите тему урока. Слайд 5. Обратимся к материалу параграфа 51. Запишите определение в тетрадь для правил. | Учащиеся знакомятся с картой успеха - Дощечка, прикрепленная на дереве, с загадочными фразами. Учащиеся читают «загадочные письмена» Налево пойдешь – ни зги не увидишь, направо пойдешь – всю жизнь будешь бить баклуши, прямо пойдешь – через версту с гаком на теремок набредешь. - Баклуши, ни зги, с гаком - Не могут О фразеологизмах - Находить их в тексте - Объяснять их значение - употреблять в речи Ученики знакомятся с материалом параграфа, в тетрадь для правил записывают значение определений «фразеология», «фразеологизмы» | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9) Поиск разнообразных способов решения задач (П 4) Формулирование проблемы (П18) Принятие и сохранение учебной задачи (Р1) |
3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | - Продолжим нашу прогулку по волшебному лесу. Мы выбрали прямой путь, и повстречался нам впереди теремок. Мы замёрзли, хотим погреться. - Давайте восстановим знакомые вам фразеологизмы и узнаем, кто живет в теремке. Воспользуемся образцом: слайд 6. Запишите фразеологизмы, встретившиеся в предложении в тетрадь - Молодцы! Теперь мы знаем, кто живет в теремке. Слайды 7-18 | - Теремок с окошечками (на доске прикреплен теремок, изображенный на листе ватмана, под ним фигурки животных) Демонстрация слайда: Она любит есть до отвала и не обидится, если вы будете поливать её грязью. Он бывает в овечьей шкуре и не только от горя воет на луну - ВОЛК Про него говорят, что он наступил на ухо всем, кто не имеет музыкального слуха. - МЕДВЕДЬ После истории, рассказанной И.А.Крыловым, на эту плутовку имеет зуб ворона, которая осталась без сыра. - ЛИСА Добрый человек этих насекомых не обидит. Они бывают назойливые, слетаются на мёд. - МУХА Чтобы всё успеть, нам иногда приходится гнаться за двумя этими не слишком храбрыми животными - ЗАЯЦ Если мы не можем найти нужную вещь, мы в сердцах восклицаем: «Как …. языком слизала» - КОРОВА Угадав животное, ребята выходят к доске и вставляют в окошечки теремка его изображение. Фразеологизмы записываются учащимися в тетрадь. | Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1) Структурирование знаний (П5) Использование речи для регуляции своего действия (К10) |
4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | А в наш теремок постучалась гостья – девочка Маша, очевидно, заблудившаяся в лесу. Ребята, давайте поможем обитателям теремка оборудовать для нее комнату. Мы с вами разделимся на команды, и вы будете находиться в лесу одни. Займите место за тем столом, где находится задание соответствующего цвета. После того как задание будет выполнено, решите, кто из команды будет представлять вашу работу. Слайды 19-22 Команда …, вы будете экспертами. Оцените работу команды. Звери дружно поработали, мы тоже должны внести свою лепту. Физкультминутка. | Самостоятельная работа в группам (по уровням сложности) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1 группа: в тексте «Глупые Сороки» найти и подчеркнуть все фразеологизмы 2 группа: в группе фразеологизмов пропущено одно и то же слово – угадать, какое (ПРИЛОЖ.3) 3 группа: Отгадать слово, загаданное с помощью фразеологизмов 4 группа: вспомнить и записать по 2 фразеологизма со словами ГЛАЗА, УШИ, НОС После выполнения задания участники групп передвигаются по часовой стрелке и проверяют работу другой группы, выступая теперь в роли экспертов (тексты заданий напечатаны на карточках) | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6) Структурирование знаний (П5) Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы (П1) |
5) этап включения в систему знаний и повторения | Чтобы звери в нашем теремке жили дружно и не ссорились, нужно им помочь. Поиграем в игру «Найди пару» - вспомните, что такое синонимы. Слайд 23 На доске в два столбца записаны фразеологизмы. Задание: подобрать к выражениям левого столбика синонимичное выражение из правого, соединив их стрелками (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). образовавшиеся пары кот наплакал – раз, два и обчелся как убитый – без задних ног во весь дух – во все лопатки Хоть глаз выколи – не видно ни зги Хоть отбавляй – хоть пруд пруди чуть свет – ни свет ни заря Ни то ни се - ни рыба ни мясо В двух шагах – рукой подать за тридевять земель – за семь верст киселя хлебать | - слова, близкие по значению - слова с противоположным значением Учащиеся по одному выходят к доске и находят пары фразеологизмов, близких по значению или противоположных по смыслу. (Работа выполняется индивидуально в карточках. После выполнения задания у доски производится проверка: ученики выходят по одному и соединяют стрелочками пары фразеологизмов) | Развитие «Я концепции» (Л6) Владение диалогической формой речи (К 13) Писк разнообразных способов решения задач (П4) Структурирование знания (П 5) |
6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Слайд 24 - Вот и подходит к концу наша прогулка. В лесу становится темно, звери в нашем волшебном теремке ложатся спать. И нам пора возвращаться. После путешествия, пусть даже самого маленького, надолго в памяти остаются впечатления и эмоции. Так и в учебе. Ваше желание получить новые знания открывает для вас новые горизонты. А теперь настало время оценить свою работу на уроке: выберите звездочку подходящего цвета и напишите на ней, чему вы научились на уроке, что понравилось или нет. Слайд 25 - У нас получилось ясное морозное небо (учитель выбирает несколько звездочек и зачитывает. - ребята, а де можно применить ваши знания? Слайд 26 Домашнее задание: ( на выбор) упр. 509 (2) Попробуйте нарисовать шутливые рисунки, обыгрывая фразеологизмы…; упр. 511 Привести пример фразеологизмов со словами рука, нога. | Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают звездочки соответствующего цвета и затем прикрепляют их над теремком. (На краю стола каждого ученика прикреплены звездочки трех цветов: желтые, голубые, красные. На оборотной стороне каждого написано: Голубые (Мне понравилось, что…) Желтые (Я узнал, что… Красные (Было скучно, неинтересно) Ответы могут быть такими: - при работе с текстом - при написании сочинения и т.д. - в устной речи Записывают домашнее задание | Развитие «Я - концепции» (Л6) Самооценка личности (Л7) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (индивидуальные карточки)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Карта успеха.
Карта успеха.