Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 иклассе по теие "Основания"»
О с н о в а н и я .
8 класс
Проверочная работа
- проделайте и запишите возможные реакции взаимодействия предложенных веществ :
- I группа –оксид кальция с водой; оксид железа с водой.
- II группа –оксид меди с соляной кислотой; оксид кремния с водой.
Ответы к заданиям:
- 1. 1 группа
- CaO + H 2 O → Ca(OH) 2
- Fe 2 O 3 + H 2 O → реакция не возможна
- 2. группа
- CuO +2 HCl → CuCl 2 + H 2 O
- SiO 2 + H 2 O → реакция не возможна
Оксидам металла соответствуют основания:
+1
+2 +2
+3 +2
Fe
Fe O
Na O
Na
Fe
Fe O
2 3
2
2+
2
3+
3
+
(OH)
(OH)
OH
Составьте основания из оксидов: ZnO, Li 2 O, MgO .
Ответы к заданию
- ZnO - Zn(OH)2
- Li 2 O - Li OH
- MgO - Mg (OH)2
Определение.
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов.
M(OH) n, где M – металл, n – число групп OH - и в то же время численное значение заряда иона (степени окисления) металла
Например: Na +1 OH, Ca +2 (OH) 2 , Fe +3 (OH) 3
Классификация оснований
Число гидроксильных групп
Однокислотные
Многокислотные
Заряд гидроксильной группы
КОН
Ba(ОН) 2
Fe(OH) 3
NaOH
Cu(OH) 2
LiOH
-1
Растворимость
Нерастворимые в воде
Растворимые в воде
Fe(OH) 3
Cu(OH) 2
Al(ОН) 3
КОН
NaOH
Щелочи
Ca(ОН) 2
LiOH
Металлы III А и Б групп
Металлы I А и II А групп
Сильные и слабые основания
Сильные основания
Слабые основания
Mg(OH) 2 гидроксид магния
NaOH гидроксид натрия (едкий натр)
KOH гидроксид калия (едкое кали)
Fe(OH) 2 гидроксид железа (II)
LiOH гидроксид лития
Zn(OH) 2 гидроксид цинка
NH 4 OH гидроксид аммония
Ba(OH) 2 гидроксид бария
Ca(OH) 2 гидроксид кальция
Fe(OH) 3 гидроксид железа (III)
Химические свойства оснований.
- Качественные реакции;
- Взаимодействия с кислотами;
- Взаимодействие с кислотными оксидами;
- Взаимодействие с солями;
- Разложение нерастворимых оснований.
Химические свойства щелочей.
- Действие щелочей на индикаторы:
метилоранж
лакмус
фенолфталеин
Свойства растворимых оснований
1) Изменяют окраску индикаторов
2) Взаимодействие с кислотными оксидами
Ca(OH) 2 + CO2 = CaCO3 + H2O
3)Взаимодействие с кислотами
Щёлочь + Кислота = Соль + Вода
- реакция обмена ( нейтрализация )
Са(OH)2 + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + 2H2O
4) С растворами солей, если в результате образуется осадок
Соль (раствор) + Щёлочь = Нерастворимое основание↓ + Новая соль
FeCI3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl
Индивидуальная работа
- Вариант1.
- Натрий растворили в воде. К полученному раствору прилили раствор хлорида меди(ll), полученный осадок отфильтровали и прокалили. Приведите уравнения реакций. Вариант2.
- Кальций сожгли в кислороде и полученное белое вещество растворили в воде. Через образовавшийся раствор пропустили углекислый газ. Приведите уравнения реакций.
Получение щелочей:
структурная формула воды ( Н 2 О) : Н – О – Н
+
ОН
Н
+
Na
гидроксид
натрия
Вывод и подведение итогов:
Cu(OH) 2 – t ° ® CuO + H 2 O
––
Домашнее задание:
- § 39
- Стр.217 Упр.3.(всем) №2,5(индивидуально)
Рефлексия
- ЦЕЛЬ: самооценка. Результат: анализ собственной познавательной деятельности .
- «я»- как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой;
- «мы»-насколько комфортно и эффективно мне было работать в паре;
- «дело»-достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы
С п а с и б о з а в н и м а н и е ! ! !