СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 8 классе. Определенно-личные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8 классе. Тема "Определенно-личные предложения"

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе. Определенно-личные предложения»

Тема: «Определенно-личные предложения». (8 класс)

Цели:

Обучающая

-обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения;

-дать понятие определенно-личных предложений;

-формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям;

Развивающая

-развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях.

Воспитательная

- прививать любовь к русскому языку.


Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

1. Актуализация изученных знаний.

-  Проверка домашнего задания.

Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с различными видами предложений. Давайте проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях.

а) повторение по контрольным вопросам:

По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?

Какие предложения называются двусоставными/ односоставными?

б) цифровой диктант (1-если предложения односоставные, 2-если предложения двусоставные.

Я помню чудное мгновенье. Яд каплет сквозь его кору. Зима. И я судьбу

Благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Отчизне

Посвятим души прекрасные порывы! Приветствую тебя, пустынный уголок.

Я гимны прежние пою. (22121112)

- взаимопроверка

-  Объяснительный диктант с дополнительным заданием.

Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид односоставных предложений.

Гладь почти безветренная. Широкий след за кормой. Простор, вода и небо. Хочется не говорить, а молчать. Вот уже и первая чайка. Вот уже не видно камней на нашем берегу. Вот уже и людей не видать.

2. Проблемная ситуация.

-Посмотрите на доску:

Решить задание теста: среди предложений 1- 4 найти простое односоставное определенно-личное предложение.

1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки (двусоставное).
2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья (односоставное).
3)Каждый звук и шорох слышу я (двусоставное).
4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (односоставное).

Что нужно знать для того, чтобы выполнить задание?

(Какое предложение называется определенно-личным. Чем выражено сказуемое в этом предложении?)

- какова тема сегодняшнего урока?



3. Давайте сформулируем цель нашего урока.

Напоминаю, что формулировка цели строится по плану «вспомнить- узнать-научиться»

-вспомнить отличие односоставных и
двусоставных предложений;
-дать понятие определенно-личных предложений;
-научиться находить определенно-личные предложения;
определять вид односоставных предложений

- Запишите тему в тетрадях.

 4.Изучение нового материала. Анализ предложений.

Проанализируем предложения, записанные на доске.

Люблю тебя, Петра творенье!

Отдыхали у моря.

Найти грамматическую основу. Чем выражено сказуемое?

1.Важны ли в этих предложениях действующие лица? ( Нет) Почему?

( Окончание глагола указывает на лицо и число)

2. Глаголом какого наклонения может быть выражено сказуемое? (повелительного, изъявительного)

3. Где чаще всего используются определенно-личные предложения? (художественный, публицистический, разговорный стиль)

5. Лингвофизминутка.

- Немного отдохнем. Я называю двусоставное предложение – вы хлопаете, односоставное – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны!

Утро в деревне (односост.), Я услышала странный шум (двусост.), В дверь стучали (односост.), Сердце замирало от страха (двусост.), Внезапно небо потемнело. (двусост.), Цыплят по осени считают (односост.).

6.Комментированное письмо. (К доске…) письменно

Определите, какие формы глагола (наклонение, лицо, число) используются в о-л предложениях?

Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв.накл., 1 л. Мн.ч., )

Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв. Накл., 2 л., ед.ч.)

Какое правило мы можем еще повторить? Является ли обращение членом предложения?

Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В.Гоголь) (изъяв. Накл., 2 л., мн.ч.)

И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов) (изъяв. Накл., 1 л, ед.ч.) .

Всем: Какие предложения называются определенно-личными? В какой форме должен стоять глагол? В каком лице, числе?

(Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед.числа, мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения).

Вывод: глаголы в форме 1, 2 лица ед.ч. и мн.ч. изъяв., повел накл.

Какие местоимения соответствуют 1 и 2 лицу?

7. -  Задание учащимся.

Сравните предложения. Синонимичны ли они? В чем разница? Как разница в строении влияет на стилистику предложения?

Мы приедем завтра утром.            Приедем завтра утром.

Вы уступайте место старшим.        Уступайте место старшим.

Я выполню свое обещание.           Выполню свое обещание.

 

8. Повторение алгоритма.

Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить вид предложения? Повторим алгоритм.

  1. нахожу грамматическую основу

  2. смотрю: односоставное или двусоставное предложение

  3. если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое

  4. если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения

  5. если подлежащее - только назывное.

9.Работа в группах.

-Ребята, у вас на партах листочки с предложениями. Вам предстоит работа в группах.

1.группа

Среди предложений отметить только двусоставные. Выпишите номера предложений.(2,4,11,12) и грамматическую основу.

2 группа

Среди предложений отметить только односоставные определенно-личные. Определить, какой частью речи может выражаться главный член предложения. Выпишите номера предложений.(1,5,7,9,10) и грамматическую основу

3.группа

Среди предложений отметить только односоставные назывные. Определить, какой частью речи выражается главный член предложения. Выпишите номера предложений.(3,6,8) и грамматическую основу.

Карточка.

1. Люблю грозу в начале мая. (о/л).

2. В садах ученики окапывают деревья. (дв).

3. Осень.(н).

4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!(дв).

5 Поедешь со мной? (о/л).

6. Раннее утро. (н).

7. Стой за правду горой. (о/л).

8. Вот и беседка (н).

9. Верните книгу в библиотеку. (о/л).

10. Посмотрите на них! (о/л).

11. Дождь шумел гудел хлопал. (дв).

12. Я сердце по свету рассеять готов. (дв).

Оцените себя.

Проверим

10. Синтаксический разбор предложения.

Выполним разбор одного из предложений 2 группы.

Составьте схему предложения, дайте характеристику.



Верните книгу в библиотеку. (Повеств., невоскл., прост., односост., о-л, распр., не осложнено).

11.Вывод по уроку.

- Итак, теперь давайте вернемся к началу нашего урока и посмотрим, сможем ли мы теперь найти правильный ответ?

Возвращение к тесту.

Учащиеся успешно находят правильный ответ - предложение №4.

Какова тема нашего урока? Что нового узнали на уроке? Что было сложным? Новым?

Я узнала (что такое о-л предложения, где они употребляются, глагол в какой форме соответствует этим предложениям)

Я научилась (находить их в тексте, отличать от односоставных)

Мне было интересно…



Что было нашей целью?

Достигли мы её?



- Оценивание

12.Домашнее задание:

1) Выписать из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 5 предложений о/л