Тема: «Определенно-личные предложения». (8 класс)
Цели:
Обучающая
-обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения;
-дать понятие определенно-личных предложений;
-формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям;
Развивающая
-развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях.
Воспитательная
- прививать любовь к русскому языку.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
1. Актуализация изученных знаний.
- Проверка домашнего задания.
Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с различными видами предложений. Давайте проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях.
а) повторение по контрольным вопросам:
По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?
Какие предложения называются двусоставными/ односоставными?
б) цифровой диктант (1-если предложения односоставные, 2-если предложения двусоставные.
Я помню чудное мгновенье. Яд каплет сквозь его кору. Зима. И я судьбу
Благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Отчизне
Посвятим души прекрасные порывы! Приветствую тебя, пустынный уголок.
Я гимны прежние пою. (22121112)
- взаимопроверка
- Объяснительный диктант с дополнительным заданием.
Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид односоставных предложений.
Гладь почти безветренная. Широкий след за кормой. Простор, вода и небо. Хочется не говорить, а молчать. Вот уже и первая чайка. Вот уже не видно камней на нашем берегу. Вот уже и людей не видать.
2. Проблемная ситуация.
-Посмотрите на доску:
Решить задание теста: среди предложений 1- 4 найти простое односоставное определенно-личное предложение.
1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки (двусоставное).
2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья (односоставное).
3)Каждый звук и шорох слышу я (двусоставное).
4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (односоставное).
Что нужно знать для того, чтобы выполнить задание?
(Какое предложение называется определенно-личным. Чем выражено сказуемое в этом предложении?)
- какова тема сегодняшнего урока?
3. Давайте сформулируем цель нашего урока.
Напоминаю, что формулировка цели строится по плану «вспомнить- узнать-научиться»
-вспомнить отличие односоставных и
двусоставных предложений;
-дать понятие определенно-личных предложений;
-научиться находить определенно-личные предложения;
определять вид односоставных предложений
- Запишите тему в тетрадях.
4.Изучение нового материала. Анализ предложений.
Проанализируем предложения, записанные на доске.
Люблю тебя, Петра творенье!
Отдыхали у моря.
Найти грамматическую основу. Чем выражено сказуемое?
1.Важны ли в этих предложениях действующие лица? ( Нет) Почему?
( Окончание глагола указывает на лицо и число)
2. Глаголом какого наклонения может быть выражено сказуемое? (повелительного, изъявительного)
3. Где чаще всего используются определенно-личные предложения? (художественный, публицистический, разговорный стиль)
5. Лингвофизминутка.
- Немного отдохнем. Я называю двусоставное предложение – вы хлопаете, односоставное – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны!
Утро в деревне (односост.), Я услышала странный шум (двусост.), В дверь стучали (односост.), Сердце замирало от страха (двусост.), Внезапно небо потемнело. (двусост.), Цыплят по осени считают (односост.).
6.Комментированное письмо. (К доске…) письменно
Определите, какие формы глагола (наклонение, лицо, число) используются в о-л предложениях?
Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв.накл., 1 л. Мн.ч., )
Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв. Накл., 2 л., ед.ч.)
Какое правило мы можем еще повторить? Является ли обращение членом предложения?
Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В.Гоголь) (изъяв. Накл., 2 л., мн.ч.)
И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов) (изъяв. Накл., 1 л, ед.ч.) .
Всем: Какие предложения называются определенно-личными? В какой форме должен стоять глагол? В каком лице, числе?
(Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед.числа, мн.ч. изъявительного и повелительного наклонения).
Вывод: глаголы в форме 1, 2 лица ед.ч. и мн.ч. изъяв., повел накл.
Какие местоимения соответствуют 1 и 2 лицу?
7. - Задание учащимся.
Сравните предложения. Синонимичны ли они? В чем разница? Как разница в строении влияет на стилистику предложения?
Мы приедем завтра утром. Приедем завтра утром.
Вы уступайте место старшим. Уступайте место старшим.
Я выполню свое обещание. Выполню свое обещание.
8. Повторение алгоритма.
Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить вид предложения? Повторим алгоритм.
нахожу грамматическую основу
смотрю: односоставное или двусоставное предложение
если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое
если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения
если подлежащее - только назывное.
9.Работа в группах.
-Ребята, у вас на партах листочки с предложениями. Вам предстоит работа в группах.
1.группа
Среди предложений отметить только двусоставные. Выпишите номера предложений.(2,4,11,12) и грамматическую основу.
2 группа
Среди предложений отметить только односоставные определенно-личные. Определить, какой частью речи может выражаться главный член предложения. Выпишите номера предложений.(1,5,7,9,10) и грамматическую основу
3.группа
Среди предложений отметить только односоставные назывные. Определить, какой частью речи выражается главный член предложения. Выпишите номера предложений.(3,6,8) и грамматическую основу.
Карточка.
1. Люблю грозу в начале мая. (о/л).
2. В садах ученики окапывают деревья. (дв).
3. Осень.(н).
4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!(дв).
5 Поедешь со мной? (о/л).
6. Раннее утро. (н).
7. Стой за правду горой. (о/л).
8. Вот и беседка (н).
9. Верните книгу в библиотеку. (о/л).
10. Посмотрите на них! (о/л).
11. Дождь шумел гудел хлопал. (дв).
12. Я сердце по свету рассеять готов. (дв).
Оцените себя.
Проверим
10. Синтаксический разбор предложения.
Выполним разбор одного из предложений 2 группы.
Составьте схему предложения, дайте характеристику.
Верните книгу в библиотеку. (Повеств., невоскл., прост., односост., о-л, распр., не осложнено).
11.Вывод по уроку.
- Итак, теперь давайте вернемся к началу нашего урока и посмотрим, сможем ли мы теперь найти правильный ответ?
Возвращение к тесту.
Учащиеся успешно находят правильный ответ - предложение №4.
Какова тема нашего урока? Что нового узнали на уроке? Что было сложным? Новым?
Я узнала (что такое о-л предложения, где они употребляются, глагол в какой форме соответствует этим предложениям)
Я научилась (находить их в тексте, отличать от односоставных)
Мне было интересно…
Что было нашей целью?
Достигли мы её?
- Оценивание
12.Домашнее задание:
1) Выписать из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 5 предложений о/л