Внеклассное чтение 4 класс.
Учитель Баженова Наталья Михайловна
МБОУ Сокольчинская сош №3
Тема: Бажов П.П. «Медной горы хозяйка»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича
Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка”.
Задачи: - познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;
ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра –
сказа, показать его сходства и различия со сказкой;
-продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому
высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с текстом,
умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память,
логическое мышление, речь;
-воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
Задачи:
1.Л и ч н о с т н ы е
формирование чувства гордости за свой народ, историю России( уважение и восхищение мастерством уральских умельцев, осознание красоты труда);принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств(благородства, трудолюбия, честности);
формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания.
2.М е т а п р е д м е т н ы е :
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем поискового характера (наблюдение над литературным материалом , обобщение, фиксирование результатов);
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (работа по маршрутному листу);
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами( анализ текста, построение монологического высказывания- ответа на вопрос);
овладение логическими действиями сравнения, обобщения(сравнение сказов и сказок)
готовность слушать собеседника, излагать своё мнение.
3. П р е д м е т н ы е :
формирование потребности в систематическом чтении;
овладение чтением вслух и про себя;
использование смыслового (изучающего) и поискового чтения для развития умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, обосновывать нравственную оценку поступков героев, определять главную мысль;
развитие умения пересказывать произведение;
овладение таким видом письменной речи, как ответ на вопрос
Ход урока
1.Организационный момент:
Ребята, как вы понимаете, что такое сокровище?
А могут ли сокровищами являться душевные качества человека? (Ребята говорят, что могут. Доброта, верность, милосердие и другие качества действительно драгоценности, которые украшают каждого из нас.)
Представим, что наша душа – это своего рода шкатулка. Разные в ней есть каменья: и драгоценные, и обманка. Сегодня мы заглянем в драгоценную шкатулочку души героев сказа Бажова и посмотрим, какие там есть дивные самоцветные камни.
У вас на партах лежит несколько разноцветных кружочков. На них вы напишете главные душевные качества того или иного героя, вклеите кружки в тетрадь, и в конце урока у каждого из вас в тетради должно получиться ожерелье лучших душевных качеств
2.Актуализация знаний
Пиаивиеил Пиеитириовичи Биажиоив
• уберите повторяющиеся буквы и вы узнаете тему нашего урока
Сегодня мы с вами познакомимся со знаменитым уральским сказителем Павлом Петровичем Бажовым, который любил свою Родину, видел в ней особую поэзию и красоту, которая живет не только в ее лесах и полях, но и людях, в их характерах.
Знакомство с биографией.
Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.
Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала.
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать.
У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.
Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.
В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов.
Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.
Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.
3.Отличительные особенности сказа и сказки.
- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).
Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.
-Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е.
Сказ –
Отличительные черты сказки:
•Волшебные герои – добрые и злые
•Нет рассказчика
•Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание
•Не имеют реальной основы.
Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные
Фольклорная первооснова
Присутствие рассказчика – человека из народа
Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
Произведения П.П.Бажова
- «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Чугунная бабушка», «Медной горы хозяйка».
4.Словарная работа.
Оба в горе робили- оба работали в шахте на руднике, добывали малахит-камень
Артуть-девка-девушка, подвижная как ртуть
Лопочет- говорит про себя
Одежа-одежда
Мудровать- зд. В значении пошутить
Даром глаза пялишь- просто так смотришь
Виду не оказывает - показывает
Обробеть – струсить
Наигрыш вести- заговаривать
Земли незнатко – невидно
Признал меня- узнал меня
Парню забедно стало – обидно
Я в горе роблю - работаю
Душному козлу – вонючему
Железную шапку ломать-
Изробленный- измученный
Воротились-вернулись
5.Первичное чтение.
1.Что добывали в горах (шахтах)?
-Малахит-руду, лазаревку
2.Опишите молодого-неженетика?
-Молодой, неженатый, в глазах зеленью отливать стало.
3.Опишите девку?
-. Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка.
4.Что это за «девка»?
-Хозяйка
5. Что поразила его в Хозяйке
-Коса
6.Как звали парня?
-Степан Петрович
7.Что она просила его не раздавить?
-Свое войско ящерок
8.А почему она окружила его ящерками?
9.Что увидал Степан под ногами?
-Руду медную
10.Что Хозяйка попросила сделать Степана?
-Передать приказчику, чтобы он убирался с Медной горы
11.Что она ему пообещала Степану, если он выполнит ее просьбу?
-Выйти за него замуж
12.В кого превратилась Хозяйка?
-В ящерку
13. Как в думаете какими качествами долен обладать человек, способный выполнить поручение Хозяйки медной горы?
Характеристика героев
Основная часть. Характеристика Степана.
Что мы узнаем о главном герое сказа Степане? (Учитель акцентирует внимание учеников на том, что Степан – рудокоп, что труд его тяжел и что Степан – человек крепостной.)
Как относился Степан к своей работе? (Он был ответственным, настоящим тружеником: «Все нутро горы знал».)
Какая деталь говорит о том, что труд Степана был тяжел, но он от работы не отлынивал? («В глазах уж зеленью отливать стало», - пишет о нем Бажов.)
Как справился Степан с первым испытанием Хозяйки Медной горы? (Степан должен был пойти к приказчику и сказать, чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан, крепостной рабочий, сдержал обещание, данное хозяйке. Ребята отмечают, что Степан – смелый, мужественный человек, говорят о том, что он держит свое слово.)
Второе испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, - это испытание богатством. Справляется ли он с ним? (Ребята отвечают, что Степан остался верным Настеньке и не позарился на богатство Хозяйки. Они отмечают такие качества его характера, как верность, преданность, нестяжание.)
.
Характеристика Настеньки
Следующая часть нашего урока будет посвящена невесте Степана – Насте. О Насте автор мало что сообщает читателю. Мы знаем только, что она, в прошлом – сирота, станет верной женой Степану, а потом и его вдовой. Двум учащимся было задано на дом творческое задание – написать историю жизни Настеньки от первого лица, то есть от ее имени.
Слушаем рассказ учащихся и в завершение этого этапа урока на трех кружочках надписываем лучшие качества Насти. Это верность, трудолюбие, забота.
3 Характеристика Хозяйки Медной горы
Хозяйка Медной горы – центральный персонаж сказа Бажова. Учитель отмечает, что она – олицетворение самой природы. Хозяйка – хранительница горы, богатств Урала, Берегиня и наделена огромной чудесной силой.
Как Хозяйка Медной горы относилась к рудокопам? (Испытывала жалость к ним, милосердие, готова была помочь, а тех, кто варварски относился к людям и природным богатствам, могла и наказать.)
Расскажите об отношении Хозяйки Медной горы к Степану? Почему она прониклась к нему уважением и любовью? (Она увидела в нем достойного человека: годы крепости не сделали из него раба, он способен быть решительным, смелым, верным своему слову.)
В чем сила Хозяйки? (Ребята прежде всего говорят о ее могуществе, что ей подвластно все, но учитель должен сделать акцент на том, что духовная сила хозяйки заключается в следующем: полюбив, она отпускает Степана, хотя и могла сделать так, чтобы он остался с нею?
6. Рефлексия.
-Что нового вы узнали?
- Что было сложно
-С каким писателем мы сегодня познакомились? (Бажовым)
-Когда он родился? (Родился он 28 января 1879 г.)
-В каком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? (1939 г.)
-С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? («Медной горы хозяйка»)
-Молодцы.
7.Самооценка .Смайлики
8.Итог урока.
-