СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по теме П.П.Бажов "Медной горы Хозяйка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с уральским сказочником П.П.Бажовым, с его замечателным сказом "Горы Медной Хозяйка"

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по теме П.П.Бажов "Медной горы Хозяйка"»

Внеклассное чтение 4 класс.

Учитель Баженова Наталья Михайловна

МБОУ Сокольчинская сош №3

Тема: Бажов П.П. «Медной горы хозяйка»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича

Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка”.

Задачи: - познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;

ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра –

сказа, показать его сходства и различия со сказкой;

-продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому

высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с текстом,

умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память,

логическое мышление, речь;

-воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.

Задачи: 

1.Л и ч н о с т н ы е

  • формирование чувства гордости за свой народ, историю России( уважение и восхищение мастерством уральских умельцев, осознание красоты труда);принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств(благородства, трудолюбия, честности);

  • формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания.

2.М е т а п р е д м е т н ы е :

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • освоение способов решения проблем поискового характера (наблюдение над литературным материалом , обобщение, фиксирование результатов);

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (работа по маршрутному листу);

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами( анализ текста, построение монологического высказывания- ответа на вопрос);

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения(сравнение сказов и сказок)

  • готовность слушать собеседника, излагать своё мнение.

3. П р е д м е т н ы е :

  • формирование потребности в систематическом чтении;

  • овладение чтением вслух и про себя;

  • использование смыслового (изучающего) и поискового чтения для развития умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, обосновывать нравственную оценку поступков героев, определять главную мысль;

  • развитие умения пересказывать произведение;

  • овладение таким видом письменной речи, как ответ на вопрос

Ход урока


1.Организационный момент:

  • Ребята, как вы понимаете, что такое сокровище?

  • А могут ли сокровищами являться душевные качества человека? (Ребята говорят, что могут. Доброта, верность, милосердие и другие качества действительно драгоценности, которые украшают каждого из нас.)

Представим, что наша душа – это своего рода шкатулка. Разные в ней есть каменья: и драгоценные, и обманка. Сегодня мы заглянем в драгоценную шкатулочку души героев сказа Бажова и посмотрим, какие там есть дивные самоцветные камни.

У вас на партах лежит несколько разноцветных кружочков. На них вы напишете главные душевные качества того или иного героя, вклеите кружки в тетрадь, и в конце урока у каждого из вас в тетради должно получиться ожерелье лучших душевных качеств



2.Актуализация знаний

Пиаивиеил Пиеитириовичи Биажиоив

• уберите повторяющиеся буквы и вы узнаете тему нашего урока


Сегодня мы с вами познакомимся со знаменитым уральским сказителем Павлом Петровичем Бажовым, который любил свою Родину, видел в ней особую поэзию и красоту, которая живет не только в ее лесах и полях, но и людях, в их характерах.

  1. Знакомство с биографией.

Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.

Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом.  С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала.

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать.

У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.

Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество. 

В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов.

Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы. 

Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.

3.Отличительные особенности сказа и сказки.


- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).

Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.

-Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора, т.е.

Сказ 

  • это повествование, ведущееся от лица рассказчика;

  • не имеет зачина;

  • имеет реальную основу.

Отличительные черты сказки:

•Волшебные герои – добрые и злые

•Нет рассказчика

•Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание

•Не имеют реальной основы.



Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные

Фольклорная первооснова

Присутствие рассказчика – человека из народа

Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.


Произведения П.П.Бажова

- «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Чугунная бабушка», «Медной горы хозяйка».


4.Словарная работа.


Оба в горе робили- оба работали в шахте на руднике, добывали малахит-камень

Артуть-девка-девушка, подвижная как ртуть

Лопочет- говорит про себя

Одежа-одежда

Мудровать- зд. В значении пошутить

Даром глаза пялишь- просто так смотришь

Виду не оказывает - показывает

Обробеть – струсить

Наигрыш вести- заговаривать

Земли незнатко – невидно

Признал меня- узнал меня

Парню забедно стало – обидно

Я в горе роблю - работаю

Душному козлу – вонючему

Железную шапку ломать-

Изробленный- измученный

Воротились-вернулись


5.Первичное чтение.


1.Что добывали в горах (шахтах)?

-Малахит-руду, лазаревку

2.Опишите молодого-неженетика?

-Молодой, неженатый, в глазах зеленью отливать стало.

3.Опишите девку?

-. Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка.

4.Что это за «девка»?

-Хозяйка

5. Что поразила его в Хозяйке

-Коса

6.Как звали парня?

-Степан Петрович

7.Что она просила его не раздавить?

-Свое войско ящерок

8.А почему она окружила его ящерками?

9.Что увидал Степан под ногами?

-Руду медную

10.Что Хозяйка попросила сделать Степана?

-Передать приказчику, чтобы он убирался с Медной горы

11.Что она ему пообещала Степану, если он выполнит ее просьбу?

-Выйти за него замуж

12.В кого превратилась Хозяйка?

-В ящерку

13. Как в думаете какими качествами долен обладать человек, способный выполнить поручение Хозяйки медной горы?

Характеристика героев

Основная часть. Характеристика Степана.

  • Что мы узнаем о главном герое сказа Степане? (Учитель акцентирует внимание учеников на том, что Степан – рудокоп, что труд его тяжел и что Степан – человек крепостной.)

  • Как относился Степан к своей работе? (Он был ответственным, настоящим тружеником: «Все нутро горы знал».)

  • Какая деталь говорит о том, что труд Степана был тяжел, но он от работы не отлынивал? («В глазах уж зеленью отливать стало», - пишет о нем Бажов.)

  • Как справился Степан с первым испытанием Хозяйки Медной горы? (Степан должен был пойти к приказчику и сказать, чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан, крепостной рабочий, сдержал обещание, данное хозяйке. Ребята отмечают, что Степан – смелый, мужественный человек, говорят о том, что он держит свое слово.)

  • Второе испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, - это испытание богатством. Справляется ли он с ним? (Ребята отвечают, что Степан остался верным Настеньке и не позарился на богатство Хозяйки. Они отмечают такие качества его характера, как верность, преданность, нестяжание.)

.

  • В качестве итога разговора о Степане ребята надписывают на символических камушках три главных черты его характера. (Трудолюбие, честность, ответственность.)

  1. Характеристика Настеньки

Следующая часть нашего урока будет посвящена невесте Степана – Насте. О Насте автор мало что сообщает читателю. Мы знаем только, что она, в прошлом – сирота, станет верной женой Степану, а потом и его вдовой. Двум учащимся было задано на дом творческое задание – написать историю жизни Настеньки от первого лица, то есть от ее имени.

Слушаем рассказ учащихся и в завершение этого этапа урока на трех кружочках надписываем лучшие качества Насти. Это верность, трудолюбие, забота.



3 Характеристика Хозяйки Медной горы

Хозяйка Медной горы – центральный персонаж сказа Бажова. Учитель отмечает, что она – олицетворение самой природы. Хозяйка – хранительница горы, богатств Урала, Берегиня и наделена огромной чудесной силой.

  • Как Хозяйка Медной горы относилась к рудокопам? (Испытывала жалость к ним, милосердие, готова была помочь, а тех, кто варварски относился к людям и природным богатствам, могла и наказать.)

  • Расскажите об отношении Хозяйки Медной горы к Степану? Почему она прониклась к нему уважением и любовью? (Она увидела в нем достойного человека: годы крепости не сделали из него раба, он способен быть решительным, смелым, верным своему слову.)



  • Назовите детали, которые говорят о том, что Хозяйка глубоко переживает расставание со Степаном? (У Хозяйки дрожит рука и на глазах слезы.)

В чем сила Хозяйки? (Ребята прежде всего говорят о ее могуществе, что ей подвластно все, но учитель должен сделать акцент на том, что духовная сила хозяйки заключается в следующем: полюбив, она отпускает Степана, хотя и могла сделать так, чтобы он остался с нею?

6. Рефлексия.

-Что нового вы узнали?

- Что было сложно

-С каким писателем мы сегодня познакомились? (Бажовым)

-Когда он родился? (Родился он 28 января 1879 г.)

-В каком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? (1939 г.)

-С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? («Медной горы хозяйка»)

-Молодцы.


7.Самооценка .Смайлики

8.Итог урока.





-