Вводный этап. Вызов. | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - применение методов информационного поиска; - работа с таблицей Регулятивные УУД: -определять цели и задачи урока - определяют план изучения факторов; Личностные УУД: -осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. | 1.Приветствует учащихся. Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку. 2. Задаёт вопрос: Какие экологические факторы вы знаете? -Назовите абиотические факторы. Подводит учащихся к формулированию темы урока. Что такое биотические факторы ? Взаимоотношения между организмами - тема нашего урока Какова цель урока сегодня? Для изучения нового материала мы разделимся на 4 группы. Каждая группа будет изучать конкретный вид взаимодействия по плану. Предложите план изучения межвидовых отношений. Итогом работы на уроке будет заполнение каждым учащимся таблицы. Каждая группа будет заполнять свою графу, знакомя весь класс с новым материалом во время своего отчета. Таблица представлена на доске: № п./п. | Тип Экологического взаимодействия | Разновид ность | Условное обозначение «+», «-», «0» | Приме ры | | | | | | | | | | | | 1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. 2. Поочерёдно называют факторы, с которыми знакомились на прошлом уроке: абиотические, биотические и антропогенные. Перечисляют абиотические факторы. Это влияние неживой природы на живые организмы. Биотические факторы – это взаимоотношения между организмами. Записывают в тетради. Формулируют цель: изучить все виды взаимодействия между организмами в природе. Предлагают пункты плана изучения межвидовых отношений: - название - характеристика - примеры данных взаимодействий у растений и у животных или грибов. |
Основной этап. Осмысление. | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: -работа с научной литературой; - сравнивать и выделять признаки; - уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации; -делать выводы и обобщения. Регулятивные УУД: - участвовать в коллективном обсуждении проблемы Личностные УУД: -формирование естественнонаучного мировоззрения Коммуникативные УУД: -распределение заданий внутри группы; -групповая работа по поиску, изучению и обсуждению новой информации; -выражать свои мысли и идеи; - слушать товарища и обосновывать своё мнение. Предметные результаты: -знакомство с новыми терминами ( нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция); -знать шесть видов биотических взаимодействий в природе как проявление совокупности биотических факторов среды; - уметь приводить примеры растений и животных с разными типами взаимодействий. | Организует работу в группах. 1) Дает задания (распечатаны на карточках): 1 группа готовит рассказ о нейтрализме и полезно-нейтральных биотических связях; 2 группа изучает взаимно- полезные экологические взаимодействия; 3 группа готовит сообщение о полезно-вредных связях (паразитизме) в природе; 4 группа изучает полезно-вредные связи (хищничество) в природе и вредно-нейтральные взаимодействия. 2) Обмен информацией – отчёт каждой группы, поочерёдное заполнение таблицы Демонстрация презентаций по теме урока. | Распределяются в группы. 1.Получают задания каждой группе. 2.Чертят в тетради на развёрнутой стр. таблицу. 3. Изучают рекомендованную в карточках-заданиях научную и учебную литературу. 4.Отобрадают информацию в таблице. 5. Готовят отчёт о работе группы в форме презентации, коллажа, буклета и устного выступления. 6) Обмен информацией – отчёт каждой группы, поочерёдное заполнение таблицы представителями каждой группы на доске. Учащиеся делают аналогичные записи в тетрадях. |
Заключительный этап. Рефлек сия | Регулятивные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Личностные УУД: -оценивать собственный вклад в работу группы | Давайте подведём итог нашего урока: что мы сегодня изучили? В качестве закрепления составьте, пожалуйста, на выбор – либо кластер «Биотические факторы», либо синквейн на тему урока или о любом из 6 видов взаимодействия. Учитель даёт оценку работам групп и результатам учебной деятельности, выставляет отметки за урок. | Мы изучили все биотические взаимодействия в природе: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренцию. Пример синквейна: симбиоз неразлучные, выгодные, сотрудничают, помогают, дополняют взаимно-полезные отношения лишайники, микориза |