Урок 9
правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст
собеседников. Заглавная буква в именах собственных
Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи, наблюдения за омонимами; научить применять правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных; способствовать усвоению приемов и последовательности правильного списывания текста.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать, сравнивать слово и предложение, решать учебные и практические задачи – писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных, ставить точку в конце предложения, использовать алгоритм порядка действий при списывании, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осуществление правильного выбора языковых средств в рассматриваемых ситуациях, в которых необходимо указывать возраст (или спрашивать о возрасте); усвоение знаний о собственных именах существительных и их правописании; логические – проведение анализа алгоритма порядка действий при списывании и использование его при решении практических задач; моделирование звуковых схем слов.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с представленным образцом, вносить необходимые коррективы с учётом допущенных неточностей; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; обосновывать высказанное суждение, излагать представленное мнение последовательно, четко и ясно, использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения, оформлять свою мысль в устной и письменной форме речи.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л.).
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
− Рассмотрите рисунки на странице 30–31 в учебнике. Прочитайте комментарии. Что их объединяет? Почему важно знать свой возраст? Что такое возраст?
III. «Открытие» новых знаний и способов деятельности.
1. Работа по учебнику.
− Прочитайте, на что указывает рубрика «Обрати внимание». В каких ситуациях надо знать и называть свой возраст? Вы можете точно сказать, сколько вам лет сейчас? Давайте проверим.
Учащиеся подсчитывают свой возраст по календарю, считают месяцы.
Речевое общение: упражнение 1, с. 32 (К.).
− Прочитайте диалог. Возможно, он подскажет, почему вы точно не определили свой возраст.
Самостоятельное чтение (П. + Р.).
− Почему же нельзя точно запомнить свой возраст?
Работа в парах (К.).
− Вспомните правила парной работы. Найдите ответы на поставленные вопросы (упражнение 2).
Самостоятельная работа (упражнение 3, с. 33) (Р. + П.).
− Прочитайте вопросительное предложение. Как ответить на этот вопрос? А взрослому человеку можно задавать такой вопрос? Проверьте своё предположение в рубрике «Обрати внимание». (Самостоятельное чтение.)
− Кто ответил правильно?
У А. Шибаева есть стихотворение «Находка». Объясните значение слова «находка». Кто из вас что-нибудь находил?
− Я думаю, что эта находка должна вас удивить.
Учитель читает стихотворение (П.).
− Какая же находка у поэта? Прочитайте самостоятельно стихотворение и попробуйте ещё что-нибудь найти. (Выделенные слова написаны по-разному.)
− Объясните почему. Это ещё один секрет письменной речи.
− Вспомните все «находки» урока и расскажите о них (П. + Р. + К.).
Физкультминутка (Л.)
Потешка «ПО ГРИБЫ»
Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:
Раз, два, три, четыре, пять! Этот пальчик уж заснул.
Мы грибы идём искать. – Тише, пальчик, не шуми!
Этот пальчик в лес пошёл, Братиков не разбуди. –
Этот пальчик гриб нашёл, Встали пальчики. Ура!
Этот пальчик прикорнул, В школу нам идти пора!
Учащиеся обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
На пенёчке есть грибочки,
Не лисички, не сморчки,
Попадут к нам в кузовочки
Не маслята, не строчки,
Попадут опята – дружные ребята.
А. Кочергина
2. Работа в тетради «Русский язык» (П. + Р. + К.).
− Какие грибы вы запомнили? Кто их видел в лесу? Почему для кузовка вы выбрали опята? Как их назвал автор?
− Дорисуйте самостоятельно. Назовите буквы. Чем они похожи и чем отличаются? Вспомните написание строчных букв, запишите их парами.
Четвёртую строчку необходимо использовать для диктанта первых букв в называемых учителем словах. В ходе диктанта учащиеся должны держать под контролем не только выбор буквы из числа отрабатываемых, но и правило написания заглавных букв.
Примерный набор слов: девочка, Валя, Борис, Дима, ветер, берёза, берег, Даша, Вера, диван, вода, бабочка, Владимир, Белова, друг, Драгунский.
Работа со звуковыми моделями. (Организация совместной деятельности: работа по группам.)
Каждая группа получает карточку, на которой написана загадка. При помощи загадки группа узнаёт, с каким словом нужно работать (К. + П.).
− Выберите соответствующую звуковую модель.
Загадки:
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте ... (лыжи).
Весь Антошка – шляпка да ножка.
Дождь пойдёт – он подрастёт. (Гриб.)
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот −
Открывай пошире рот. (Ложка.)
− В каких случаях звучание слова и написание не совпадают? (Гриб, ложка.)
− Как это отразится на звуковой модели? В слове «лыжи» нет «ловушек»?
Коллективная проверка (Р.).
– Вспомните, какие секреты устной речи вам уже известны. (Паузы в конце предложений, интонация, выделение слов голосом – логическое ударение, ударение в словах.)
– Какие секреты есть у письменной речи?
На доске записаны предложения:
● У Маши красный шарик.
● Миша дает команду Шарику.
– Прочитайте предложения.
– Что заметили? (Слово, называющее предмет, пишется с маленькой буквы, а кличка животного – с заглавной.)
Текст упражнения 4 на странице 28 учитель выносит на доску.
− Прочитайте. Что заметили необычного? (Одно и то же слово написано то с большой, то с маленькой буквы.)
− Найдите и подчеркните эти слова. (По́ля – пoля́, Серёжка – серёжка.)
− Объясните значение каждого слова в паре, правописание этих слов. Запишите слова парами. Приведите примеры таких удивительных пар слов. (Винтик – винтик, Шпунтик – шпунтик, пончик – Пончик, сиропчик – Сиропчик.)
Первичная проверка понимания изученного: упражнение 5, с. 29.
– Послушайте стихотворения и скажите, какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему? Объясните значение этих слов.
На виду честного люда
Трусит с горки съехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
Я. Козловский
Май пришел! Снимай фуфайку!
Надевай-ка, Майка, майку!
− Нас ждёт интересное знакомство. Помните невежу медвежонка? А сегодня знакомьтесь: «Вежливый слон».
Учитель читает стихотворение.
− Почему вы улыбаетесь? Скажите, почему героями стихотворения стали муравей и слон?
− На какие вопросы отвечают эти слова? Почему?
− На какой ещё вопрос отвечают слова – названия предметов?
− Найдите в этом стихотворении слова, которые отвечают на вопрос «что?».
− Прочитайте задание и выполните его самостоятельно.
Коллективная проверка (Р.).
Отработка действия списывания (Р. + П.).
− Прочитайте предложения. Что интересного вы узнали из них? Что такое город? (Предположения учащихся.)
− Город – крупный населённый пункт, в котором имеются заводы, фабрики, учебные и культурные заведения. Городов очень много. И чтобы их отличить друг от друга, каждому городу люди дали своё название. Какие города вы знаете? (Учащиеся называют.) Как вы думаете, сколько им лет? Где об этом можно узнать?
− Вспомните порядок действий при списывании.
Во время работы учитель внимательно следит, чтобы учащиеся соблюдали правила списывания.
IV. Итог урока (К.).
− Что такое имена собственные? Как они пишутся? Сделайте вывод о правописании больших букв.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак! Е. Измайлов
− Какой смысл заложен в последних строчках стихотворения?
6