Уроки 1-2. Введение. Художественное произведение, автор, герои
(урок развития речи 1 и урок контроля 1)
Основное содержание урока
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Диагностика уровня литературного развития учащихся.
Основные виды деятельности:
Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника «В дорогу зовущие». Эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика форм выражения авторской позиции в произведениях различных родов литературы: лирики, эпоса, драмы (с обобщением ранее изученного). Выполнение тестов.
Содержание уроков
I. Беседа о летнем чтении:
— Какая из недавно прочитанных книг удивила и обрадовала вас?
— Кто её автор? Как эта книга попала к вам? Кто её посоветовал прочитать?
— Как бы вы убедили своих сверстников, что эту книгу нужно обязательно прочитать?
(Следуя правилам педагогики сотрудничества, учитель тоже должен сообщить об интересной книге для шестиклассников, показав, как нужно о ней рассказывать.)
— Какие условные обозначения встретятся вам в учебнике для 6 класса? Есть ли среди них новые по сравнению с учебником для 5 класса?
II. Художественное произведение.
Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника «В дорогу зовущие» (из размышлений В. Б. Шкловского).
— Выберите из статьи образы, с которыми автор сравнивает книгу. Попытайтесь объяснить, почему книга — это жизнь, дорога, часы, машина, мир и др.
— Запишите несколько советов В. Б. Шкловского об отношении к книге. Прокомментируйте, почему к книге нужно относиться как к жизни, читать её собственными глазами и недоверчиво, рассматривать внимательно, не бояться читать много.
— Ответы на вопросы 1, 5 из раздела учебника «Проверьте себя».
— Выполнение заданий 2, 3 из раздела учебника «Проверьте себя».
III. Обобщение знаний о книге как о художественном произведении:
— Прокомментируйте статью «Художественная литература» из словаря учебника. Приведите примеры из прочитанных книг, подтверждающие ваши мысли.
— Предположите, что такое содержание и форма художественного произведения. Прокомментируйте следующее определение: содержание — это то, о чём говорится в произведении, а форма — то, как говорится.
— Распределите следующие аспекты художественного произведения, относящиеся к содержанию и форме, по двум столбикам: идея, конфликт, тема, проблема, жанр, композиция, ритм, стиль, художественная речь. — Вспомните или найдите в словарях, что обозначают эти термины. (Портал www.gramma.ru)
IV. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции:
— Что такое литературный герой и прототип?
— Из произведений, изученных в 5 классе, вспомните героев, чьи прототипы вам известны. Назовите авторов и прототипы героев литературных произведений: «Чёрная курица, или Подземные жители», «Муму», «Васюткино озеро».
— Есть ли разница в терминах автор и образ автора? Какая?
— Чем различаются образ автора и образ рассказчика? С какими рассказчиками вы встречались в произведениях, изученных в 5 классе?
— Вспомните, как может выражаться в литературном произведении авторская позиция. Как в выражении авторской позиции помогают портреты и речь героев, описания природы? Есть ли особенности в выражении авторской позиции в произведениях эпоса, лирики, драмы?
V. Диагностика уровня литературного развития проводится на втором уроке — уроке входного контроля.
Для определения уровня литературного развития учащихся в начале 6 класса можно использовать небольшую диагностическую работу. (Приложение 1)
VI. Домашнее задание.
— Письменно ответить на вопрос «Что мне близко в рассуждениях В. Б. Шкловского о книгах и читателях?».
Индивидуальные задания (по выбору учащихся):
— Составить памятку «Как нужно относиться к книге» (по статье «В дорогу зовущие»).
— Подготовить устное сообщение «Книги и чтение в моей жизни».
— Написать заметку для школьной электронной газеты «Как я выбираю книги для чтения».
Приложение 1
Входная контрольная работа по литературе
6 класс
1 вариант
Часть А
А1. Из какого произведения взяты следующие строки:
«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы»?
1) «Железная дорога» (Н.А. Некрасов) 2) «Узник» (А.С. Пушкин) 3) «Бородино» (М.Ю. Лермонтов) 4) «Волк на псарне» (И.А. Крылов)
А2. Определите композиционную часть из повести «Муму»:
«И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырёх по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен».
1) экспозиция 2) кульминация 3) эпилог 4) завязка
А3. Лиза Муромская – героиня произведения А.С.Пушкина
1) «Выстрел» 2) «Барышня–крестьянка» 3) «Дубровский» 4) «Метель»
А4. Басня И.А. Крылова «Волк на псарне» — это отклик на события
1) Отечественной войны 1812 года (войны с Наполеоном) 2) Великой Отечественной войны 3) Гражданской войны 4) Первой Мировой войны
А5. Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке:
«Неохотно и несмело солнце смотрит на поля,
Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля».
1)Эпитет 2)Метафора 3)Олицетворение 4)Сравнение
А6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили».
1) Саша Чёрный «Кавказский пленник» 2) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон» 3) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 4) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
А7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
1) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» 2) Д. Дефо «Робинзон Крузо» 3) Н.А. Некрасов «На Волге» 4)Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
Часть В
В1. Из данных стихотворных строк выпишите эпитеты:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В2. Выпишите сравнение из отрывка:
«На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она».
В3. Допишите фамилии писателей
1) Александр Сергеевич __________. 2) Николай Васильевич __________. 3) Иван Андреевич __________. 4) Василий Андреевич __________. 5) Андрей Платонович __________. 6) Михаил Юрьевич __________.
Часть C.
Напишите сочинение-рассуждение (6–8 предложений) по предложенному заданию
С1. Объясните смысл названия произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Входная контрольная работа по литературе
6 класс
2 вариант
Часть А
А1. Кто из героев повести «Муму» И.С. Тургенева
«одарённый необычайной силой ... работал за четверых»?
1) Капитон 2) Герасим 3) Калиныч 4) Рассказчик
А2. «Жили–были старик да старуха...» — это
1) Присказка 2) Зачин 3) Эпитет 4) концовка
А3.Жилин – герой произведения
1) «Бежин луг» (И.С. Тургенев) 2) «Барышня–крестьянка» (А.С. Пушкин) 3) «Дубровский» (А.С. Пушкин) 4) «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)
А4.Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» посвящено
1) Отечественной войне 1812 года (войне с Наполеоном) 2) Великой Отечественной войне 3) Гражданской войне 4) Первой Мировой войне
А5. Какое средство художественной изобразительности использовано в следующем отрывке:
«Славная осень! Здоровый, ядреный / Воздух усталые силы бодрит...»
1) Эпитет 2) Аллегория 3) Олицетворение 4) Сравнение
А6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:
«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи... Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
1) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» 2) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» 3) Д. Дефо «Робинзон Крузо» 4) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
А7.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города».
1) Г.К. Андерсен «Снежная королева» 2) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» 3) В.Г. Короленко «В дурном обществе» 4) А.П.Чехов «Хирургия»
Часть В
В1.Выпишите эпитеты из отрывка:
«На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она»
В2.Из данных стихотворных строк выпишите олицетворение:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В3.По датам жизни определите писателя. Укажите соответствие.
А) А.С. Пушкин Б) Н.В. Гоголь В) И.С. Тургенев Г) М.Ю. Лермонтов Д) И.А. Крылов Е) Л.Н. Толстой
1) 1769–1844 2) 1814–1841 3) 1818–1883 4) 1809–1852 5) 1799–1837 6) 1828–1910
Часть C.
Напишите сочинение-рассуждение (6–8 предложений) по предложенному заданию
С1.Объясните, почему Васютке удалось выжить в тайге (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)?
Ответы на входную контрольную работу по литературе. 6 класс:
1 вариант: А1-3, А2-3, А3-2, А4-1, А5-3, А6-3, А7-2.
В1. вечные, лазурною, жемчужною, милого. В2. как ризой. В3. 1) Александр Сергеевич Пушкин. 2) Николай Васильевич Гоголь. 3) Иван Андреевич Крылов. 4) Василий Андреевич Жуковский.5) Андрей Платонович Платонов.6) Михаил Юрьевич Лермонтов.
2 вариант:
А1-2, А2-2, А3-4, А4-1, А5-1, А6-2, А7-3.
В1. одиноко, диком, голой. В2. мчитесь. В3. А-5, Б-4, В-3, Г-2, Д-1, Е-6.
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.