Просмотр содержимого документа
«Условия повышения качества знаний учащихся (из опыта работы учителя начальных классов)»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
«Условия повышения качества знаний учащихся»
Оценивая работу учащихся, учитель тем самым оценивает и свою собственную.
Один из основных показателей успешной работы педагога – качество знаний учащихся, умение ими распоряжаться. Увеличение неуспевающих и уменьшение количества ранее успевающих на “хорошо” и “отлично” - свидетельство ущербной работы педагога. Периодически повторяющиеся спады и подъемы в успеваемости учащихся характеризуют неритмичную работу педагога. Убедительным показателем продуктивной работы учителя является совпадение оценок учащихся по ряду родственных предметов.
Уровень общеучебных умений учащихся зависит от того, насколько педагог компетентен, может учитывать в своей деятельности уровень мотивации учащихся, уровень их общеучебной подготовки.
Уже почти 10 лет в нашей школе проводятся занятия будущих первоклассников. Что позволяет ускорить адаптацию в 1-ом классе и оценить подготовку будущих учеников к школе.
Развитие мотивации к изучению школьных предметов - это долгий и кропотливый путь. В 1-ом классе - это личное обаяние учителя, привлекательность используемой учителем предметной информацией. Начиная со 2-ого класса, на уроках использую чаще работу в группах (проектные групповые задания, защита проекта). Участие в олимпиадах для школьников по предметам, проведение предметных недель в школе, подготовка и участие в исследовательских конференциях для младших школьников (1-ые места в районных и областных конференциях). Использование интернет ресурсов, сейчас очень много уделяют внимание обучению работы с тестами. Учитель объясняет, учитель проверяет, учитель оценивает и выставляет оценку. Возможно, складывается впечатление у учащихся и родителей, что эта работа зависит от отношений ученик-учитель. В наше время доступны такие обучающие ресурсы, где в онлай режиме проходят тестирования и получают независимую оценку. Это облегчает работу учителя и заставляет ученика и его родителей по-другому относиться к уровню обученности. В этом году уже проходили всероссийские олимпиады по математике в режиме онлай, где мои воспитанники показали хорошие знания и результаты (15 победителей, 27 призеров). Стараюсь следить за новыми конкурсами и олимпиадами. В 4- классе приняли участие во всероссийской олимпиаде с международным участием по литературному чтению (3 победителя по России, 9 - по области). Такая работа позволила учащимся пройти независимое тестирование в этом году неоднократно (впр по русскому языку, впр по математике, и комплексную проверку качества знаний учащихся по математике, проводимую независимыми экспертами министерства образования) и подтвердить свои общеучебные навыки.
Показателем эффективной работы учителя является степень продвижения обучающихся в учении (совершенствование умений; участие в кружках и факультативах; участие и количество победителей в олимпиадах; общественная активность; адаптация в новых условиях).
Не малую роль успеха в учебной деятельности играет общественная активность учащихся (участие в конкурсах, уровень которых от года к году должен повышаться). Тогда у учащихся не охладеет желание принимать активное участие в них. Так за четыре года с 1-го по 4-ый класс мои воспитанники принимали активное участие в мероприятиях различного уровня. Рассмотрим на одном примере динамику развития интереса и достижения высоких результатов:
1-ый класс: литературная композиция в школе;
2-ой класс: районный конкурс (итог: открытие районного концерта);
3-ий класс: городской конкурс (итог: открытие городского концерта, встреча губернатора области А.Г.Тулеева);
4-ый класс: 1-ое место во всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» с международным участием.
Критерием оценки качества работы учителя могут служить:
Соответствие текущих и итоговых оценок ученика результатам независимого тестирования. Не секрет, что в ряде случаев оценка ученика отражает не его реальные знания, а отношение к нему педагога.
Дополнительным критерием оценки качества труда педагога является учет динамики освоения учащимися учебного материала. К примеру, в начале учебного года ученик делал тридцать ошибок в диктанте. К концу года количество ошибок сократилось до десяти. Налицо явный прогресс в его развитии, который, безусловно, свидетельствует о результативности труда педагога.
Оценка качества труда педагога в соотнесении с реальными учебными возможностями ребенка и состоянием его здоровья. Очевидно, что не все ученики в равной степени обучаемы. Среди них немало детей с проблемами. Недоразвитие высших психических функций, постоянно требующее специальной коррекции, порой не позволяет достигнуть стандартов образования даже на нижнем уровне.
Сохранение контингента учащихся служит критерием результативности работы учителя. Социализация растущего человека не менее важна, нежели достижение высоких результатов.
НЕКОТОРЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Личное обаяние.
Привлекательность используемой учителем предметной и внепредметной информацией.
Оригинальность поведения и суждений.
Устойчивый авторитет.
Умение организовывать деятельность и общение в процессе обучения.
Настойчивое проведение в жизнь педагогических требований.
Умение заметить и поддержать любой успех ребенка (наличие интереса к ученику, к его деятельности).
Способность дозировано и твердо, последовательно, но с кажущейся легкостью передавать знания и способствовать накоплению их.
Тактичность и корректность по отношению к ученику.
Терпение и терпимость.
Умение уважать чужое мнение.
Умение хранить детские тайны.
Способность понимать и чувствовать другого человека.
Гибкость.
Находчивость и способность к экспромту.
Наблюдательность.
Умение общаться в неформальной обстановке.
Наличие притягательных для ребят умений и навыков.