СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал. "От зёрнышка до каравая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Живёт человек…Всю жизнь он трудится, созидает: строит дома, насаждает сады, воспитывает  детей…

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал. "От зёрнышка до каравая"»

Устный журнал «От зёрнышка до каравая»

для 7класса

Цели: 1.Познакомить детей с профессией хлебороб

2.Помочь детям осмыслить, каким тяжёлым трудом достаётся человеку хлеб.

3.Воспитать у них уважительное отношение к хлебу, к людям, которые трудятся, чтобы он появился на столе в каждой семье.

4.Привить учащимся мысль, что хлеб – это святыня, и к ней нужно относиться с благоговением, трепетно, бережливо.

ДЕВИЗ: НЕ БРОСАЙ ХЛЕБ, ЧТОБЫ ОН ТЕБЯ НЕ БРОСИЛ.

Вступительное слово:

Живёт человек…Всю жизнь он трудится, созидает: строит дома, насаждает сады, воспитывает детей…

Дорогие ребята, ваши папы и мамы, дедушки и бабушки живут заботами, чтобы вы были одеты и обуты, всегда накормлены, жили в тёплом уютном доме. У каждой семьи свой достаток: где роскошнее, а где и приходится экономить, бывает по-разному. Вы позавтракаете без масла, съедите суп без мяса, обойдётесь без котлеты, без колбасы…Один день может быть одно, на другой – другое. А вот есть продукт, который мы привыкли видеть на столе и за завтраком, и за обедом, и за ужином… Вы можете, дети, его назвать?

…Правильно, это хлеб.

И вот сегодня все мы: и вы, ребята, папы и мамы, и наши дорогие гости будем вести разговор о хлебе.


Первая страничка – «Белорусы и хлеб»

Среди наших гостей Мария Васильевна. Вы все её ребята хорошо знаете. Мария Васильевна расскажите ребятам, что вы знаете о хлебе.

Выступление М.В.:

Хлеб… Чорны, белы, шэры, сітны. З чарэні хлеб і фармовы. Хлеб – мой і твой, яго і усіхны. Ні для кого – не дармавы.

Хлеб…Аржаны, аўсяны, ячны, з дамешкай бульбы і з гірсой.

Хлеб…Толькі смачны, вечна смачны – калі зароблены і свой.

Хлеб клінны, з рошчанай – закваскай, і – прэсны, пышны, на дрожджах. Самой зямлі цяплом і ласкай. П'яніць ягоны водор – пах.

Хлеб – у дхяжы і на лапаце,

На позде ў печы, на стале.

І на далонях шчастнай маці,

Што дзецям лусты раздае

Хлеб…Не за свой загар румяны,

А за святло, што ў душі нёс,

У песнях з сонцам ён зраўняны,

Як цар зямлі – цором нябёс.

О. як ён клаўс, свежі бохан,

На бел абрус ці на рушнік!

І пры размове нават з Богам

Так не свяціўся працаўнік.

ХЛЕБ – цар ЗЯМЛІ, БОГ – цар НЯБЁСАЎ

Цар нябёсаў Бог асылае чалавека ў жыццё, гэта ён стварае гэты храм для духоўнага напаўнення, а цар Зямлі – Хлеб падтрымлівае фізічныя сілы чалавека, гэтага Божаа тварэння, на прцягу ўсяго яго жыцця. Вось па – гэтому чалавек спрадвеку аднолькава адносіцца і да Бога, і да хлеба, як да найвялікшай святыні.

Зняважыць хлебароба, не шанаваць хлеб – саграшыць Богу. Тау разумныя бацькі Прывучалі сваіх дзяцей з ранняго дзяцінства з павагай адносіцца да хлеба, і да тых, хто яго вырашае. Сялянін цэлы год працуе, каб на стале ў кожнай хаце заўсёды быў свежы бохан.

Цяпер людзям у гэтай справе дапамагаюць ашіны, трактары, камбайны. У гаспадарках працуюць аграномы, якія адбіраюць палеткі, сачаць за адпрацоўкай глебы, за адборам насення.

А я яшчэ добра памятаю, як людзі абыходзіліся без гэтай дапамогі. Госцю і надзеяй гаспадара быў добры конік. Восенню і ранняй вясной араў зямлю, баранаваўю сачыў, каб зямелька прагрэлася. Запрагаў коніка, клаў мяхі зернем, сяўню і ехаў на ніўку. Маліўся ускрай поля, каб Бог пасрыяў яму і добрым надвор'ем, і ціплымі дождыкамі, засцярог пасевы ад шквалістых вятроў, ад залевы, ад засухі.

- Радзі, Божа, на усякага долю, і на сірацінную, і на старцаву.

Зрабіў важную, справу а далей, як казалі, на ўсё воля Божая. Кожную нядзельку гаспадар неведвайся на поле, сачыў, як расце збажынка. Вялікім святам для хлеброба было прычакаць хлеба з новага ўраджаю. Зубілі сярпы(вострылі), даставалі гліняны біклай для вады – пачыналася жніво.

Зрабілі ураджай усей сям' ёй, нават немаўляткі былі на полі. Жанкі жалі, мужчыны снапы вязалі, большанькія дзеткі збіралі па пожні згубленыя каласочкі, згублены хлеб.

Н. Гілевч так гаворыць:

- Таго, что ў полі ад знямогі

На дол цярушіцца, на дол-

Дажджу асенняму пад ногі,

А не на бел абрус, на стол.

Першы нажаты снапок неслі ў хату і ставілі ў куце пад абразамі, зярнаткамі з яго засявалі ніву на будучы ураджай.

Вялікай таёмнасцю была выпкчка хлуба. Удзяжы замешівалася цеста, тапілася печ, у куце ля печы стаяла качарга, якой выгрыбалі вуголле, памяло, каб паўмесці пад печы, лапата.

  • Дзеці, вы верыце ў цуды?... Цудоўна і я веру, што ў нас сёння адбудзецца, цуд. Пры печы бабалі ці маме дапамагалі дзеці.

  • Хто сёння хоча пабыць маім унучкам ці унучкай?

(Выбіраем, саджаем у печ цеста)

Паглядзім, ці атрымаецца у нас хлеб. Печка халодая, таму спадзяемся на цуд.

Хлеб выпякаўся, і па хаце разносіўся такі прыемны пах. Ставілі ўслон, накрывалі яго ручніком, выкладвалі свежыя боханы, мачылі скарынку вадзіцай, накрывалі хлеб зверху ручніком, каб памякчэла скарынка. Мама брала нож і наразала дзецям скібкі пахучага свежага хлеба.

Бабуліны рэцэпты:

Хлеб – малако

Гарбушка,нацёртая часнаком, соль, запіваем халодной вадою.

Хлеб, цыбуля,соль, вада.

Хлеб, скалік халоднага сала, кавалачак каўбасы.

Хлеб – масла, прысыпаць солькай.

Хлеб – густая смятана.

Хлеб – агурок з грядкі.

Хлеб (змоченный вадой), зверху пасыпанный цукрам.

Хлеб – алей, зверху падсаліць і інш.

Хлеб хзаўсёды ляжаў у хаце на стале, яго накрывалі чыстым настольнікам.

Сялянскі этыкет:

Упаў хлеб – паднімалі, абдзьмухні, пацалуй і са славамі “даруй, Божа” пакладзі на стол.

Вторая страничка – “Труд хлебороба”

Вдумайтесь, ребята, в слова Марии Васильевны. Как долго надо было ждать, как много надо было трудиться, чтобы откушать свеженького душистого хлебушка.

Вспомните сказку, “Лёгкий хлеб”.

  • Кто герои этой сказки?...

  • Правильно, это волк и мужик.

  • Чем угостил мужик волка?

  • Хлебом

  • Ну и как ему было угощение?

  • Чего захотелось волку?

  • Хлеб ему очень понравился, и он захотел всегда есть хлеб.

  • -Почему же волк не может есть свой хлеб?

  • Он лентяй, он не хочет трудиться. Волк ищет лёгкого хлеба. А легкого хлеба не бывает.

Правильно, ребята. Хлеб даётся трудом, терпением, любовью. Только тот человек, который любит землю, может вырастить хлеб.

И сегодня к нам пришли такие люди.

Это – Алексей Иванович и Валерий Николаевич.

Вы можете к ним обращаться дедушка Лёша и дядя Валера.

-Алексей Иванович, расскажите моим ребятам, легко ли было быть хлеборобам?

(Выступление Головко Алексея Ивановича)

-Валерий Николаевич, вы работаете на современной технике. Раскажите моим ребятам, что значит сейчас быть хлеборобом?

(Выступление Кохнюка Валерия Николаевича)

Ведущий:

Ребята, скажите закончен ли наш рассказ о хлебе?

-Нет.

-Собран хлеб, свезён в амбары.

А дальше ребята есть люди других профессий,которые продолжают дело хлеборобов. Они трудятся пока зерно не станет хлебом, хлебом который приходит к нам настол.

А сейчас послушайте дорогие гости, что об этих профессиях знают мои ребята.

Сценка «Каравай приехал к детям»

1.

Каравай приехал к детям.

Как его, ребята встретим?

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

Эй, народ торопись,

В круг наш дружный становись

2.

Я – шофёр!

Я без дела не скучал-

Всех, старался выручал.

К мельнику везу зерно,

Ох, тяжёлое оно.

3.

Я – мельник!

Не молол я чепуху,

А смолол зерно в муку.

Чтобы пышною была,

И для хлеба подошла.

4.

Я – пекарь!

Я не грел на печке бок-

Каравай ребятам пёк:

В печь – перепёлкой,

Из печи коростёлкой.

5.

Я – кто хлеб развозит людям,

В круг ваш дружный становлюсь.

Пусть на стол он свежим будет,

Тороплюсь и не ленюсь.

6.

Мы работы не стыдимся,

Мы работаю гордимся.

А в награду - хлеб душистый.

Очень вкусный, золотистый.

7.

Слава урожаю

В закромах!

Слава караваю

На столах!

Слава, слава

Дружным рукам!

Слава, слава

Тру-же-ни-кам!


Третья страничка – «Литературная»


Ведущий: Когда вы ребята берёте хлеб в руки, помните за этим маленьким кусочком стоит огромное усилие сотен и даже тысяч людей. И прежде, чем плохо поступить с хлебом подумайте, через сколько мозолистых рук он прошёл, прежде чем пришёл к вам на стол.

- Скажите ребята, а что является самым главным символом нашей страны?

- Правильно. Государственный Герб Республики Беларусь.

-Посмотрите, колоски переплетаются с васильками, они являются символом плодородия и щедрости нашей белорусской земли.

Вот почему хлебу уделяется много внимания. Много поэтов и писателей посвятили ему свои произведения.

- Скажите ребята, знаете ли вы загадки о хлебе?

ЗАГАДКИ


1. В летнюю пору растут золотые горы. (Хлеб.)

2. Не море, не река, а волнуется. (Колосья.)

3. Тысяча братьев одним поясом подпоясаны. (Сноп.)

4.Сегодня на земле, завтра на столе. (Хлеб.)

5.Маленький, горбатенький,

Всё поле избегал,

Домой прибежал,

Всю зиму пробежал. (Серп.)

6.Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт. (Комбайн.)

7. Отборными семенами

Сеет рядами. (Сеялка.)

8. Зубастый крокодил

Всё поле избороздил. (Борона.)

Ведущий:

Дорогие гости, а кто из вас знает поговорки или пословицы о хлебе?


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.


Хлеб – батюшка, хлеб- кормилец.

Хлеб - всему голова.

Посеешь в пору - соберёшь зерна гору.

Много снега - много хлеба.

Любая пища приедается, хлеб – никогда.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай.

Хлеб ногами топтать – народу голодать.

Хлеб соль и вода – богатырская еда.

Хлеб бросать – силу терять.

У кого хлебушко – у того и счастье.

Ведущий:

Какие все молодцы! Мария Васильевна наша хозяюшка, может мы посмотрим готов ли наш хлебушек, в нашей чудо – печке.

( выступление Марии Васильевны)

Вынимаем каравай из печи

(Дети исполняют стихотворение)


Колосок


Каравай земли и неба

На твоём столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке-

Хлебные поля,

А на хлебном колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растёт под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина, бессмертный,

Хлебный колосок.

(В. Орлов.)


Четвёртая страничка - «Здоровье и хлеб»


(Выступление родительницы, медицинского работника Будкевич Т. Н.)


Что же содержится в зерне? Проще было бы спросить, каких ценных питательных веществ в нет. И вот ответ: есть всё! Белки, углеводы, жиры, различные минеральные элементы ( кальций, фосфор, железо) и витамины. Самым ценным питательным веществом является белок. Особенно богат белком пшеничный хлеб.


Седьмая страничка - «Поклон хлебу»

Ведущий:

На протяжении всей жизни по несколько раз в день берёт человек в руки ломоть хлеба, с удовольствием ощущает его запах и вкус – не приедается хлеб, не надоедает, как любая другая однообразная пища. Нельзя представить обеденный стол без хлеба: «худ обед, коли хлеба нет».

Человек и хлеб – вечные спутники. Тысячелетиями хлебороб пашет землю, земля даёт силу колосьям, из которых получается зерно для хлеба. Хлеб, в свою очередь, дарит силу людям. Этот круговорот в природе повторяется из года в год, из века в век. Хлеб - непреходящая ценность человечества, физическая основа существования людей. Конечно, мы живём не для того, чтобы есть, мы едим для того, чтобы жить.

Наше бережное отношение к хлебу – это уважение к труду миллионов и миллионов людей. Труд этот воплощен в каждой ржаной буханке, которую мы кладём на стол.


Ведущий:

-Скажите ребята, узнали ли вы сегодня что-нибудь новое, то что раньше не знали, на что раньше не обращали внимание.

- Так как же надо относиться к хлебу? Как его надо беречь?

Правила бережного отношения к хлебу:


- Накрывая на стол, не нарезай лишнего хлеба.

-Бери хлеба столько, сколько съешь.

-Ставь хлеб на столе первым, положив его на чистую салфетку или в хлебницу.

-Никогда не бери хлеб грязными руками.

-Во время еды не допускай шалостей с хлебом.

-Умей как можно дольше сохранить хлеб свежим.

-Научись использовать чёрствый хлеб.

-Всегда и везде уважительно относись к хлебу.


Ведущий:

А что это лежит у вас на столе? Это крошки, которые вы собрали дома. Конечно, ребята не возможно кушать хлеб, чтобы не одна крошка не упала на стол. Но мы можем сберечь эти крошки, для кого?

-Для птичек.

У нас возле школы летает много птичек, они всегда ждут вас, они знают, что вы можете их угостить.

-Чем?

-Вот этими крошками.

-Наш ученик Жигула Дима со своим дядей сделал кормушку, мы её прикрепим возле школы и каждое утро, когда вы будете идти в школу, вас будут встречать птицы.

Ведущий:

Ребята, интересно ли было сегодня, как многому вы сегодня научились. Я хочу чтобы то что вы сегодня узнали, вы не забыли.

-Помните, берегите хлеб и не бросайте его, чтобы он вас не бросил.


Восьмая страничка - « За праздничным столом»


По доброй белорусской традиции каждый к нам сегодня пришёл в гости со своим хлебом.

-Скажите дорогие гости, по чьим рецептам, были приготовлены эти чудесные хлебобулочные изделия, которые находятся на ваших столах? Какие семейные традиции они хранят?

-Ребята, кому мы сегодня доверим разрезать наш каравай?

-Дедушке Лёше.

-За праздничным столом мы сегодня будем вдыхать аромат хлеба, и радоваться жизни.

-А счастливая жизнь - это когда рядом мама, папа, бабушки, дедушки и хлеб на столе и мир в доме.

-Всего вам доброго!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!