Комитет образования и науки Курской области
ОБОУ «Школа – интернат №2» г. Курска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МЕРОПРИЯТИЯ
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
"Земля - наш дом"
Автор-составитель: Шумская Ольга Ивановна
Курск 2017
Тема: "Земля - наш дом"
Форма проведения: устный журнал.
Цель мероприятия: расширить знакомство воспитанников с обитателями нашей планеты, воспитывать чувство прекрасного и желание бережного отношения к окружающей среде.
Задачи:
- образовательная: формирование знаний о природе и её обитателях; проверить и углубить знания детей о живой природе; расширить кругозор;
- развивающая: развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления интереса к окружающему миру, сообразительности, фантазии.
- воспитательная: воспитание любви и бережного отношения к родной природе, Родине, самому себе
Технологии, методы, приемы, используемые на мероприятии: компьютерные, словесные, иллюстративные, практические, рассказ, беседа, наглядность, игра, сотрудничество, инсценировка, отгадывание загадок, чтение стихотворений, музыкальное сопровождение.
Оборудование: презентация к мероприятию " Земля - наш дом!”, книги, разрезанные картинки и пословицы, 2 крыла, по 5 шаров красного и желтого цвета, маска мотылька, плакаты с высказываниями о природе.
Выставка книг о природе: энциклопедии “Мир животных”, “Мир моря”, “Я познаю мир” (растения, животные).
План мероприятия
1. Чтение стихотворения "Планета-дом"
2. Слово воспитателя
3. Первая страница “Наша голубая планета”
- викторина "А знаете ли вы?"
4. Вторая страница “Зелёный наряд нашей планеты”
- стихотворение «Есть просто храм»
- загадки о деревьях
- собери предложения
5. Третья страница “Полна чудес могучая природа”
- слово экологам
6. Четвёртая страница “Братья наши меньшие”
- сценка "Ребенок и мотылек"
- викторина “Эрудит”
- игра "Утки"
- «Разгадай ребусы"
7. Видеоклип песни «Не дразните собак»
8. Пятая страница «Красная книга – сигнал опасности»
- кроссворд
9. Шестая страница “Береги свою планету - ведь другой, похожей нету”
- собери картинку
10. Заключительное слово воспитателя
11 Рефлексия
- "Укрась планету"
-видеоролик "Сохраним природу детям"
Ход мероприятия
1. Стихотворение
Планета-дом
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету.
Я. Аким
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем Великой, благородной Земле. 22 апреля отмечается Всемирный день Земли.
Родная Земля - это наши поля, луга, леса, рощи. Наша почва. Земля - мать всех поколений, колыбель человечества. Она дает нам физические и духовные силы.
Земля одевает и обувает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты. Землю мы называем матушкой, кормилицей, поем о ней песни.
Земля – наш общий дом, и мы должны как можно больше знать об обитателях этого дворца. Так давайте поговорим о нашей планете и совершим познавательное путешествие по страницам устного журнала “Земля - наш дом!” (Слайд 1)
Эпиграфом мероприятия являются слова: “Все мы пассажиры одного корабля по имени “Земля” и пересесть из него просто некуда”. Антуан де Сент-Экзюпери (Слайд 2)
Путешествовать будут 2 команды: "Знатоки природы" и "Экологи"
Девиз “Экологи”
Экологии мы лучшие друзья,
С нами дружат и растения и земля
Девиз "Знатоки природы"
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет.
Оценивать результаты команд будет уважаемое жюри.
2. Первая страница “Наша голубая планета” (Слайд 3)
Ведущий: Планета Земля - третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля - спутник Солнца.
Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь!
Подсчитано, что планете Земля примерно 4,5 миллиарда лет.
Наша планета Земля имеет форму шара. Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша и вода. Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Земля вращается вокруг своей оси, поэтому день сменяется ночью.
А знаете ли вы?
Вопросы.
1. За какое время Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси? (За 24 часа, то есть за сутки.)
2. Какая из звезд ближе всего расположена к Земле? (Солнце.)
3. Как называется естественный спутник Земли? (Луна.)
4. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (За 365 дней, то есть за год.)
5. Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус.)
6. Кто и когда совершил первый полет в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин в 1961 году.)
Слова Ю. А. Гагарина о Земле. (Слайд 4)
Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им представляется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. И они с любовью называют Землю “Голубая планета”.
Ведущий. Наша прекрасная, удивительная планета, несмотря на свой почтенный возраст, полна тайн и загадок. И вот сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в мир природы. Это растительный мир - калейдоскоп красок и форм не перестающий удивлять воображение человека. Удивительный животный мир по своей красоте и величию ужившийся в гармонии с природой. Это - Человек и его взаимоотношения с окружающим миром.
3. Вторая страница “Зелёный наряд нашей планеты”(Слайд 5)
Показ слайдов о природе на фоне музыки А. Пахмутовой к песни “Беловежская пуща” сл. Р.Рожденственского. (Слайд 6-9)
На фоне музыки чтение стихотворения
«Есть просто храм»
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда.
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
С. Смирнов
Ведущий: Наша Земля – зеленая планета! Это растения: деревья и травы, цветы и кустарники подарили ей зеленый цвет. Они всюду вокруг нас. За всю историю развития человечества на Земле растения играли очень важную роль. Вот и давайте и поговорим об этом удивительном зеленом царстве, о близких и родных обитателях наших лесов и парков. А точнее попытаемся угадать их в загадках.
1) “Угадай-ка!”. (Слайд 10)
Прочитайте шифровку с конца и узнайте, о чём будут загадки:
Хяьверед о икдагаз. (Загадки о деревьях)
Каждой команде загадываются загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна
Одежда зелена. (Береза.)
2. Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она.
А иголки мелки, тонки
И, конечно, очень колки. (Ель.)
3. Летом знойным зацветёт
Сразу пчёл к себе зовёт.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар.
Кто-то дерево узнал? (Липа.)
4. Не береза, не сосна
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)
5. Что за дерево такое
Угощает снегирей
Снег стоит, трещат морозы,
Ну, а ягоды вкусней. (Рябина.)
6. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь.)
Ведущий: Лес – удивительное царство живой природы, многоэтажный дом. На каждом этаже – своя жизнь. Здесь летают, ползают, крадутся.
Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен?
Собрав из слов предложения, мы сможем ответить на эти вопросы.
2) Собери предложения
1. Лес - это наше богатство!
2. Лес - это зеленый наряд нашей Земли!
3. Там, где лес, всегда чистый воздух!
4. Лес - это дом для зверей и птиц!
4. Третья страница “Полна чудес могучая природа” (Слайд 11)
Оказывается, в наше время ещё существуют деревья – долгожители. Говорят, что это незабываемое ощущение - находится рядом с деревом-долгожителем. Это самые древние живые существа на земле! Они являются очевидцами всех великих событий человеческой цивилизации. Давайте с ними познакомимся: (Слайд11)
Слово экологам
1 эколог. К самым долгоживущим деревьям на нашей планете относят ель обыкновенную. Возраст самой древней ели - 9550 лет, произрастает она в шведской провинции Доларна.
2 эколог. Долгоживущим деревом считают секвойя. Ее возраст может достигать 5000 лет. Секвойя является одним из самых высоких деревьев на планете, высота отдельных экземпляров достигает 115 метров. Кора калифорнийской секвойи очень толстая, местами до 30 сантиметров. Она обладает одним необычным свойством: при соприкосновении с огнём она обугливается и превращается в защиту для дерева.
1 эколог. Баобаб является одним из самых толстых деревьев: окружность его ствола может составлять 9-10 метров, при этом в высоту он небольшой, всего 18-25 метров. Уникальной особенностью баобаба является способность впитывать до 120 тыс. литров воды.
2 эколог. Третье место в списке долгоживущих деревьев занимают Тис и Баньян. Их возраст может достигать 3000 лет. Баньян, или, как его еще называют, дерево-лес, имеет не один, а тысячи стволов. В его центре находится главный ствол, от него вырастают толстые побеги, от этих побегов вниз тянутся ответвления, которые, достигнув почвы, укореняются. Дерево Тис примечательно тем, что легко переносит недостаток света.
1 эколог. Сосна. Ее возраст может достигать 1200 лет. Однако возраст одной из разновидностей сосны - сосны остистой межгорной насчитывает 4900 лет.
2 эколог. Дуб обыкновенный (черешчатый), тополь серебристый, липа крупнолистая замыкают список деревьев-долгожителей. Их возраст может достигать 1000 лет.
Примечательно, что к деревьям-долгожителям в основном относятся деревья семейства хвойных.
5. Четвёртая страница “Братья наши меньшие” (Слайд 12)
Показ фрагмента видеоролика “ В мире животных” (заставка 70–90 гг.)
1) Сценка «Ребенок и мотылек»
Мальчик. Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь,
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотылек. Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
2) Викторина “Эрудит”
Показ слайдов - ответов на вопросы. (Слайды 13-20).
Вопросы.
1) Зачем зайцу большие уши?
Варианты ответов:
а) чтобы лучше слышать;
б) для торможения на повороте;
в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).
2) Зачем страус голову в песок прячет?
Варианты ответов:
а) от страха;
б) разыскивает пищу;
в) освобождается от паразитов (засунет в горячий песок и ждёт сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты).
3) Почему у дятла мозги целы, хотя он постоянно стучит клювом о дерево?
Варианты ответов:
а) мозги маленькие;
б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая ткань);
в) череп очень крепкий.
4) Почему дрожит мышка?
Варианты ответов:
а) боится кошки;
б) проветривает шкурку;
в) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);
5) Какие птицы не умеют летать? (Страус, пингвин.)
6) Какие животные носят своих детенышей в сумке? (Кенгуру, коала.)
7) Какое из этих животных расселилось по всему миру: носорог, собака, енот? (Собака.)
8) Каких птиц называют “санитарами леса”? (Дятла, синицу.)
3) Игра «Утки»
Музыка "Танец маленьких утят"
Утята плавали в озере. Потом они вышли на берег и притаились в камышах. Утки переполошились и кинулись собирать утят. Посмотрим, какая утка быстрее приведет свой выводок и сумеет его лучше сохранить.
Вручают «уткам» по крылу. Участники должны собрать и пригнать крылом к центру зала разбросанные в беспорядке воздушные шарики двух цветов – по 6 штук на каждую «утку».
4) «Разгадай ребусы». (Слайд 21-24)
6. Видеоклип песни «Не дразните собак»
7. Пятая страница «Красная книга – сигнал опасности» (Слайд 25)
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966г. Хранится она в швейцарском городе Морже.
- Почему некоторые животные занесены в Красную книгу?
Кроссворд
1. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тысяч голов. (Соболь)
2. Владыка Арктики. (Белый медведь)
3. В двух - трехлетнем возрасте эти птицы находят себе пару и больше никогда не расстаются. (Журавли)
4. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь)
5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)
6. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером сперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго)
7. Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбике. (Береги)
8. Шестая страница “Береги свою планету - ведь другой, похожей нету” (Слайд 26)
Мы – часть огромного прекрасного цветущего мира.
Этот мир может обойтись без нас, мы без него – никогда. Поэтому к природе надо относиться бережно. Говорят: “Надо ценить все, что мы получаем от Земли, от природы”.
Ребята, помните, что в лесу вы гости. В гостях у природы есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе.
Игра "Собери картинку"
Соберите картинки и объясните, какие ошибки были допущены ребятами. (по 2 картинки разрезанные и по 2 целые)
Правила поведения в лесу
Не режь кору деревьев!
Стоит сделать в коре крохотную ранку, как туда попадут споры грибов-трутовиков или поселятся вредные насекомые. Дерево теряет много сока, оно может ослабнуть и погибнуть.
Не оставляй мусор в природе!
Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Знайте, что бумага, брошенная будет лежать более двух лет, консервные банки-30 лет, полиэтиленовый пакет-200 лет, стекло-1000 лет.
Не разжигай костров в лесу!
В лесу нельзя разжигать костры. Это может вызвать лесной пожар. Знайте, что место под костром не зарастает 5-7 лет. Создается почва очень медленно. Слой толщиной 1,5 см от 100 до 300 лет..
Можно разводить костры вдали от деревьев, используя старые кострища. Использовать для костра можно сущняк и валежник. Собирая их, вы очистите леса от отмерших деревьев и сухих веток.
Не разоряй муравейники!
Муравьи очень нужны лесу. Они - лесные санитары. Лес, в котором живут муравьи, чист и свеж. В нем много ягод и грибов.
Не шуми в природе!
Грохот музыки перекрывает голоса птиц, и звери теряют связь друг с другом. Это сигнал опасности.
Не губи цветы в природе!
Чтобы зацвел ландыш, надо ждать 6 лет, а чтобы зацвела брусника, надо ждать 9 лет. Если вырвешь с корнем, непременно загубишь растение на долгие годы.
Ведущий: Соблюдайте эти правила, и вы будете желанными гостями в любом лесу.
Наш дом – окружающая среда, находится в большой опасности. Загрязняется воздух, вода, почва, уничтожаются леса, исчезают животные.
Человек – часть природы, загрязняя окружающую среду, человек тоже подвергается очень большой опасности. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли.
Чтение стихотворений на фоне видеоклипа к песни “Просьба” на сл. Максима Богдановича.
1. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
3. Люди! Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лищь зверей внутри себя.
4. Приложи свое ухо к планете!
Ты услышишь, как стонет она.
Мать Земля еще только в расцвете,
А изранена вся и больна.
9. Заключительное слово воспитателя (Слайд 27)
Состоялось наше небольшое знакомство с жителями нашей планеты. Наш Общий Природный дом. И светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека. Чем больше все мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.
Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другой нам не дано. Земля с ее живой природой - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
10. Рефлексия
А давайте, ребята, попробуем украсить нашу Землю цветами.
Пусть каждый из вас внесёт свой маленький вклад в красоту нашей замечательной планеты.
Задание «Укрась планету!» (под музыку)
Видеоролик "Сохраним природу детям"
Каждой команде даётся нарисованное изображение планеты и заранее подготовленные цветы, вырезанные из бумаги. Под музыку дети вместе наклеивают цветы на изображение. В конце задания любуемся выполненными работами.
(Закончи предложение)
Наша страна, Родина должна быть экологически чистой, всегда оставаться голубоглазой, с красивейшими реками, озерами и полями. Для этого я должен….
- Давайте улыбнемся! Как хорошо вокруг! Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.
Литература
1. “Я познаю мир. Животные”: Дет. энциклопедия/ авт. сост. П.Р. Ляхов – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2003 г.
4. “Мир животных”. – М: Издательство “ЭКСМО”, издательство “Лик Пресс”, 2005 г. (Серия “Энциклопедии”)
5. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. “Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы”. – М. “ВАКО”, 2007 г. (Педагогика. Психология. Управление.), С. 94–100.
6. Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт. - сост. Л. и. Гайдина, А. В. Кочергина.-2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2014.
7. Классные часы. 2 класс / Сост. Г. П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2014.
8. Классные часы. 3 класс / Авт. - сост. Т. Н. Максимова, Н. Н. Дробинина. - М.: ВАКО, 2013.
9. Л. И. Грехова. В союзе с природой. - М.: Илекса, Ставрополь. Сервисшкола, 2000.
Интернет-ресурсы
1. http://www.saitzemli.ru/marks/plants/oldtrees/
2. http://www.youtube.com/watch?v=L0qI8P1rw5c
3. http://www.youtube.com/watch?v=XkWv9a_xSfU
4. http://www.youtube.com/watch?v=x0Fw2wj2ciU&fea