КЛАССНЫЙ ЧАС В 6 классе: «Общение и уважение. Общение с разными людьми?»
Цель: формирование устойчивых нравственных принципов.
Задачи:
познакомить учащихся с такими нравственными понятиями, как уважение, высокомерие, тщеславие, честолюбие, толерантность;
воспитание чувства ответственности, самостоятельности, навыков самооценки;
развитие творческого воображения и фантазии.
Ожидаемые результаты деятельности:
Предметные:
Получение знаний, умений и навыков в соответствии с воспитательной программой.
Формирование научного типа мышления.
Метапредметные:
Регулятивные (учебно-организационные) УУД: принятие учебной цели, выбор способов деятельности.
Познавательные УУД: сравнение, обобщение, анализ, синтез; абстрагирование и т.п.
Коммуникативные УУД: формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение слушать и слышать собеседника, учителя, рассуждать, вести диалог и т.п.
Надпредметные умения: ставить вопросы и отвечать на вопросы, составлять план ответа, принимать решения в ситуации выбора и т.п.
Личностные:
Социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) качества человека.
Социально и нравственно обусловленные внутренние качества человека (ценности, убеждения, принципы).
Ход занятия
1. Организационный момент (приветствие)
Учащимся зачитывается воспоминание В. А. Сухомлинского: «Я никогда не испытывал разочарование в людях потому, что всегда в них искал такие черты, которые вызывают уважение. При этом я всегда находил повод для уважения человека больше, чем ожидал вначале».
Вопросы учащимся:
Что такое уважение?
В каких случаях можно сказать, что этот человек вызывает уважение?
В тетрадях учащиеся продолжают фразы:
Я считаю, что уважение - это.
Человек достоин уважения, если он...
Я уважаю людей, которые...
Я не уважаю людей, которые...
2. Знакомство с музыкой с творчеством, отрывком из жизни Л.В.Бетховена.
Беседа с учащимися
(Включить запись “Лунной сонаты” Бетховена)
- Что это за мелодия? Кто автор музыки?
- Как вы думаете, почему этот человек достоин уважения?
3. Сообщение учащегося о жизни и творчестве композитора на фоне презентации о нём. (Слайды ).
Людвиг Ван Бетховен (крещен 17.12.1770 в Бонне — умер 26.03.1827 в Вене) — гениальный немецкий композитор с удивительной и трагической судьбой.
С 27 лет Бетховен страдал глухотой, которая постоянно прогрессировала. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховена совсем от них отказаться. Но он продолжал писать музыку.
Знаменитая “Лунная соната”, четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего у него было тридцать две сонаты для фортепиано), написана в 1800-1801 гг. Она была издана в марте 1802 г. и посвящена Джульетте Гвиччарди.
Название сонаты принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора в 1832 г. окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками передал образ Люцернского озера тихой лунной ночью.
Вопрос учителя:
- А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?
(рассуждения учащихся)
-Уважения достоин любой человек.
5. Учитель. Но, чтобы тебя уважали, нужно иметь и самоуважение. Как вы понимаете это слово?
(примерные ответы детей)
- Самоуважение - это уважение человека к самому себе.
- Это уважение к своим родителям, к своей семье.
- Это когда человек ведет себя так, чтобы его все уважали.
Учитель. Как вы думаете, что дает человеку самоуважение?
(примерные ответы детей)
- Человек, который уважает себя, всегда имеет свое мнение, не зависит от мнения других.
- Самоуважение дает уверенность в себе, спокойствие.
- Человек, который себя уважает, никому не подражает.
- Только человек, который уважает себя, может уважать других людей.
Учитель. По каким признакам вы определяете, уважает себя человек или нет? Вот, например, наши знаменитые спортсменки (показ фотографий): Татьяна Нафка, Арина Шарапова, Анна Курникова - в чем проявляется их уважение к себе?
(примерные ответы детей)
- Они уверены в себе.
- Хорошо одеваются.
- Не боятся высказывать свое мнение.
- Никому не подражают.
- Постоянно тренируются, чтобы победить.
- Могут постоять за себя.
Учитель. Люди, уважающие себя, действуют. Они постоянно самоутверждаются, отстаивают свои права, свое мнение. Нельзя воспитать уважение к себе лежа на диване и мечтая о том, что все тебя будут уважать.
Шкала самоуважения Розенберга (Rosenberg'sSelf-EsteemScale) - это личностный опросник для измерения уровня самоуважения.
Инструкция.
Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями. Поставьте напротив соответствующую цифру.
4 - полностью согласен
3 - согласен
2 - не согласен
1 - абсолютно не согласен
Тестовый материал
1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.
2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.
4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
6. Я к себе хорошо отношусь.
7. В целом я удовлетворен собой.
8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Ключ и обработка результатов теста.
За каждый ответ начислите себе баллы в соответствии с ключом.
прямые вопросы: 1,3,4,6
обратные вопросы – 2,5,7,8,9,10 - баллы в них начисляются наоборот: 4=1, 3=2, 2=3, 1=4.
Уровень самоуважения равен сумме баллов.
Интерпретация.
10 – 18 баллов – вам не хватает самоуважения, его очень мало, вы склонны во всем плохом винить себя, видите только свои недостатки и акцентируете внимание только на своих слабых сторонах, вы попали в замкнутый круг самоуничижения, которое не позволяет вам ставить цели и достигать успеха. В каждом событии вы ищите подтверждение своей ничтожности.
18 – 22 баллов – вы балансируете между самоуважением и самоуничижением, успехи поднимают вас до небывалых вершин и самоуважение зашкаливает, неудачи подпитывают низкую самооценку и сбрасывают вас в пропасть, ваше мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону.
23 – 34 балла – самоуважение у вас преобладает, и вы можете адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, можете согласиться с тем, что бываете неправы, сохраняете уважение к себе при неудачах, но склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием», что не предусмотрели, не заметили, «соломку не подстелили», что не позволяет смириться с тем, что изменить невозможно и быстро среагировать и откорректировать там, где есть возможность.
35 - 40 баллов – вы уважаете себя как человека, личность, профессионала и делаете все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.
Итог. Видео.
Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора, когда нужно сделать что-то недостойное: думать или не думать, говорить или не говорить, делать или не делать. И принять правильное решение помогает очень простая фраза: «Это ниже моего достоинства!»
Пока вы не оказались в ситуации выбора, давайте потренируемся. Назовем это упражнением на воспитание самоуважения. Кто хочет испытать себя? Кто не побоится выполнить это упражнение?
(К доске выходят 10 желающих.)
Ребята, я буду читать начало предложения, вы должны его закончить только одной фразой: «Это ниже моего достоинства!» Произнести эту фразу нужно тихо, но твердо и убедительно, чтобы вы сами себе поверили. (Обращаясь к детям по очереди, читает.)
• Хвастаться своими успехами...
• Выпячивать себя, превозносить себя...
• Отвечать оскорблением на оскорбление...
• Разглашать чужие тайны...
• Сплетничать, ябедничать
• Обсуждать отсутствующих...
• Воевать со стариками...
• Обижать слабых...
• Льстить сильному...
•Навязывать свою дружбу...
• Завидовать кому-то...
• Мстить за что-то...
• Отвечать злом на зло...
• Обижаться на критику...
• Принимать подачки...
• Пользоваться чужим трудом...
• Присваивать себе чужие заслуги...
• Слушать клевету на другого человека...
• Оскорблять девочек...
• Обижаться на слабого...
Спасибо, ребята, мне кажется, вы справились с заданием. Надеюсь, что в трудную минуту ваше достоинство и самоуважение поможет вам сделать правильный выбор.
А так же посмотрите на свои листочки и допишите, к чему и к кому у нас может быть уважительное отношение?
Спасибо за урок. И не забывайте, ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ХОТЕЛИ БЫ ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ВАМ!