СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Узоры души татарского народа

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек хочет знать свои корни, историю своего народа, культуру своих предков. Большой интерес представляет изучение не только исторических событий, но и знание культуры, быта и традиций родного края. В данной работе я попыталась обобщить интересную информацию о декоративно-прикладном творчестве казанских татар, представляющем собой явление яркое и неординарное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа.

Просмотр содержимого документа
«Узоры души татарского народа»

Узоры души татарского народа

Узоры души татарского народа

Работу выполнила:   учитель татарского языка и литературы 1 квалификационной категории Галимова Раушания Фоатовна  Республика Татарстан г.Казань , Кировский район МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №70 с углубленным изучением отдельных предметов»

Работу выполнила:

учитель татарского языка и литературы

1 квалификационной категории

Галимова Раушания Фоатовна

Республика Татарстан

г.Казань , Кировский район

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №70 с углубленным изучением отдельных предметов»

Содержание: Введение Художественная керамика и обработка металла Костюм Нагрудное украшение «изү” Перевязь «хәситә» Нагрудное украшение «изү” Перевязь «хәситә» Ювелирное искусство Булгарское ювелирное искусство Подвески Коранницы Накосники Браслеты Бляхи Серьги Булгарское ювелирное искусство Подвески Коранницы Накосники Браслеты Бляхи Серьги Вышивка и золотое шитьё Тюбетейки Калфаки Тюбетейки Калфаки Искусство кожаной мозаики Этнографические музеи Школьный музей Школьный музей Заключение Титры

Содержание:

  • Введение
  • Художественная керамика и обработка металла
  • Костюм
  • Нагрудное украшение «изү” Перевязь «хәситә»
  • Нагрудное украшение «изү”
  • Перевязь «хәситә»
  • Ювелирное искусство
  • Булгарское ювелирное искусство Подвески Коранницы Накосники Браслеты Бляхи Серьги
  • Булгарское ювелирное искусство
  • Подвески
  • Коранницы
  • Накосники
  • Браслеты
  • Бляхи
  • Серьги
  • Вышивка и золотое шитьё
  • Тюбетейки Калфаки
  • Тюбетейки
  • Калфаки
  • Искусство кожаной мозаики
  • Этнографические музеи
  • Школьный музей
  • Школьный музей
  • Заключение
  • Титры
  В художественной культуре казанских татар декоративное искусство представляет собой явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа

В художественной культуре казанских татар декоративное искусство представляет собой явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа

Художественная керамика и обработка металла  Одними из древнейших видов художественного творчества казанских татар являются керамика и обработка металла.

Художественная керамика и обработка металла

Одними из древнейших видов художественного творчества казанских татар являются керамика и обработка металла.

 В традициях татарской керамики отразились и специфика образного мышления, и своеобразие творческого опыта народа, выразившиеся в сложившихся традициях гончарного ремесла. Представление о них дают дошедшие до нас различные сосуды (кувшины, хумы, кумганы, корчаги и д.р.), бытовые предметы (блюда, чернильницы, светильники).

В традициях татарской керамики отразились и специфика образного мышления, и своеобразие творческого опыта народа, выразившиеся в сложившихся традициях гончарного ремесла. Представление о них дают дошедшие до нас различные сосуды (кувшины, хумы, кумганы, корчаги и д.р.), бытовые предметы (блюда, чернильницы, светильники).

 Не менее древним видом декоративного творчества татарского народа является художественная обработка металла. Созданные мастерами произведения в наибольшей мере раскрывают содержание и стиль булгарского декоративного искусства. Наиболее распространённым было производство металлических чеканенных кумганов.

Не менее древним видом декоративного творчества татарского народа является художественная обработка металла. Созданные мастерами произведения в наибольшей мере раскрывают содержание и стиль булгарского декоративного искусства. Наиболее распространённым было производство металлических чеканенных кумганов.

Костюм Как целостная система декоративно-прикладного творчества татарского народа предстаёт перед нами искусство национального костюма. В основе костюма казанских татар лежат древние тюркские формы в виде длинной рубахи тунико-образного покроя (күлмәк) у мужчин и женщин, и свободные шаровары c

Костюм

Как целостная система декоративно-прикладного творчества татарского народа предстаёт перед нами искусство национального костюма. В основе костюма казанских татар лежат древние тюркские формы в виде длинной рубахи тунико-образного покроя (күлмәк) у мужчин и женщин, и свободные шаровары c "широким шагом".

Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением – изү или хаситә

Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением – изү или хаситә

Женский костюм с нагрудным украшением «из ү»

Женский костюм с нагрудным украшением «из ү»

Съемное нагрудное украшение «из ү »    Изү представляет собой тканевую подоснову лопатообразной формы, сшитую из разноцветных лент.

Съемное нагрудное украшение «из ү »

Изү представляет собой тканевую подоснову лопатообразной формы, сшитую из разноцветных лент.

На её поверхность нашивались различные мелкие украшения в виде монет, фигурных бляшек, шаровидных пуговиц, самоцветов, бусин и т.п. Такое украшение посредством шнурков завязывались на шее На её поверхность нашивались различные мелкие украшения в виде монет, фигурных бляшек, шаровидных пуговиц, самоцветов, бусин и т.п. Такое украшение посредством шнурков завязывались на шее

На её поверхность нашивались различные мелкие украшения в виде монет, фигурных бляшек, шаровидных пуговиц, самоцветов, бусин и т.п. Такое украшение посредством шнурков завязывались на шее

  • На её поверхность нашивались различные мелкие украшения в виде монет, фигурных бляшек, шаровидных пуговиц, самоцветов, бусин и т.п. Такое украшение посредством шнурков завязывались на шее

Женский костюм с нагрудным украшением «из ү»

Женский костюм с нагрудным украшением «из ү»

Перевязь «хәсит ә»  Перевязь «хәситә» сшивается из цветной ткани. Для создания жёсткости между двумя слоями ткани подкладывали сукно или толстый холст. Также среди богатых татарок получили распространение перевязь «хә ситә» в виде широкой цепочки, составленной из блях

Перевязь «хәсит ә»

Перевязь «хәситә» сшивается из цветной ткани. Для создания жёсткости между двумя слоями ткани подкладывали сукно или толстый холст. Также среди богатых татарок получили распространение перевязь «хә ситә» в виде широкой цепочки, составленной из блях

 Художественная выразительность украшения достигается различными средствами – использованием самоцветов разного размера, форм, цвета, типов огранки, композицией камня, их сочетанием и контрастным сопоставлением, как и использованием различных форм блях, сканых узоров, металла.

Художественная выразительность украшения достигается различными средствами – использованием самоцветов разного размера, форм, цвета, типов огранки, композицией камня, их сочетанием и контрастным сопоставлением, как и использованием различных форм блях, сканых узоров, металла.

Женский костюм с нагрудным украшением перевязью «хәсит ә»

Женский костюм с нагрудным украшением перевязью «хәсит ә»

Т юбетейки  К наиболее старинным видам вышитых головных уборов относятся мужские тюбетейки. Для пошива тюбетеек использовался в основном бархат. Расшивались тюбетейки серебряной и золотой канителью, шёлком, бисером, жемчугом

Т юбетейки

К наиболее старинным видам вышитых головных уборов относятся мужские тюбетейки. Для пошива тюбетеек использовался в основном бархат. Расшивались тюбетейки серебряной и золотой канителью, шёлком, бисером, жемчугом

 В центральной части тюбетеек обычно вышивались разнообразные по построению розетки – трёх-четырёх-пяти и шестиконечные или фестончатые

В центральной части тюбетеек обычно вышивались разнообразные по построению розетки – трёх-четырёх-пяти и шестиконечные или фестончатые

Калфак  Особо оригинальными были женские головные уборы - вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков, которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и умения

Калфак

Особо оригинальными были женские головные уборы - вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков, которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и умения

 Изображённые на них цветы и листья выделяются не только своей формой, рельефностью, декоративностью, но и богатством звучания цветовых гамм, их контрастностью

Изображённые на них цветы и листья выделяются не только своей формой, рельефностью, декоративностью, но и богатством звучания цветовых гамм, их контрастностью

Искусство кожаной мозаики  Кожаная мозаика – один из традиционных видов татарского народного искусства – находит применение в создании цветной узорной обуви.  Сапожки (ичиги, читек), прекрасные образцы художественно-конструктивного решения обуви, своей популярностью обязаны тонкому умению создателей, остроумному расположению мозаичных узоров

Искусство кожаной мозаики

Кожаная мозаика – один из традиционных видов татарского народного искусства – находит применение в создании цветной узорной обуви.

Сапожки (ичиги, читек), прекрасные образцы художественно-конструктивного решения обуви, своей популярностью обязаны тонкому умению создателей, остроумному расположению мозаичных узоров

 Узорные кожаные ичиги были составной частью ансамбля костюма казанской татарки. Одним из главных его орнаментально-цветовых акцентов. Материалом для изготовления ичигов и туфель служил прекрасной выделки мягкий сафьян, который окрашивался почти во все цвета радуги

Узорные кожаные ичиги были составной частью ансамбля костюма казанской татарки. Одним из главных его орнаментально-цветовых акцентов. Материалом для изготовления ичигов и туфель служил прекрасной выделки мягкий сафьян, который окрашивался почти во все цвета радуги

 Труды археологов, этнографов, искусствоведов, как и собранные в музеях республики коллекции, материалы экспедиций создали основу для комплексного изучения памятников декоративного искусства и народного  творчества казанских татар, сделали само изучение их возможным и необходимым

Труды археологов, этнографов, искусствоведов, как и собранные в музеях республики коллекции, материалы экспедиций создали основу для комплексного изучения памятников

декоративного искусства и народного творчества казанских татар, сделали само изучение их возможным и необходимым

 Каждый человек должен знать свои корни, историю своего народа, культуру своих предков. Прекрасными помощниками в изучение не только исторических событий, но и культуры, быта и традиций родного края выступают школьные этнографические музеи Такой музей совместным старанием учеников и учителей создан и в нашей школе

Каждый человек должен знать свои корни, историю своего народа, культуру своих предков. Прекрасными помощниками в изучение не только исторических событий, но и культуры, быта и традиций родного края выступают школьные этнографические музеи

Такой музей совместным старанием учеников и учителей создан и в нашей школе

  В нашем школьном музее представлены интереснейшие экспонаты ручной работы, датированные прошлыми столетиями. Это и накосники, и различные виды браслетов , серьги и кольца  Данные экземпляры могут стать достойным украшением не только школьного , но и республиканского музея

В нашем школьном музее представлены интереснейшие экспонаты ручной работы, датированные прошлыми столетиями. Это и накосники, и различные виды браслетов , серьги и кольца

Данные экземпляры могут стать достойным украшением не только школьного , но и республиканского музея

 Фрагмент браслета, составленного из отдельных блях, звеньев, соединённых между собой шарнирными затворами Сплошной браслет, составленный из единого фрагмента с закруглёнными концами. Украшен бирюзой и горным хрусталём, некоторые камни утрачены Фрагмент браслета, составленного из отдельных блях, звеньев, соединённых между собой шарнирными затворами, украшен сканым узором

Фрагмент браслета, составленного из отдельных блях, звеньев, соединённых между собой шарнирными затворами

Сплошной браслет, составленный из единого фрагмента с закруглёнными концами. Украшен бирюзой и горным хрусталём, некоторые камни утрачены

Фрагмент браслета, составленного из отдельных блях, звеньев, соединённых между собой шарнирными затворами, украшен сканым узором

Фрагмент сканой серьги, инкрустированной самоцветом Кольцо, инкрустированное самоцветом

Фрагмент сканой серьги, инкрустированной самоцветом

Кольцо, инкрустированное самоцветом

 Фрагмент одноярусного накосника , составленного из сканой бляхи, инкрустированной самоцветом, и из монет ( две монеты утрачены)

Фрагмент одноярусного накосника , составленного из сканой бляхи, инкрустированной самоцветом, и из монет ( две монеты утрачены)

Заключение  Заканчивая обзор декоративно-прикладного искусства казанских татар, можно считать бесспорным, что оно было связано с созданием многообразного комплекса традиционных украшений, художественные качества которых определялись народными представлениями об их практическом и эстетическом совершенстве

Заключение

Заканчивая обзор декоративно-прикладного искусства казанских татар, можно считать бесспорным, что оно было связано с созданием многообразного комплекса традиционных украшений, художественные качества которых определялись народными представлениями об их практическом и эстетическом совершенстве

Использованная литература и музыка:   Г.Ф. Валеева-Сулейманова, Р.Г. Шагеева «Декоративно-прикладное искусство казанских татар» Москва: «Советский художник» 1990г.  Ф.Х. Валеев «Народное декоративное искусство Татарстана» Казань: «Татарское книжное издательство» 1984г.  С.В. Суслова «Татарские ювелирные украшения» Казань: «Татарское книжное издательство» 1980г. Музыка С. Садыковой «Танго»

Использованная литература и музыка:

  • Г.Ф. Валеева-Сулейманова, Р.Г. Шагеева «Декоративно-прикладное искусство казанских татар» Москва: «Советский художник» 1990г.
  • Ф.Х. Валеев «Народное декоративное искусство Татарстана» Казань: «Татарское книжное издательство» 1984г.
  • С.В. Суслова «Татарские ювелирные украшения» Казань: «Татарское книжное издательство» 1980г.
  • Музыка С. Садыковой «Танго»