Описание урока.
Я провожу бинарные уроки редко, так как это требует от преподавателей тщательной, кропотливой подготовки и слаженной творческой работы (проводила с двумя и тремя педагогами- музыки и ИЗО). При конструировании таких уроков использую технологию РКМЧП .У меня есть несколько вариантов этого урока. Например, сказку Е.Триновой «Отчего снежинки все разные», которую мало кто знает, читали с ребятами медом прогнозирования с остановками. В такой урок можно включать более короткие произведения, например стихи поэтов о природе ( я брала И.А. Бунина «Тёмный ельник…», загадку-стишок Е. Тараховской ) и картины русских художников .Подбор дидактического материала зависит от темы урока каждого из двух-трёх преподавателей. Главное, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащихся.
Современные дети зависимы от гаджетов, телефонов. А на моём уроке с удовольствием играют с фигурками балерин, выполненных ими же на уроках ИЗО. Пятиклассники впервые узнают от учителя музыки о кордебалете, мизансцене, балетмейстере, декораторе, режиссере-постановщике. Кропотливо «собирают» красивые слова в ДТЗ, чтобы потом использовать в своём домашнем сочинении. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребенка, дают возможность повысить мотивацию обучения.
План-конспект бинарного урока по русскому языку, литературе, музыке в 5 классе.
Тема: В чертогах снежной Королевы
Тип занятия: бинарный урок
Вид занятия: комбинированный урок с использованием музыкального произведения П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», игра –кордебалет с «балеринами-снежинками».
Цели урока:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, совершенствование навыков вдумчивого чтения; обобщение и расширение сведений о музыкальных произведениях.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст, развивать образное мышление, воображение, творческое мышление
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к литературе ,музыке
Ход урока.
Перед детьми два учителя- учитель русского языка и литературы и учитель музыки. На доке слайд с портретом Г.Х.Анднрсена. Звучит музыка «Чайковского «Вальс снежных хлопьев» (фрагмент) .Детям предлагается спрогнозировать тему урока.
УЛ..: На сегодняшнем уроке продолжим знакомство с вопросами теории литературы: повторим типы типы речи, проверим домашнее задание.
У.М. :Музыка на уроке развития речи. Возможно ли это? Да. Сегодня вы будете описывать не только предметы, но и свои впечатления, которые возникнут в вашем воображении под воздействием музыки.
У.Л.
-Назовите типы речи
- Дайте определение этим типам речи(повествование, описание, рассуждение)
-Как их можно различить.
Предлагаю прослушать три наиболее интересных сочинения-описания животных , написанных дома(чтение сочинений). Я сделала вывод, что вы научились описывать конкретные предметы, сегодня же будем учиться рассматривать те картины, которые помогут нам увидеть в своём воображении музыка, живопись, литература. Мы побываем с вами в сказке Г.Х.Андерсена и «Снежная королева» и Гофмана «Щелкунчик», а также послушаем музыку снежного леса П.И.Чайковского.
-В какое время года происходит действие этих сказок?
-Какие ассоциации рождаются у вас со словом зима?
-Какие чувства, настроение?
-Какие краски можно увидеть зимой?
-Кому из вас приходилось бывать в зимней степи?
_Я предлагаю вам посмотреть репродукцию картины адыгейского художника Кастеева «Зимовка». В своих картинах он изображает красочный пейзаж родного края.
Предлагаю обратиться к тексту (раздаётся распечатанный текст на каждую парту)(приложение№1)
У.Л.Беседа по картине
-Докажите, что это текст.
-Назовите тему, идею.
-Тип и стиль
--Какие видим краски? Найдите в тексте эпитеты.
-Какие слышим звуки? Какими художественными срдствами языка пользуется автор текста?
-Какое настроение появляется от впечатления картины?
У.Л Работа с ДТЗ
-Давайте всё это отразим в дневнике тройной записи, который будет рабочим опорным материалом в дальнейшей работе над домашним сочинением.
Зима | Копилка чувств | Музыка |
Чистые тени на снегу; стога сиреневые; крыши сизые; глубокая тишина, снег на солнышке румяный | Хочется дышать воздухом картины, проникаться тишиной; очарование, радость; рождается светлое чувство | |
У.Л. Мы познакомились с художником Кастеевым и его творчеством. А вот мастером художественного слова по праву можно назвать Г.Х. Андерсена , любимого детского писателя. Так как мы находимся в Чертогах Снежной Королевы, я предлагаю поближе познакомиться со снежинками, которые часто становятся героями сказочных историй.Речь пойдет о портретах снежинок в сказке Андерсена. Откройте учебник литературы на стр…,где говорится о первой встрече Кая и Герды со Снежной Королевой.
- Найдите в тексте слова, помогающие представить внешность волшебницы.
-Как Андерсен относится к Снежной Королеве?
Найдите описание слуг Снежной Королевы(стр…)
-На что похожи снежинки у сказочника?
-Почему автор сравнивает хлопья снега с животными?
- Какие чувства испытывает Герда, встретившись со слугами?
-Вспомните свои ощущения, когда вы чувствуете прикосновение снежинок.
-Разглядывая снежинку, с чем вы ее сравниваете? Удалось ли вам увидеть одинаковые?
-Как вы думаете, почему снежинки разные?
-Хотите узнать?
Тогда я прочитаю вам сказку вологодской кружевницы и сказочницы Елены Триновой. Слушайте.(чтение учителем сказки)
У.Л. Беседа по прослушанной сказке
-Какие описания снежинок запомнили?
-Какие тропы помогли ярче запомнить снежинки?
-Почему Морозко так красиво расписал людям окна?Какие впечатления остались от прослушанной сказки?
-Какое настроение?
- Обсудите в парах , какими словами автор «рисует» снежинки. Запишите их в ДТЗ
У.Л Работа в ДТЗ
Зима | Копилка чувств | Музыка |
1.Чистые тени на снегу; стога сиреневые; крыши сизые;глубокая тишина, снег на солнышке румяный. 2.Снежинки, как бабочки в тонких кружевных платьицах; как звёзды со сверкающими лучами | Хочется дышать воздухом картины, проникаться тишиной; очарование, радость;рождается светлое чувство. 2.Испытываю восторг, хочется петь ,делать добрые дела. Восхищение, грусть, волнение. | |
У.М.Ребята, можно ли без помощи слов и картин передать богатство оттенков зимнего снега и разноцветных тающих сугробов?
Предлагаю начать разговор о самом удивительном Оказывается, о прелестных кружевных снежинках можно поведать и на языке музыкальных звуков. Как, например, это сумел сделать композитор –чародей П.И.Чайковский, написавший музыку к сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»
-Вспомните героев этой сказки.
-Что в ней происходит?
-Предлагаю послушать историю создания балета по сказке Гофмана (инд. задание)(приложение №2) и историю появления «Вальса снежных хлопьев»
-Давайте вспомним, что такое вальс и как он исполняется?
Сейчас вы услышите этот вальс. Чтобы легче было понять, что происходит в музыкальной пьесе, совершим вместе с героями сказки воображаемое путешествие в зимний лес.Закройти глаза и представьте, что тайком сбежали от других гостей новогоднего праздника, выбрались из дворца и сбежали по ступенькам высокого крыльца. Внизу вас ждёт тройка лошадей с резными санями. Вы вместе с Машей и Щелкунчиком садитесь в сани…Весело зазвенели на дуге колокольчики, и рванулись ввысь, в тёмное пугающее небо, кони.Далеко внизу остались огоньки замка. Вот уже не видно земли.Внизу все покрылось снежной пеленой…
Вдруг тройка опускается на землю- и перед вами безмолвный таинственный лес. В глубине леса темно, но в небе , словно огромный глаз великана, светит луна. Где-то вдали, в чаще, сквозь фиолетовый сумрак пробиваются серебряные огоньки.Они мерцают, шевелятся, словно ёлочные гирлянды от лёгкого ветерка…Вокруг тишина, и только чуть поскрипывают под ногами смёрзшиеся снежинки. И вдруг…
Звучит вальс «Снежных хлопьев» П.И.Чайковского 1 часть
У.М. Обсуждение прослушанного музыкального отрывка
-Что произошло в лесу?
-Какое настроение создали у вас события «Снежного Вальса»?
-Каким вы видите лес, снег под луной, деревья, ночное небо?
-Какими могут быть декорации для этого танца?
-Какие звуки вы услышали в музыкальном лесу?
Подберите точные и выразительные слова для характеристики.
-Что происходит в лесу в середине вальса и в завершающей его части?
-Как это показано в музыке?
- Вслушаемся в звуки музыки. Все ли тайны она нам открыла?
Повторное прослушивание -2 часть
-Представьте, что вы художник-постановщик спектакля. Во что бы вы одели танцовщиц?
-Какие движения совершают балерины-снежинки в морозном воздухе на поляне?
-С каким настроением они кружатся?
-Представьте, что вы постановщик-балетмейстер. Возьмите фигурки балерин-снежинок и красиво расставьте их, как на сцене в полукруг или двумя шеренгами по краям сцены(ребята работают в группах, каждая группа имеет свой комплект «балерин- снежинок»)(приложение №3)
Это вы разместили кордебалет- (коллектив танцовщиков, исполняющих массовые, групповые танцы)
-Найдите другие расположения балерин-снежинок на сцене( двойками, тройками, четвёрками, слева и справа)
Играя с фигурками, вы немного приобщаетесь к творчеству балетмейстера. Он расставляет на сцене артистов не как попало, а красиво, чтобы зритель лучше уловил основную идею. Перемещая фигурки, вы будете создавать варианты разных мизансцен( расположение актёров на сцене в определённый момент спектакля).
- А теперь расставьте фигурки балерин так, как они соответствуют концу танца.
Звучит финал «Снежного Вальса»
У.М. Занавес. Аплодисменты. Цветы исполнителям. Крики «браво». .
Обсуждение прослушанного музыкального произведения и прочитанных литературных произведений на уроке
-С какой из частей вальса П.И. Чайковского ассоциируются снежинки из сказки Г.Х.Андерсена и сказки Елены Триновой? Какое у вас настроение после прослушанной музыки? Поделитесь в группе и со всеми в классе.
-Откройте ДТЗ и заполните его
Зима | Копилка чувств | Музыка |
1.Чистые тени на снегу; стога сиреневые; крыши сизые;глубокая тишина, снег на солнышке румяный. 2.Снежинки, как бабочки в тонких кружевных платьицах; как звёзды со сверкающими лучами. | 1.Хочется дышать воздухом картины, проникаться тишиной; очарование, радость;рождается светлое чувство. . 2.Испытываю восторг, хочется петь, делать добрые дела. Восхищение, грусть, волнение. 3.Испытываю очарование, любование, счастье, восторг. | Зимний лес, вьюга, метель, ветер; ночное небо, луна, звёзды, лунный свет, сугробы, фиолетовый сумрак, рассыпавшие серебро гномы, хрупкие замёрзшие веточки, музыкальный ветер. |
У.М.Я думаю, вы поняли, что творчество, а вы сейчас творили, - это увлекательнейшее занятие, иногда похожее на игру и большой труд, и радость без границ. Когда что-то удалось. И мучительное неудовлетворение, когда что-то не получается. Так бывает у всех, кто причастен к творчеству. Если же в вас проснулась музыка, пусть самая простая и скромная, это замечательно! Это значит, вы наполните ь ею свою жизнь. Поздравляю вас! Пусть же прекрасная Муза вдохновит вас на творчество, имя которому –вся дальнейшая жизнь.
У.Л.
У.Л. Ребята, вам удалось понять без слов в музыкальной сказке происходящие события, пережить именно те чувства, которые вызвали у героев сказки приключения в волшебном зимнем лесу.
-Все ли тайны открыла вам музыка? Расскажите о своих впечатлениях от прослушивания Вальса Снежинок, опираясь на ДТЗ.
Задание на дом:
У.Л. Написать сочинение- описание: « Когда я слушаю «Вальс снежных хлопьев»
П.И. Чайковского, я…»
У.М. Прочитать биографию П.И. Чайковского, составить синквейн «Вальс снежных хлопьев»
У.Л. Предлагаю, как всегда, в конце урока заполнить карточку обратной связи
1. На уроке я узнал, что…
2.Для меня было неожиданным…
3. Теперь я…