СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В чертогах Снежной королевы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я провожу бинарные уроки редко, так как это  требует от преподавателей  тщательной, кропотливой подготовки и слаженной творческой работы (проводила с двумя и тремя педагогами- музыки и ИЗО). При конструировании таких  уроков использую технологию РКМЧП .У меня есть несколько вариантов  этого урока. Например, сказку Е.Триновой  «Отчего снежинки все разные», которую мало кто знает, читали с ребятами медом прогнозирования с остановками. В такой урок можно включать более короткие произведения, например стихи поэтов о природе ( я брала И.А. Бунина «Тёмный ельник…», загадку-стишок  Е. Тараховской ) и картины русских художников .Подбор дидактического материала зависит от темы урока каждого из двух-трёх преподавателей. Главное, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащихся.

Современные дети зависимы от гаджетов, телефонов. А на моём уроке с удовольствием играют с фигурками балерин, выполненных ими же на уроках ИЗО. Пятиклассники впервые узнают от учителя музыки о кордебалете, мизансцене, балетмейстере, декораторе, режиссере-постановщике. Кропотливо  «собирают» красивые слова в ДТЗ, чтобы потом использовать в своём домашнем сочинении. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребенка, дают возможность повысить мотивацию обучения.     

Просмотр содержимого документа
«"В чертогах Снежной королевы"»





Описание урока.

Я провожу бинарные уроки редко, так как это требует от преподавателей тщательной, кропотливой подготовки и слаженной творческой работы (проводила с двумя и тремя педагогами- музыки и ИЗО). При конструировании таких уроков использую технологию РКМЧП .У меня есть несколько вариантов этого урока. Например, сказку Е.Триновой «Отчего снежинки все разные», которую мало кто знает, читали с ребятами медом прогнозирования с остановками. В такой урок можно включать более короткие произведения, например стихи поэтов о природе ( я брала И.А. Бунина «Тёмный ельник…», загадку-стишок Е. Тараховской ) и картины русских художников .Подбор дидактического материала зависит от темы урока каждого из двух-трёх преподавателей. Главное, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащихся.

Современные дети зависимы от гаджетов, телефонов. А на моём уроке с удовольствием играют с фигурками балерин, выполненных ими же на уроках ИЗО. Пятиклассники впервые узнают от учителя музыки о кордебалете, мизансцене, балетмейстере, декораторе, режиссере-постановщике. Кропотливо «собирают» красивые слова в ДТЗ, чтобы потом использовать в своём домашнем сочинении. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребенка, дают возможность повысить мотивацию обучения.









План-конспект бинарного урока по русскому языку, литературе, музыке в 5 классе.

Тема: В чертогах снежной Королевы

Тип занятия: бинарный урок

Вид занятия: комбинированный урок с использованием музыкального произведения П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», игра –кордебалет с «балеринами-снежинками».

Цели урока:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  работа с текстом, совершенствование навыков вдумчивого чтения; обобщение и расширение сведений о музыкальных произведениях.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст, развивать образное мышление, воображение, творческое мышление

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к литературе ,музыке

Ход урока.

Перед детьми два учителя- учитель русского языка и литературы и учитель музыки. На доке слайд с портретом Г.Х.Анднрсена. Звучит музыка «Чайковского «Вальс снежных хлопьев» (фрагмент) .Детям предлагается спрогнозировать тему урока.

УЛ..: На сегодняшнем уроке продолжим знакомство с вопросами теории литературы: повторим типы типы речи, проверим домашнее задание.

У.М. :Музыка на уроке развития речи. Возможно ли это? Да. Сегодня вы будете описывать не только предметы, но и свои впечатления, которые возникнут в вашем воображении под воздействием музыки.

У.Л.

-Назовите типы речи

- Дайте определение этим типам речи(повествование, описание, рассуждение)

-Как их можно различить.

Предлагаю прослушать три наиболее интересных сочинения-описания животных , написанных дома(чтение сочинений). Я сделала вывод, что вы научились описывать конкретные предметы, сегодня же будем учиться рассматривать те картины, которые помогут нам увидеть в своём воображении музыка, живопись, литература. Мы побываем с вами в сказке Г.Х.Андерсена и «Снежная королева» и Гофмана «Щелкунчик», а также послушаем музыку снежного леса П.И.Чайковского.

-В какое время года происходит действие этих сказок?

-Какие ассоциации рождаются у вас со словом зима?

-Какие чувства, настроение?

-Какие краски можно увидеть зимой?

-Кому из вас приходилось бывать в зимней степи?

_Я предлагаю вам посмотреть репродукцию картины адыгейского художника Кастеева «Зимовка». В своих картинах он изображает красочный пейзаж родного края.

Предлагаю обратиться к тексту (раздаётся распечатанный текст на каждую парту)(приложение№1)

У.Л.Беседа по картине

-Докажите, что это текст.

-Назовите тему, идею.

-Тип и стиль

--Какие видим краски? Найдите в тексте эпитеты.

-Какие слышим звуки? Какими художественными срдствами языка пользуется автор текста?

-Какое настроение появляется от впечатления картины?

У.Л Работа с ДТЗ

-Давайте всё это отразим в дневнике тройной записи, который будет рабочим опорным материалом в дальнейшей работе над домашним сочинением.


Зима

Копилка чувств

Музыка

Чистые тени на снегу; стога сиреневые; крыши сизые; глубокая тишина, снег на солнышке румяный

Хочется дышать воздухом картины, проникаться тишиной; очарование, радость; рождается светлое чувство



У.Л. Мы познакомились с художником Кастеевым и его творчеством. А вот мастером художественного слова по праву можно назвать Г.Х. Андерсена , любимого детского писателя. Так как мы находимся в Чертогах Снежной Королевы, я предлагаю поближе познакомиться со снежинками, которые часто становятся героями сказочных историй.Речь пойдет о портретах снежинок в сказке Андерсена. Откройте учебник литературы на стр…,где говорится о первой встрече Кая и Герды со Снежной Королевой.

- Найдите в тексте слова, помогающие представить внешность волшебницы.

-Как Андерсен относится к Снежной Королеве?

Найдите описание слуг Снежной Королевы(стр…)

-На что похожи снежинки у сказочника?

-Почему автор сравнивает хлопья снега с животными?

- Какие чувства испытывает Герда, встретившись со слугами?

-Вспомните свои ощущения, когда вы чувствуете прикосновение снежинок.

-Разглядывая снежинку, с чем вы ее сравниваете? Удалось ли вам увидеть одинаковые?

-Как вы думаете, почему снежинки разные?

-Хотите узнать?

Тогда я прочитаю вам сказку вологодской кружевницы и сказочницы Елены Триновой. Слушайте.(чтение учителем сказки)

У.Л. Беседа по прослушанной сказке

-Какие описания снежинок запомнили?

-Какие тропы помогли ярче запомнить снежинки?

-Почему Морозко так красиво расписал людям окна?Какие впечатления остались от прослушанной сказки?

-Какое настроение?

- Обсудите в парах , какими словами автор «рисует» снежинки. Запишите их в ДТЗ

У.Л Работа в ДТЗ

Зима

Копилка чувств

Музыка

1.Чистые тени на снегу; стога сиреневые; крыши сизые;глубокая тишина, снег на солнышке румяный.


2.Снежинки, как бабочки в тонких кружевных платьицах; как звёзды со сверкающими лучами

Хочется дышать воздухом картины, проникаться тишиной; очарование, радость;рождается светлое чувство.


2.Испытываю восторг, хочется петь ,делать добрые дела. Восхищение, грусть, волнение.



У.М.Ребята, можно ли без помощи слов и картин передать богатство оттенков зимнего снега и разноцветных тающих сугробов?

Предлагаю начать разговор о самом удивительном Оказывается, о прелестных кружевных снежинках можно поведать и на языке музыкальных звуков. Как, например, это сумел сделать композитор –чародей П.И.Чайковский, написавший музыку к сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»

-Вспомните героев этой сказки.

-Что в ней происходит?

-Предлагаю послушать историю создания балета по сказке Гофмана (инд. задание)(приложение №2) и историю появления «Вальса снежных хлопьев»

-Давайте вспомним, что такое вальс и как он исполняется?

Сейчас вы услышите этот вальс. Чтобы легче было понять, что происходит в музыкальной пьесе, совершим вместе с героями сказки воображаемое путешествие в зимний лес.Закройти глаза и представьте, что тайком сбежали от других гостей новогоднего праздника, выбрались из дворца и сбежали по ступенькам высокого крыльца. Внизу вас ждёт тройка лошадей с резными санями. Вы вместе с Машей и Щелкунчиком садитесь в сани…Весело зазвенели на дуге колокольчики, и рванулись ввысь, в тёмное пугающее небо, кони.Далеко внизу остались огоньки замка. Вот уже не видно земли.Внизу все покрылось снежной пеленой…

Вдруг тройка опускается на землю- и перед вами безмолвный таинственный лес. В глубине леса темно, но в небе , словно огромный глаз великана, светит луна. Где-то вдали, в чаще, сквозь фиолетовый сумрак пробиваются серебряные огоньки.Они мерцают, шевелятся, словно ёлочные гирлянды от лёгкого ветерка…Вокруг тишина, и только чуть поскрипывают под ногами смёрзшиеся снежинки. И вдруг…

Звучит вальс «Снежных хлопьев» П.И.Чайковского 1 часть

У.М. Обсуждение прослушанного музыкального отрывка

-Что произошло в лесу?

-Какое настроение создали у вас события «Снежного Вальса»?

-Каким вы видите лес, снег под луной, деревья, ночное небо?

-Какими могут быть декорации для этого танца?

-Какие звуки вы услышали в музыкальном лесу?

Подберите точные и выразительные слова для характеристики.

-Что происходит в лесу в середине вальса и в завершающей его части?

-Как это показано в музыке?

- Вслушаемся в звуки музыки. Все ли тайны она нам открыла?

Повторное прослушивание -2 часть

-Представьте, что вы художник-постановщик спектакля. Во что бы вы одели танцовщиц?

-Какие движения совершают балерины-снежинки в морозном воздухе на поляне?

-С каким настроением они кружатся?

-Представьте, что вы постановщик-балетмейстер. Возьмите фигурки балерин-снежинок и красиво расставьте их, как на сцене в полукруг или двумя шеренгами по краям сцены(ребята работают в группах, каждая группа имеет свой комплект «балерин- снежинок»)(приложение №3)

Это вы разместили кордебалет- (коллектив танцовщиков, исполняющих массовые, групповые танцы)

-Найдите другие расположения балерин-снежинок на сцене( двойками, тройками, четвёрками, слева и справа)

Играя с фигурками, вы немного приобщаетесь к творчеству балетмейстера. Он расставляет на сцене артистов не как попало, а красиво, чтобы зритель лучше уловил основную идею. Перемещая фигурки, вы будете создавать варианты разных мизансцен( расположение актёров на сцене в определённый момент спектакля).

- А теперь расставьте фигурки балерин так, как они соответствуют концу танца.

Звучит финал «Снежного Вальса»

У.М. Занавес. Аплодисменты. Цветы исполнителям. Крики «браво». .

Обсуждение прослушанного музыкального произведения и прочитанных литературных произведений на уроке

-С какой из частей вальса П.И. Чайковского ассоциируются снежинки из сказки Г.Х.Андерсена и сказки Елены Триновой? Какое у вас настроение после прослушанной музыки? Поделитесь в группе и со всеми в классе.

-Откройте ДТЗ и заполните его

Зима

Копилка чувств

Музыка

1.Чистые тени на снегу; стога сиреневые; крыши сизые;глубокая тишина, снег на солнышке румяный.


2.Снежинки, как бабочки в тонких кружевных платьицах; как звёзды со сверкающими лучами.


1.Хочется дышать воздухом картины, проникаться тишиной; очарование, радость;рождается светлое чувство.

.

2.Испытываю восторг, хочется петь, делать добрые дела. Восхищение, грусть, волнение.

3.Испытываю очарование, любование, счастье, восторг.

Зимний лес, вьюга, метель, ветер; ночное небо, луна, звёзды, лунный свет, сугробы, фиолетовый сумрак, рассыпавшие серебро гномы, хрупкие замёрзшие веточки, музыкальный ветер.


У.М.Я думаю, вы поняли, что творчество, а вы сейчас творили, - это увлекательнейшее занятие, иногда похожее на игру и большой труд, и радость без границ. Когда что-то удалось. И мучительное неудовлетворение, когда что-то не получается. Так бывает у всех, кто причастен к творчеству. Если же в вас проснулась музыка, пусть самая простая и скромная, это замечательно! Это значит, вы наполните ь ею свою жизнь. Поздравляю вас! Пусть же прекрасная Муза вдохновит вас на творчество, имя которому –вся дальнейшая жизнь.

У.Л.

У.Л. Ребята, вам удалось понять без слов в музыкальной сказке происходящие события, пережить именно те чувства, которые вызвали у героев сказки приключения в волшебном зимнем лесу.

-Все ли тайны открыла вам музыка? Расскажите о своих впечатлениях от прослушивания Вальса Снежинок, опираясь на ДТЗ.

Задание на дом:

У.Л. Написать сочинение- описание: « Когда я слушаю «Вальс снежных хлопьев»

П.И. Чайковского, я…»

У.М. Прочитать биографию П.И. Чайковского, составить синквейн «Вальс снежных хлопьев»

У.Л. Предлагаю, как всегда, в конце урока заполнить карточку обратной связи

1. На уроке я узнал, что…

2.Для меня было неожиданным…

3. Теперь я…