СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф.Одоевского. 

Просмотр содержимого документа
«В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"»


Конспект открытого урока в 4 «Д» классе. 26.11.2019

Ямполь Л.В.

Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ»

Цель: создать условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию

Задачи:

1) расширять словарный запас учащихся,

2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, карточки для работы в группах, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий итд.





















Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь!

А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.

- Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела(«Литературные сказки»)

- С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?

- Прочитает нам Рита

- Ребята, а какие еще бывают сказки?

- (народные)

- А чем народные сказки отличаются от литературных?

- (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).

- Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай Алеся.

- Чему будем учиться? Читает Миша.

II Сообщение темы и постановка цели и задач урока

На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 2).

- Мы с вами разделим сказку на части.

- Составим план к ней.

- Дадим характеристику главному герою.

- Определим главную мысль произведения.

III Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского

- Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском?(ответы детей)

(Слайд № 3).

2. Словарная работа

- Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.

-Кто знает, что такое табакерка? (Табакерка- коробочка для табака)

Выслушиваются ответы детей.

- Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»

(Слайд № 4).

- Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?

- Опишите её. (Стр.156)

- Следующее слово «Бюро». (Слайд № 5)

- Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.

- Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).

Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.

3. Работа с текстом, учебником

- С чего начинается сказка? Прочитайте.

- Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

- Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

- Кто главный герой произведения? (Миша)

- А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.)

- Подтвердите свой выбор примерами из текста. («Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)

- Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?

- Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.

- Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник. Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)

- С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)

- Прочитайте выразительно разговор с Валиком (Кристина-Миша).

- Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).

- А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)

- Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)

4. Физминутка(Ночь- день).

Утро-встали

День-двигаемся

Вечер-замираем

Ночь-спим



5. Составление плана

Работа в парах:

- Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).



I часть

- Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « - Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)

- Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157


II часть

- Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

 -Предложите название этой части. Стр. 157-158


III часть

- Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. Стр. 158-163


IV часть

- Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. Стр.163-164


V часть

- Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. Стр.164


VI часть

- Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. Стр.165


VII часть

-Прочитайте до слов « - Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. Стр.166


VIII часть

- Прочитайте от слов « - Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. Стр.167


-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка

  2. Знакомство с Динь-динь

  3. Герои на улице города

  4. Встреча с молоточками

  5. Господа – дядьки-молоточки

  6. Знакомство с надзирателем

  7. Сударыня – царевна

  8. Миша проснулся

IV Итог урока

- Кто автор произведения.

- Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.

- Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского

- Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).

V Игра «Данетка»

- Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.

Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.


вопроса

ДА

НЕТ

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



Вопросы для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну - царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)? (нет) (Слайд № 6)

- После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.



VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».

6