СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Гаршин. Писатель, поэт, критик.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы о писателе Всеволоде Гаршине.

Просмотр содержимого документа
«В. Гаршин. Писатель, поэт, критик.»

Всеволод Гаршин 1855-1888

Всеволод Гаршин

1855-1888

Всеволод Михайлович Гаршин (2 (14) февраля 1855, имение Приятная Долина, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния — 24 марта (5 апреля) 1888, Санкт-Петербург) — русский писатель, поэт, художественный критик.

Всеволод Михайлович Гаршин

  • (2 (14) февраля 1855, имение Приятная Долина, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния — 24 марта (5 апреля) 1888, Санкт-Петербург) —
  • русский писатель,
  • поэт,
  • художественный критик.
Биография Гаршины — старинный дворянский род, по преданию, обрусевших татар, происходящих от мурзы Горши (или Гарши), выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде: отец, Михаил Егорович Гаршин (1817—1870), был офицером. Мать Гаршина, Екатерина Степановна (рожд. Акимова; 1828—1897) «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был П. В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина. Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства.

Биография

  • Гаршины — старинный дворянский род, по преданию, обрусевших татар, происходящих от мурзы Горши (или Гарши), выходца из Золотой Орды при Иване III.
  • Детство провёл в военной среде: отец, Михаил Егорович Гаршин (1817—1870), был офицером.
  • Мать Гаршина, Екатерина Степановна (рожд. Акимова; 1828—1897) «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына.
  • Воспитателем Гаршина был П. В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку.
  • Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина. Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства.
С 1864 года учился в Санкт-Петербургской 7-й гимназии. В 1868 году она была преобразована в реальную гимназию, а в 1872 году — в 1-е реальное училище. В 1874 году он был выпущен из реального гимназического класса училища и поступил в Санкт-Петербургский горный институт, который не окончил. Занятия прервала война с Османской империей: он поступил вольноопределяющимся в действующую армию (в Болховский 138-й пехотный полк), участвовал в боевых действиях, получил ранение в ногу. В ходе войны был произведён из унтер-офицеров в прапорщики «За отличие в делах» и вышел в отставку. Придерживаясь антивоенных позиций, Гаршин пошёл на войну как «кающийся дворянин»: он считал, что раз народ вынужден страдать на войне, то и он обязан.
  • С 1864 года учился в Санкт-Петербургской 7-й гимназии. В 1868 году она была преобразована в реальную гимназию, а в 1872 году — в 1-е реальное училище.
  • В 1874 году он был выпущен из реального гимназического класса училища и поступил в Санкт-Петербургский горный институт, который не окончил.
  • Занятия прервала война с Османской империей: он поступил вольноопределяющимся в действующую армию (в Болховский 138-й пехотный полк), участвовал в боевых действиях, получил ранение в ногу.
  • В ходе войны был произведён из унтер-офицеров в прапорщики «За отличие в делах» и вышел в отставку.
  • Придерживаясь антивоенных позиций, Гаршин пошёл на войну как «кающийся дворянин»: он считал, что раз народ вынужден страдать на войне, то и он обязан.
Гаршин дебютировал в 1877 году рассказом «Четыре дня», сразу принёсшим ему всероссийскую известность. Рассказ уже при жизни писателя был переведён на иностранные языки. С 1884 года у Гаршина появились признаки психического заболевания, которые повторялись каждой весной, мешая ему работать и отравляя его существование. С каждым годом эти припадки становились все длительнее, начинаясь раньше весной и кончаясь позже осенью; но в последний раз, в 1887 году, болезнь проявилась только поздно летом. Ранней весной 1888 года писатель, наконец, почувствовал себя немного лучше и по настоянию врачей и по просьбе близких друзей решил поехать на Кавказ. Но, не успев уехать, он совершил самоубийство, бросившись в лестничный пролёт.
  • Гаршин дебютировал в 1877 году рассказом «Четыре дня», сразу принёсшим ему всероссийскую известность. Рассказ уже при жизни писателя был переведён на иностранные языки.
  • С 1884 года у Гаршина появились признаки психического заболевания, которые повторялись каждой весной, мешая ему работать и отравляя его существование.
  • С каждым годом эти припадки становились все длительнее, начинаясь раньше весной и кончаясь позже осенью; но в последний раз, в 1887 году, болезнь проявилась только поздно летом. Ранней весной 1888 года писатель, наконец, почувствовал себя немного лучше и по настоянию врачей и по просьбе близких друзей решил поехать на Кавказ. Но, не успев уехать, он совершил самоубийство, бросившись в лестничный пролёт.
Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга. Смерть Гаршина вызвала резонанс в обществе. Одним из откликов на смерть Гаршина стал сборник рассказов Антона Чехова «Памяти В. М. Гаршина».
  • Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.
  • Смерть Гаршина вызвала резонанс в обществе. Одним из откликов на смерть Гаршина стал сборник рассказов Антона Чехова «Памяти В. М. Гаршина».
Творчество «Сущность личности Гаршина в том, что ему был дан «гений» жалости и сострадания, такой же сильный, как у Достоевского, но без «ницшеанских», «подпольных» и «карамазовских» ингредиентов великого писателя. Дух жалости и сострадания пронизывает всё его творчество, количественно небольшое: около тридцати рассказов, вошедших в один том.  Нельзя сказать, что Гаршин великий писатель. Его манера слишком связана с годами упадка литературы. Техника недостаточна; даже в «Красном цветке» читателя сердят встречающиеся несоразмерности. Но со всем тем стиль его - чистый, сдержанный и искренний». — Дмитрий Святополк-Мирский

Творчество

  • «Сущность личности Гаршина в том, что ему был дан «гений» жалости и сострадания, такой же сильный, как у Достоевского, но без «ницшеанских», «подпольных» и «карамазовских» ингредиентов великого писателя. Дух жалости и сострадания пронизывает всё его творчество, количественно небольшое: около тридцати рассказов, вошедших в один том. Нельзя сказать, что Гаршин великий писатель. Его манера слишком связана с годами упадка литературы. Техника недостаточна; даже в «Красном цветке» читателя сердят встречающиеся несоразмерности. Но со всем тем стиль его - чистый, сдержанный и искренний».
  • — Дмитрий Святополк-Мирский
«...в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек, положительно исчерпано всё содержание нашей жизни, в условиях которой пришлось жить и Гаршину, и всем его читателям. Говоря — «всё содержание жизни нашей», я не употребляю здесь какой-нибудь пышной и необдуманной фразы, — нет, именно всё, что давала наиболее важного его уму и сердцу наша жизнь (наша — не значит только русская, а жизнь людей нашего времени вообще), всё до последней черты пережито, перечувствовано им самым жгучим чувством и именно потому-то и могло быть высказано только в двух, да еще таких маленьких, книжках». — Глеб Успенский
  • «...в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек, положительно исчерпано всё содержание нашей жизни, в условиях которой пришлось жить и Гаршину, и всем его читателям. Говоря — «всё содержание жизни нашей», я не употребляю здесь какой-нибудь пышной и необдуманной фразы, — нет, именно всё, что давала наиболее важного его уму и сердцу наша жизнь (наша — не значит только русская, а жизнь людей нашего времени вообще), всё до последней черты пережито, перечувствовано им самым жгучим чувством и именно потому-то и могло быть высказано только в двух, да еще таких маленьких, книжках».
  • — Глеб Успенский
Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу,  которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. В эпоху упадка русской литературы Гаршину удалось открыть новые возможности малого жанра : «Строгую объективность повествования он соединил с лирической взволнованностью и чётко сформулированной авторской точкой зрения. В субъективных лирических переживаниях открыл социальную основу. Реализм описаний сочетался у него с романтическим преображением жизни, конкретные образы — с аллегорическими и символическими обобщениями, бытовые зарисовки — с философским осмыслением действительности». Сам Гаршин искал новые пути в искусстве и резко высказывался о современной ему литературе: «Бог с ним, с этим реализмом, натурализмом, протоколизмом и прочим. Это теперь в расцвете или, вернее, в зрелости, и плод внутри уже начинает гнить. Я ни в каком случае не хочу дожевывать жвачку последних пятидесяти-сорока лет…»
  • Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова.
  • В эпоху упадка русской литературы Гаршину удалось открыть новые возможности малого жанра : «Строгую объективность повествования он соединил с лирической взволнованностью и чётко сформулированной авторской точкой зрения. В субъективных лирических переживаниях открыл социальную основу. Реализм описаний сочетался у него с романтическим преображением жизни, конкретные образы — с аллегорическими и символическими обобщениями, бытовые зарисовки — с философским осмыслением действительности».
  • Сам Гаршин искал новые пути в искусстве и резко высказывался о современной ему литературе: «Бог с ним, с этим реализмом, натурализмом, протоколизмом и прочим. Это теперь в расцвете или, вернее, в зрелости, и плод внутри уже начинает гнить. Я ни в каком случае не хочу дожевывать жвачку последних пятидесяти-сорока лет…»
В 1877 году, после возвращения с Русско-турецкой войны, Гаршин написал свой первый рассказ «Четыре дня», который сразу принёс ему известность. В нём война с предельным натурализмом описана как бессмысленное преступление. Теме войны посвящены и следующие рассказы Гаршина: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Основное в предвещающем Чехова «Денщике и офицере» — атмосфера унылой тоски и бессмысленной скуки. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость уже обличены в мирной жизни.
  • В 1877 году, после возвращения с Русско-турецкой войны, Гаршин написал свой первый рассказ «Четыре дня», который сразу принёс ему известность. В нём война с предельным натурализмом описана как бессмысленное преступление.
  • Теме войны посвящены и следующие рассказы Гаршина: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью.
  • Основное в предвещающем Чехова «Денщике и офицере» — атмосфера унылой тоски и бессмысленной скуки.
  • Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость уже обличены в мирной жизни.
В 1883 году появился один из наиболее значительных и наиболее известных рассказов Гаршина рассказов — «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду психиатрической больницы: достаточно сорвать его — и будет уничтожено всё зло мира. Рассказ признан одним из самых тонких в русской литературе образцов интроспекции, проникновения в глубину психики.
  • В 1883 году появился один из наиболее значительных и наиболее известных рассказов Гаршина рассказов — «Красный цветок».
  • Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду психиатрической больницы: достаточно сорвать его — и будет уничтожено всё зло мира.
  • Рассказ признан одним из самых тонких в русской литературе образцов интроспекции, проникновения в глубину психики.
В рассказе «Художники» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе, противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства». Художник Дедов, пытаясь уйти от ужасов и противоречий жизни, идёт в чистое искусство, в то время как его антипод Рябинин сперва пишет картину, чтобы «убить покой общества», а затем и вовсе бросает творчество.
  • В рассказе «Художники» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе, противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства».
  • Художник Дедов, пытаясь уйти от ужасов и противоречий жизни, идёт в чистое искусство, в то время как его антипод Рябинин сперва пишет картину, чтобы «убить покой общества», а затем и вовсе бросает творчество.
В сказке-аллегории «Attalea princeps» о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин показывает, что руководствуясь практическими доводами и фактами, заключённые растения приходят к пассивному отношению к жизни и ни к чему не движутся, в то время как стремящаяся к одному идеалу свободы пальма в итоге разбивает крышу оранжереи. Но если такое стремление и приносит результаты, то далеко не те, которые ожидались: достигнутая свобода не приносит радости. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора; «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее), «Сигнал» и другие. В этих произведениях он идёт по указанному Львом Толстым пути создания «народных» рассказов. В 1885 году появляется единственное крупное произведение писателя — повесть «Надежда Николаевна».
  • В сказке-аллегории «Attalea princeps» о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом,
  • Гаршин показывает, что руководствуясь практическими доводами и фактами, заключённые растения приходят к пассивному отношению к жизни и ни к чему не движутся, в то время как стремящаяся к одному идеалу свободы пальма в итоге разбивает крышу оранжереи. Но если такое стремление и приносит результаты, то далеко не те, которые ожидались: достигнутая свобода не приносит радости.
  • Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора; «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее), «Сигнал» и другие. В этих произведениях он идёт по указанному Львом Толстым пути создания «народных» рассказов.
  • В 1885 году появляется единственное крупное произведение писателя — повесть «Надежда Николаевна».
Читать ATTALEA PRINCEPS https :// ilibrary.ru/text/4450/p.1/index.html  Читать и слущать КРАСНЫЙ ЦВЕТОК https:// ilibrary.ru/text/4438/p.1/index.html  https:// www.youtube.com/watch?v=IoI0Y1sdJmE  Читать ХУДОЖНИКИ https:// ilibrary.ru/text/4449/p.1/index.html  Смотреть о Гаршине (15 мин) https:// www.youtube.com/watch?v=5RhhJggxwRY  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_% D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  • Читать ATTALEA PRINCEPS
  • https :// ilibrary.ru/text/4450/p.1/index.html
  • Читать и слущать КРАСНЫЙ ЦВЕТОК
  • https:// ilibrary.ru/text/4438/p.1/index.html
  • https:// www.youtube.com/watch?v=IoI0Y1sdJmE
  • Читать ХУДОЖНИКИ
  • https:// ilibrary.ru/text/4449/p.1/index.html
  • Смотреть о Гаршине (15 мин)
  • https:// www.youtube.com/watch?v=5RhhJggxwRY
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_% D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87