СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у белочки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В гостях у белочки»

Конспект НОД по познавательному развитию

Разработала: Кулагина Татьяна Владимировна- воспитатель второй младшей группы МБДОУ Д/с «Звёздочка», г. Абакан


Возрастная группа: вторая младшая группа

Тема: «В гости к Белочке».

Цель: Создание условий для закрепления и систематизации элементарных математических представлений у детей, закреплять навыки количественного счёта.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величин (ширина, высота, большой, маленький).

  1. создать условия для узнавания и называния цвета, геометрической фигуры.

  2. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.

  3. Обеспечить условия для интереса к занятиям математикой.

  4. Создать условия для умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.

  5. Создать условия для развития познавательной активности.

Материал и оборудование:

Магнитная доска с изображением парных картинок, коробочки с тарелочками (большая, поменьше, маленькая) Две дорожки (длинная, короткая, геометрические фигуры, билеты с изображением геометрических фигур, игрушки зайчик и белочка.

Организация детских видов деятельности:

  1. Общение ребенка со взрослым;

  2. Общение ребенка со сверстниками;

  3. игровая деятельность;

  4. индивидуальная деятельность.

Методы и приемы:

1. Показ (демонстрация)

2. Пояснение, разъяснение, указания.

3. Инструкция воспитателя

4. Вопросы к детям

5. Словесные отчеты детей

6. игровые приемы.

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространстве

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого- педагогические условия/задачи

Художественное слово:

Давайте мы с вами похлопаем в ладошки. Раз, два, три.

И попрыгаем немножко. Раз, два, три.

Мы тихонько покружились.

И на землю опустились.

Поднялись и потянулись

И друг другу улыбнулись.







Сюрпризный момент






Решение проблемной ситуации.

В группе стоят стульчики как в автобусе, разложенны дорожки.















В группе появляется очень грусный медведь. У него в лапах конверт. В конверте билет на каждого ребенка.



Предлагает детям поздороваться с гостями и друг с другом.








Вносит медведя в группу и рассказывает о его проблеме.

Дети здороваются.
















Отправляются в путешествие.

Отгадывают загадки. Выполняют задания,чтобы помочь медведю. Д/и: «Найди пару». Раскладывание шариков по размеру. Соотношение фигур.



















Вовлечение детей в решение проблемно- игровой ситуации.


Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте мы дружно поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются). Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети. А сейчас давайте улыбнемся нашим гостям и больше не будем на них отвлекаться.

Давайте мы с вами похлопаем в ладошки. Раз, два, три.

И попрыгаем немножко. Раз, два, три.

Мы тихонько покружились.

И на землю опустились.

Поднялись и потянулись

И друг другу улыбнулись.

Здесь мы вместе – Ты и Я,

Потому, что мы друзья. (Дети обнимаются)

- Ребята, сегодня к нам пришел ещё один гость, но гость не обычный, а лесной житель. А кто он вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Он тихонечко храпит,

Когда зимой в берлоге спит.

А как проснется, ну реветь,

Как зовут его? (Медведь).

- Правильно, к нам в гости из леса пришел медведь, а зовут его Миша.

Давайте мы с вами поздороваемся с Мишей. (здороваются).

- Ребята посмотрите, наш Миша почему-то грустит. Сейчас мы с вами узнаем почему.

- Мишка говорит, что Белочка пригласила его на день рождения, но он не знает как к ней добраться и просит нас помочь ему. Поможем? Ребята, а на чём можно поехать в лес? (Ответы детей) У Мишки с собой есть конверт, давайте посмотрим, что в нём? Ой ребята это билеты на автобус, а на них геометрические фигуры.

-Какая геометрическая фигура изображена на твоем билете, какого она цвета? Сколько у тебя фигур?

(ответы детей)

Ребята давайте сначала внимательно посмотрим и определим где наши места. (дети садятся на стулья в соответствии с геометрическими фигурами на билетах)

Звучит музыка, дети едут в лес.

- Вот мы и приехали в лес; но чтобы добраться до домика Белочки нам нужно выполнить задания. Готовы?

(ответы детей)

Тогда слушайте первое задание: На доске у нас картинки, мы с вами должны найти пару к каждой картинке.

- 1 задание «Найди пару».

-Сколько картинок у нас на доске (ответы детей)

-А шариков (ответы детей)

-Правильно. Давайте мы этот замечательный шарик подарим нашей Белочке.

-Ребята, мы так ловко справились с заданием, я предлагаю нам немного отдохнуть.

Физминутка «Три медведя».

- Ребята, пока мы играли Мишка, нечаянно уронил коробочки с шариками и они перемешались. Давайте поможем Мишке разложить шарики в нужные коробочки (большие, и маленькие).

- молодцы, ребята, вы правильно выполняете задания

- Ну, что ребята идем дальше, к следующему заданию.

Звучит музыка, дети подходят к дорожкам.

- Ребята посмотрите перед нами дорожки. Сколько дорожек? Как вы, считаете они одинаковые? Чем они отличаются? (ответы детей)

Чтобы по ним пройти нам нужно их починить. Каждая ямка на дорожке это геометрическая фигура. А чтобы узнать какие это фигуры нам нужно отгадать загадки.

«Загадки о геометрических фигурах».

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его… (квадрат.)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

На меня вы посмотрите,

Мое имя назовите.

Ответ: (Треугольник.)

Он похож на колесо,

По дороге катится

И в ромашках прячется,

Нрав его совсем не крут,

Догадались? Это. (круг)

- Ребята, какие геометрические фигуры нужно вставить в первую дорожку? А во вторую? (ответы детей)

-Молодцы ребята! Вы отлично справились и с этим заданием.

-Давайте мы с вами, друг за другом, пройдём по этим дорожкам. (Дети проходят по дорожкам к домику Белочки)

-А вот мы и пришли к домику Белочки.

-Ребята давайте поздороваемся с Белочкой (дети здороваются)

-Поздравим её с днём рождения и подарим шарик.

Ребята мишка говорит нам спасибо за то, что мы помогли ему добраться к домику Белки и предлагает нам поиграть.

Игра «На лесной полянке».

-Ну что, ребята, теперь нам пора возвращаться в детский сад.

-Давайте займём свои места в автобусе.

Итог.

-Ребята, где мы с вами сегодня были?(ответы детей).

Правильно в лесу, мы помогли мишке добраться до домика белки. Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями. А за это мишка и белка попросили меня передать вам угощение. На этом наше занятие окончено. Давайте скажем нашим гостям до свидания.




  1. создать условия для обучения детей поиску возможных путей решения проблемной ситуации во время экспериментальной деятельности (познавательное развитие);

  2. создать условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);

  3. обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);

  4. способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять несколько свойств тканей, используя схемы моделирования (познавательное развитие);

  5. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);

  6. способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и  сверстниками  (социально-коммуникативное развитие);

Организация детских видов деятельности:

  • общение ребенка с  взрослым;

  • игровая деятельность;

  • исследовательская деятельность (исследовательская практика).

Тип, форма и методы используемые в ООД: формирующие, соответствуют   возрастным и индивидуальным особенностям детей. 

Тип – комбинированный

Метод – словесный,  практический, исследовательский, игровой, наглядный.

Форма – фронтальная и индивидуальная. 

Вид детской деятельности:  коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря: слова, обозначающие свойства тканей, просвечивается, не просвечивается, мнется, не мнется, промокает, не промокает, гладкая, шершавая и т.п. 

Материалы и оборудование: бумажный самолёт, образцы тканей:  ситец, плащевая 5х10 см, те же ткани на картоне ½А4 (по количеству детей), картонные конверты с вырезанными контурами зонтов, набор для экспериментирования на 2-х детей: плоская тарелка, бумажная салфетка, пипетки, вода в стаканах.

Ход организованной - образовательной деятельности:

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/  задачи

Вводная часть (организационный момент)


 В. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение?

Дети стоят в  кругу.

Ответы детей.

Создание условий для  психологического комфорта в группе:

обеспечение интереса и эмоциональности детей

Вводная часть (мотивационный момент)

Незаметно для детей в группе появляется самолётик с письмом.  Взрослый вначале не обращает на  него внимания.

Воспитатель задаёт вопрос детям: Ребята вы любите путешествовать?

 В. А хотели бы вы оказаться в сказке? А как нам туда попасть?

Ответы детей.

Условия для проявления поисковой активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для выражения детьми своих мыслей.


Воспитатель: Откуда здесь мог появиться самолётик с письмом?

Воспитатель Вы хотите узнать, что тут написано?  

Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами.

Предположения детей.

Основная часть

Проблемная ситуация:

(Взрослый читает письмо). 

Воспитатель: Дети, нас извещают, что одному сказочному герою нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы. Скажите, вы любите сказки? Тогда давайте вместе с вами отправимся в сказочное путешествие.

Дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и читают считалочку:  «Путь в сказку»:   один, два, три, четыре, пять. Вот и в сказке мы опять!

(порядковый счёт до 5).

Условия для развития, речевой активности.

Условия для  закрепления  порядкового счёта.


Включается презентация, где мультипликационный герой, здоровается с детьми.

Воспитатель:  -  Пойдёмте к компьютеру, кто же нас встречает? Вы его узнали? Совершенно верно, это наш знакомый мультипликационный герой – Лунтик! Вы хотите ему помочь, тогда давайте его послушаем… (обсуждение сложившейся ситуации).

Дети обращают внимание на звуковой сигнал компьютера. 

Просмотр видеослайда. (Ответы детей)

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для поддержки  речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Запись голоса диктора: «Однажды на Луне родился необычный малыш, но случилось так, что он попал на землю и встретил там много интересных друзей. А вот, что с ним произошло дальше, мы с вами сейчас и узнаем».

Воспитатель:  -  Что случилось с Лунтиком? Почему он такой растерянный и мокрый? Действительно, Лунтик попал под дождь. Он может заболеть и простудиться.

Воспитатель:  Как мы можем помочь нашему другу?

Дети внимательно слушают запись и высказывают различные предположения.

(обсуждение сложившейся ситуации).

Ответы детей.

Дети предлагают  свою помощь.

Художественное слово

В сумочке лежит вещица.
Та, что в дождик пригодится.
Мы её достанем, Мокрыми не станем.
Ничего, что дождь идёт:
Есть у каждого свой...

Загадка про зонтик

Воспитатель: Совершенно верно, мы можем подарить ему вещь, которая укроет Лунтика от дождя.

Если вы правильно ответите, на слайде появится – картинка – правильный ответ.

Ответы  детей.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития  исследовательских действий.

Условия для выражения детьми своих мыслей.


 Воспитатель: Правильно, лучше всего от дождя спасает зонтик. Что самое главное в зонтике? Правильно, самое главное, чтобы он защищал от дождя.

Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что зонтик должен быть сделан из ткани, которая не пропускает воду.

Ответы и предположения детей.

Атрибуты для исследования

Воспитатель: Давайте  подойдем к столам. Посмотрите, у каждого из вас есть кусочки ткани. Возьмите их в руки, мы вместе исследуем и назовём их свойства.

Ответы по ходу исследовательских действий детей.

Индивидуальная работа за столом. 

Условия для проявления поисковой деятельности.

Условия для развития познавательной активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Исследование  ткани начинается  с ситца

(беседа у стола)

Воспитатель:  Эта ткань пропускает свет? (Просвечивается – не просвечивается)

Эта ткань мнется или нет? (Мнется – не мнется)

Какова эта ткань на ощупь? (Гладкая, скользкая, шершавая)

Ответы и исследовательские действия детей.

(работа за столами)

Дети вместе с воспитателем обговаривают способы проверки. Взрослый предлагает самим детям проверить образцы тканей с использованием  схем  моделирования.

Воспитатель: Так вот, ребята, ткань, которая пропускает свет, мнется и чуть шершавая на ощупь, называется ситец. А другая ткань, непрозрачная, плотная, не мнущаяся, гладкая, называется - плащевая.

Воспитатель: Как узнать из какой ткани получится непромокаемый зонтик?

Воспитатель: правильно, надо проверить ткань.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Эксперимент “Какая ткань не промокает?”

Взрослый предлагает детям провести эксперимент с водой и проверить  ткани на проницаемость.

на столах атрибуты для исследования по количеству детей.

Воспитатель: Какие результаты вы получили? Совершенно верно, из плащевой  ткани можно сделать зонтик от дождя. А зонт из ситца защитит от солнечных лучей. Но кому может понадобиться такой зонтик?

Дети совместно с взрослым приходят к выводу о проницаемости ткани.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития,  и стимулирования речевой активности.


Картинка: появились Вупсень и Упсень друзья Лунтика. 

Воспитатель: Они говорят, что очень любят дождь, и совсем не нуждаются в непромокаемом зонтике. Они хотят, погреться на солнышке и отдохнуть, а солнышко так жарко печет! Можем ли мы им помочь? Из какой ткани мы сможем сделать зонтики от солнца?

Ответы детей. Дети называют свойства тканей.

Физкульминутка:

Капли первые упали,
Дети зонтики достали.
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.

Дождь полил как из ведра, испугалась детвора.

В мае молния сверкает. Гром все небо разрывает. А потом из тучи солнце, Вновь посмотрит нам в оконце!

Во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель: Мы вместе провели очень сложную работу. Но перед нами стоит еще одна задача: сделать зонтики для сказочных героев. Перед этим нужно как следует отдохнуть.

Воспитатель: Давайте разомнемся. А Лунтик знает, что лучший отдых – это игра. Хотите поиграть?

Дети соглашаются поиграть, встают в круг и хором повторяют стих: «Дождь», выполняя с воспитателем  движения по ходу текста.

Условия для оздоровления детей и двигательной активности:

 длительность в зависимости от степени утомляемости детей.

Художественно-продуктивная деятельность.


В: А сейчас посмотрите, как мы будем делать зонтики для наших друзей. Для этого нужно взять подходящую ткань, вставить ее в картонный конверт. Получается вот такой замечательный зонтик.

Ответы детей.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития самостоятельности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для проявления познавательной активности.

 

Взрослый  направляет взгляд детей на слайд, сам тем временем убирает самолёт с зонтами.

Воспитатель: какие красивые  зонтики у нас получились. Я предлагаю сложить зонтики их в почтовый самолёт и отправить Лунтику и его друзьям. Закройте глазки и посчитайте до 3.

Дети подходят к своим рабочим местам, и приступают к работе, обосновывая выбор материала.

Дети закрывают глаза и считают до 3.


Воспитатель: Вы хотите узнать, понравились ли ваши зонтики нашим сказочным друзьям?

Ответы детей.

Дети рассматривают видеослайды и прощаются с мультипликационными персонажами.


Воспитатель: Лунтик и его друзья благодарят вас за помощь и говорят: “До свидания!”

Путь из сказки:

«Пять, четыре, три, два, один»!


Воспитатель: А сейчас нам пора отправляться обратно, в детский сад. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут же вернемся в нашу группу. Не забывайте, что сейчас мы идём обратно из сказки, значит, и счёт у нас будет обратный.

Дети считают от пяти до одного.

Условия для закрепления обратного счёта.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей.


Воспитатель: Скажите, вам понравилось наше путешествие в сказку? Что вы узнали нового? Чем мы с вами занимались в сказке? Воспитатель: Совершенно верно, мы помогали Лунтику, и нашим сказочным друзьям. Теперь Лунтик не боится дождика. Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами!

Ответы детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для закрепления

нового материала.

Условия для развития, и стимулирования речевой активности.