СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по теме:

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

 

Цель урока:  познакомить учащихся с произведением В. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Задачи урока:

  1. Предметные:

 -познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой;

-развивать умение понимать прочитанное;

-формировать понимание единства автора и его произведений;

-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией;

-пополнять словарный запас учащихся;

- расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина;

- учить анализировать поступки и характер героев.

2.  Метапредметные:   

-учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию;

-формировать умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии;

- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

- формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

3.   Личностные:     

-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать);

- воспитывать чувство сострадания к другим;

-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению;

-развивать мотивы учебной деятельности;

-стимулировать проявления эмпатии.

Просмотр содержимого документа
«В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"»

Урок литературного чтения по теме:

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»


Цель урока:  познакомить учащихся с произведением В. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Задачи урока:

  1. Предметные:

 -познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой;

-развивать умение понимать прочитанное;

-формировать понимание единства автора и его произведений;

-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией;

-пополнять словарный запас учащихся;

- расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина;

- учить анализировать поступки и характер героев.

2.  Метапредметные:   

-учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию;

-формировать умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии;

- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

- формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

3.   Личностные:     

-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать);

- воспитывать чувство сострадания к другим;

-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению;

-развивать мотивы учебной деятельности;

-стимулировать проявления эмпатии.

Оборудование:

  • презентация к уроку;

  • учебник «Литературное чтение» 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;

  • текст «Сказки о жабе и розе»;

  • тест для учащихся.

  • Кластеры

















Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы, ребята, не зевайте,

На вопросы отвечайте.

  1. Сообщение темы  и постановка целей урока:

- Для постановки темы нашего урока разгадайте загадки:

Кто там булькает в тиши,

Бульк и бульк и жи-жи-жи,

Не лягушка, точно знаем,

Это земляная …(Жаба)

Шипами покрыта

Длинная ножка.

Прекрасный цветок!

Но дотронутся больно! (Роза)

- Где встречались вам эти персонажи?

- Кто автор этой сказки?

- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?


  1. Подготовка к изучению нового материала.

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня на уроке речь пойдет о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе». 

Рассказ учителя о В. М. Гаршине (слайд с портретом)

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. Детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было всего 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

В.М. Гаршин  много странствовал, хорошо учился, был любознательным гимназистом и увлекался естествознанием.

3. Изучение нового материала.

Рассказ на фоне музыки Рубинштейна (слайд с розой)

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играла музыка Рубинштейна. Напротив сидели молодой музыкант и весьма несимпатичный, угрюмый, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих. Под звуки этой прекрасной музыки у него сложилась в голове маленькая трогательная сказка о жабе и розе.

Ребята, понравилась ли вам эта мелодия?


  1. Постановка проблемного вопроса.

Почему возникла идея о написании сказки? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. 

- у себя на партах вы видите текст сказки.

Прочитайте название сказки. Вспомните, о ком идёт речь? (о жабе и розе.)

Ребята, давайте составим кластер на доске чтобы создать образы главных персонажей сказки.

Чтение сказки. Работа над содержанием текста:

1) Выборочное чтение.

- Прочитайте описание цветника.

- Найдите описание розы.

- Прочитайте отрывок, где автор раскрывает нам образ жабы?

- Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали эти лтрывки? Почему?

- Чей это был цветник?

- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2) Беседа по содержанию сказки.

- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

- как автор говорит нам о жизни розы? Прочитайте.

- Найдите в тексте и прочитайте: что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?

- Что она решила сделать? Как выражала свои чувства? (найдите доказательство в тексте).

А теперь послушаем отрывок, завершающий сказку (прослушивание аудиозаписи).

- Что спасло розу от жабы?

- Как вы думаете, роза спаслась? (дети отвечают).Ведь ее срезали?

- Как автор показывает розу? (Бледное создание).

- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? Кого она вам напоминает? (С мальчиком. Его автор показывает бледным от болезни).

- Почему роза «бледное создание»? (От страха)

- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

- Что случилось с мальчиком? (Он умер)

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть, в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость в этот дом? Или принесла трагедию? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

- Почему автор говорит, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (слезинка……..).

- Розу забыли после смерти мальчика? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) 

  1. Анализ персонажей, характеристика главных героев.

- Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставлены друг другу?

  1. Итог урока.

Чему научила вас сказка? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Надо делать добро людям).

Вспомните начало урока. Я задавала вам вопрос: «Почему возникла идея о написании сказки?» 

Кто может ответить на этот вопрос? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту божественную музыку. Он хотел поделиться с нами тем, как понимает красивое и безобразное, доброе и злое).

  1. А сейчас проведем тестирование по проверке знания содержания и идеи сказки. Время на выполнение 3 мин.

1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …

А) жабе

Б) розе

В) бабочке

2. О чём думает роза в период своего цветения?

А) быстрей бы распуститься

Б) умереть бы другою смертью

В) цвести вечно

3. Что в жабе самое омерзительное?

А) грязно-серые бородавчатые бока

Б) скверные липкие лапы

В) бесчувственность и равнодушие

4. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как

А) она не досталась жабе

Б) её гибель была неизбежна

В) она украсила последние минуты жизни мальчика

5. Символом света, добра, красоты в сказке является:

А) роза

Б) жаба


Ребята, поменяйтесь работой с соседом. Проверьте работу своего товарища по парте. Время на выполнение 1 минута. Правильные ответы на слайде:

1 -  А

2 -  Б

3 – В

4 – В

5 – А



Готовы? Обменяйтесь листочками. Оцените себя. Критерии оценивания на доске.

А теперь откройте дневник и поставьте свою оценку. Запишите д/з.



  1. Домашнее задание (слайд на доске)

Ребята, придумайте и напишите сказку о каком-либо растении или животном.


  1. Рефлексия (слайд)

«Букет настроения».  В конце урока учитель говорит: «Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красно-розовый цветок. Если не понравился – сине-голубой».


Посмотрите, какой прекрасный букет! Очень рада нашему знакомству в этот солнечный весенний день. Спасибо за урок.



































1.

Кто там булькает в тиши,

Бульк и бульк и жи-жи-жи,

Не лягушка, точно знаем,

Это земляная …(Жаба)


Шипами покрыта

Длинная ножка.

Прекрасный цветок!

Но дотронутся больно! (Роза)



  1. (ЭПИГРАФ НА ДОСКЕ)

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня на уроке речь пойдет о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе». 


4.СЛАЙД 2

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. Детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было всего 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

В.М. Гаршин много странствовал, хорошо учился, был любознательным гимназистом и увлекался естествознанием.


5.СЛАЙД 3

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играла музыка Рубинштейна. Напротив сидели молодой музыкант и весьма несимпатичный, угрюмый, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих. Под звуки этой прекрасной музыки у него сложилась в голове маленькая трогательная сказка о жабе и розе. переключить слайд

Ребята, понравилась ли вам эта мелодия?


6. Почему возникла идея о написании сказки? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. 

- у себя на партах вы видите текст сказки.

Прочитайте название сказки. Вспомните, о ком идёт речь? (о жабе и розе.)

Ребята, давайте составим кластер на доске чтобы создать образы главных персонажей сказки.


7.вы знакомы с текстом сказки поэтому вам не составит труда.......найти и прочитать описание цветника.

- теперь Найдите описание розы.

- Прочитайте отрывок, где автор раскрывает нам образ жабы?

- Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали эти отрывки? Почему?

- Чей это был цветник?

- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

- А роза в это время? знала ли она о том, что происходит с мальчиком? Прочитайте.

- Найдите в тексте и прочитайте: что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок? Что она решила сделать? Как выражала свои чувства? (найдите доказательство в тексте).


8.Динамическая пауза. СЛАЙД 5


9. А теперь послушаем отрывок, завершающий сказку. САЛАЙД 6 - скажите, что спасло розу от жабы?

- Как вы думаете, роза спаслась? (дети отвечают). Ведь ее срезали?

- Какую смерть предпочла бы себе роза?

- Что случилось с мальчиком?

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость в этот дом? Или принесла трагедию?

- Почему автор говорит, что это было лучшим происшествием в жизни розы? - Розу забыли после смерти мальчика?


10.Анализ персонажей, характеристика главных героев.

- Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставлены друг другу?

  1. Итог урока.

Чему научила вас сказка?


Какие качества в вас воспитывает сказка? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Надо делать добро людям, сострадание, не надо быть завистливым и т д).

Вспомните начало урока. Я задавала вам вопрос: «Почему возникла идея о написании сказки?» 

Кто может ответить на этот вопрос? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту божественную музыку. Он хотел поделиться с нами тем, как понимает красивое и безобразное, доброе и злое).



  1. А сейчас проведем тестирование по проверке знания содержания и идеи сказки. Время на выполнение 3 мин. СМОТРИ НА ВРЕМЯ


Ребята, поменяйтесь работой с соседом. Проверьте работу своего товарища по парте. Время на выполнение 1 минута. Правильные ответы на слайде:

1 -  А

2 -  Б

3 – В

4 – В

5 – А


Готовы? Обменяйтесь листочками. Оцените себя. Критерии оценивания на доске. СЛАЙД

А теперь откройте дневник и поставьте свою оценку. Запишите д/з СЛАЙД


13.Рефлексия СЛАЙД


Посмотрите, какой прекрасный букет! Очень рада нашему знакомству в этот солнечный весенний день. Спасибо за урок.