КТД « В песне душа народная»
«Русская песня глубока, как
человеческое страдание, искренна,
как молитва, сладостна, как любовь
и утешение, в черные дни
она даёт исход из озлобления
и каменения».
И. Ильин русский философ
Цель: познакомить учащихся с разнообразием русских народных песен; разобраться более глубоко, более детально в сущности народной песни;
раскрыть роль песни с жизни русского народа; воспитание бережного отношения к художественной святыне; воспитывать интерес к истории своего края, к творчеству своего народа, любовь к песне.
Этапы КТД
Старт КТД.
составление плана действий, постановка цели.
Промежуточные мероприятия.
Классный час « Я и песня»
Народная песня. Поисковая работа.
Как живётся песне в нашей семье. Сочинения детей.
Создание декораций, подготовка костюмов,
разучивание песен и стихотворений.
Оформление фотовыставки «Нам песня жить помогает.»
3.Заключительный этап.
Праздник « В песне душа народная»
4. Подведение итогов. Создание фильма, оформление классного дневника.
Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации. М.П. Мусоргский
Моё детство прошло в деревне, именно там я узнала и полюбила русские народные песни. Вечерами наступало для меня самое волшебное время. Я сидела на лавочке возле дома и слушала про калину красную, про ромашки и рябинушку, про камыш и, конечно же, про милого, который с горочки спускался. Пели здорово, песня лилась из самой души и вместе с героями песен переживала и я. Завораживал игрой баян, трогательно заливалась гармошка и соседская балалайка задорно приглашала к себе. И пусть в наше время они совсем не популярные и не востребованные, пусть они совсем не современны, но в них есть душа. От этих песен становится легко и просто и все жизненные невзгоды как – то сами собой куда – то деваются.
Ретинская С.Н.
Из детских сочинений
«Я была совсем маленькая, но помню, как дедушка Коля играл на баяне и пел «Жили у бабуси два весёлых гуся…» А сейчас мы поём вместе разные песни. С нами поют все члены нашей семьи. Песня поднимает настроение, успокаивает. Пусть все песни станут народными и звучат в каждом доме.»
Щербакова Кристина
« У нас все любят песню. Мой дедушка Егор играл на гармошке, а бабушка очень хорошо поёт. Часто они с соседями устраивали посиделки. Я сначала просто слушала, а потом и сама стала петь с ними. Теперь дедушки не стало. Поскучнел наш дом. Мой дядя играет на баяне, но живёт не с нами, а я скучаю и часто смотрю фотографии, а там рядом с дедушкой песня.»
Нестерова Анна
«Я иногда беру гармонь, пробую играть и петь песни, частушки. Дедушка меня учит. Бабушка поёт со мной – получается забавно. Но когда заиграет дедушка запевает и пляшет вся деревня.»
Должикова Катя
« У нас в семье все любят петь. Моя мама музыкант, дедушка Лёня играл на гармошке. Я очень люблю петь и слушать как поёт мама. С песней легче жить – она отвлекает от неприятностей, забот. Работать с песней легче. Услышу музыку и внутри меня всё начинает петь.»
Фомин Женя
Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стёрты. Велика ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность, уникальность социально- исторического опыта народа.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Детей младшего школьного возраста лучше всего приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно обрядовые праздники. Многие обычаи сегодня переосмыслены и наполнены новым содержанием, но основа старинных народных праздников сохранена.
Игровая основа, нетрадиционное развитие действия праздника, развлечения, юмор, шутка, задорная пляска, широкая амплитуда в настроении песен несут радость, духовную красоту, эмоциональную комфортность в жизнь наших детей.
Любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям, в целом знание народной культуры дети понесут в семью, духовное возрождение которой – залог возрождения Отечества.
«Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Несказанно прекрасен мир народной песни.
Русские народные песни это наше прошлое, наша история. Именно песни, не смотря на свой возраст, остаются не только в памяти народной, но и в наших душах. Говорят, на земле существуют волшебные ключики, открывающие сердца. И один из ключиков – это добрая, задушевная песня.
Четких границ в разделении бытовых песен на группы не существует. Однако, можно выделить несколько групп.
Родился человек — ему поют колыбельные.
Обширна группа календарных песен — их пели в определенные дни года, по праздникам. Календарная песня — это песня, исполнение которой в другое время, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла.
Всюду по деревням и городам на так называемых Святках из дома в дом ходили подростки и величали хозяев - пели величальные песни. Обычай обязывал угощать певцов. Чем щедрее было подарение — кусок пирога, пышка, ломоть хлеба, денежка, тем ближе казалось исполнение доброго пожелания.
Весну закликали песнями - веснянками.
В майские дни чествовали деревья и цветы в хороводных, игровых, плясовых песнях.
Обширны группы песен, не связанных ни с обрядами, ни с пляской, — это лирические песни, медленные, протяжные, песни-раздумья, песни-сетования.
Не менее обширна группа семейных песен, в них выражалась печаль домашних неурядиц. Они нам открывают картины старинного житья-бытья. В особенности горьки песни о вдовьей и сиротской жизни.
Шуточные песни — особая группа лирических песен. Народ трунил над незадачливыми женихами, спесивыми невестами, неумелыми стряпухами.
Свадебные обрядовые песни предназначены для исполнения на свадьбе. Эти песни были пленительной поэзией, которая украшала свадьбу, делала ее памятным событием в жизни человека. На свадьбе звучали причитания невесты.
Причитания-плачи звучали на похоронах, при отъезде в дальнюю дорогу.
Во второй половине XIX столетия в народе появились частушки.
Особое место в народной песне занимает песня историческая, которая говорит о действительно живших людях, чем-то заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях.
Отходнические песни пели бурлаки, ямщики.
Солдатские песни. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.
Удалые песни пели разбойники, каторжники, ссыльные, заключённые.
Трудовые песни. Они сопровождали практически каждый вид трудовой деятельности крестьянина – будь то охота, вытягивание сетей или подъём тяжестей. Все эти песни имели свой ритм, под который работа шла дружно и спорно. А самое основное отличие трудовой песни – наличие в ней восклицаний – междометий, таких как «Эй!», «Ух!», «Ах!».
Любовные песни пели эти песни чаще всего парни и девушки до свадьбы. В них – вся горечь безответной любви, радость от нежданного свидания, страшная тоска по милому, вся боль души от ухаживаний нелюбимого… Пели эти песни девушки на улице или когда собирались вместе за вышиванием.
Семейные песни пели замужние женщины. В этих песнях отражалась нелёгкая жизнь замужней женщины. Чаще всего такие песни пелись по вечерам в горницах за прялкой или за другой работой. Они в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения.
Юмористические или сатирические народные песни. В этих песнях отражается весёлый и неунывающий нрав русского народа, который просто не привык грустить.
Да и как не любить её - величальную, свадебную, семейную, солдатскую, плясовую, игровую или ритуальную, в которой, как в волшебном зеркале, сполна можно увидеть и оценить художественную одарённость народа.
Так какая же она – народная песня? В традиционном представлении народные песни – это календарно-бытовые и семейно-бытовые песни.
Да, петь на Руси умели всегда самозабвенно, распахнуто, голосисто. Пели в одиночку и хором, в будни и праздники, в радости и горе. А не было голоса - сердцем припевали, выговаривали слова – образы, слова – символы, слово к слову, слово к ритму, слово в рифму, будто узор кружевной вязали из разноцветья образов. Песни можно сравнить с волшебным зеркалом, в котором сполна можно увидеть и оценить художественную одаренность народа.
Мы редко поем сейчас, в нашей повседневной жизни, тех старых исконно народных песен – трудно вписываются они в беспокойные ритмы 21 века. Но мы по – прежнему питаем к ним живейшие интересы, мы всегда любуемся ими. И при этом невольно испытываем какое-то радостное удивление: умели же на Руси и Весну звать и Урожай славить и просто- напросто попеть в свое удовольствие!
И мы должны гордится тем, что есть еще люди, которые свято хранят русскую песню и с удовольствием передают ее младшему поколению , нам с вами , а мы должны сохранить, сберечь эту песню и передать следующему поколению , и тогда нам не грозит бездуховность, черствость души.
«Трагедия народа , трагедия государства , когда молодежь перестает хотя бы почитать песни своего народа, потому что вместе с небрежением к песне , ко всей культуре предков – родителей является и небрежение к кровным отцам, матерям , к отчей земле, к родине , и тут до предательства рукой подать…»
Анатолий Байбородин
В песне слились воедино слово и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное настроение.
Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.
Песня живет своей жизнью, и от исполнительского мастерства певца
зависит и понимание песни людьми.
Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и
эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит.
Песня раскрывает перед нами все богатство и красоту
«внутреннего мира» России. Песня это народная история, живая,
яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа. Песня живет в народе своей жизнью. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа.
Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т.д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием. Вот такая она, русская песня, загадочная и неизвестная. Ни одно «правильное» застолье не обходится без веселых и грустных, озорных и берущих за душу песен, лирических романсов. Что может быть приятнее, чем собраться с друзьями за праздничным столом и исполнить вместе любимые песни, забыв о повседневных тяготах и заботах. Песня объединит всех: один запоет, другой подскажет слова, третий подхватит песню, чтобы она не прервалась.
Народная песня зародилась ещё до появления письменности на Руси. Крестьянин обрабатывал землю, сажал огород, разводил скот и совсем не знал, что есть на свете буквы, а вот о том, что на свете есть песни, знали все.
Не так уж часто звучит русская народная песня с экранов телевизоров, в радиопередачах, на стадионных концертах современных «звезд» эстрады. Гораздо реже, чем всем нам необходимо.
Не зря же сам народ и говорит, что «Сказка — складка, а песня — быль, сказка — ложь, а песня — правда.»
«Чьим умом живешь, того и песенку поешь.»
«Не от радости и пташка в клетке поет.»,
«Не всяк весел, кто поет — и за песней плачется».
Дай Бог — каждому пропеть несколько народных песен.
В песне душа народная.
Фольклорный праздник.
1 чтец:
Добрый день, сударыни и сударушки!
Добрый день, судари! Мы рады видеть вас.
А собрались мы здесь песни послушать, попеть,
поиграть и про песню русскую узнать.
2 чтец:
«Песня - душа народная». Песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе.
От самого рождения и до самой смерти.
3 чтец:
Ты откуда русская появилась, песня?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли, или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась с самого начала,
В чьем ты сердце билась, в ком ты зазвучала?
4 чтец:
Пролетали утки - уронили дудки,
Пролетали гуси - уронили гусли,
Их весною вешней нашли, не удивились...
Ну, а песня? С песней на Руси родились.
5 чтец:
Песня русская - это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка - Дон у Ростова.
Это матушка - Волга в пути.
Песня русская - это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок.
Только сядь на минутку, послушай –
Ты заслушаешься, дружок
Хозяйка:
Добро пожаловать! Всех привечаем, всех встречаем!
По обычаям Российским от души поклон вам низкий!
С добрым словом и с любовью, и с хлебом солью!
Коробейник: (поёт)
У меня полным - полна коробушка,
В коробейниках хожу.
Выходи душа зазнобушка,
Все товары разложу.
И частушки есть весёлые,
И задорный перепляс,
Песни русские раздольные
Приготовил я для вас!
У меня товары дельные,
Подходи-ка веселей.
Плату я беру умеренно –
Всё улыбками людей.
Эх, полным - полна моя коробушка,
И спою, и расскажу …
Подходи, душа-зазнобушка,
Все товары покажу.
Подходи, хозяюшка, для тебя самую задорную песню, самый весёлый перепляс выберу!
Хозяйка:
Ещё надо посмотреть, что у вас за товары!
Парни вы хваткие, как с вами без оглядки?
А может у нас самих товар не хуже
И песни, и пляски, и игре уменье!
Коробейник:
У меня песни русские бытовые. Они сопровождают человека всю жизнь. В колыбели малыш засыпает под байканье.
Звучит колыбельная.
Ой, лю-ли, моё дитятко,
Спи, усни, малютка сладко!
Все ласточки спят, и касаточки спят,
И куницы спят, и лисицы спят,
И Ванюше спать велят.
1 девица:
А скажите-ка знакомы ли вам песни-веснянки, заклички весёлые? Мы каждый год весну кличем!
Группа детей исполняет песню веснянку: (исполнение сопровождается игрой на шумовых инструментах)
Солнышко красное,
Гори, гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети!
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
У-у-у-у-у-у-у-у-у!
2 девица:
На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни.
Дети водят хоровод.
3 девица:
А давайте поиграем! Чур, я Маша!
Хороводная игра.
Маша садится посреди луга . Вокруг него водят хоровод, припевая:
Сиди, сиди, Маша, в ореховом кусту
Грызи, грызи, Маша, спелые орехи.
Лови, лови, Маша, кого тебе надо.
Маша бросается за кем-либо. Дети разбегаются. (По правилам игры пойманный становится в круг и игра продолжается.)
Коробейник:
А знаете, что пением облегчали тяжелый каждодневный труд.
Дети инсценируют:
1.Эй, ухнем!
Эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем!
Эй, ухнем!
2.Я на камушке сижу,
Я топор в руках держу
Аи, ли, аи, люли,
Я топор в руках держу
Я топор в руках держу.
Вот я колышки тешу.
Аи, ли, аи, люли,
Вот я колышки тешу.
Вот я колышки тешу,
Изгородку горожу,
Аи, ли, аи, люли,
Изгородку горожу.
3.Ой ты прялица, ты прялица моя.
Пойду, вынесу на улицу тебя.
Буду петь да попрядывати,
На подруженек поглядывати.
Коробейник:
Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу - всюду ему помогала песня.
Я для песни душевной взял лесов зеленый шепот,
А у Волги в жар полдневный темных струй подслушал рокот.
Взял у осени - ненастье, у весны — благоуханье,
У народа взял я счастье и безмерное страданье.
4 девица:
А когда гадали, тоже пели.
В чашу с чистою водой клали перстень золотой, серьги изумрудные,
Расстилали белый плат и и над чашей пели в лад песенки подблюдные.
Девочки поют:
Рылась курочка у завалинки,
Вырыла курочка золот перстень.
Мне тем перстнем обручатися.
Кому вынется, тому сбудется, не минуется!
Слава!
5 девица:
А ещё на праздники звучали веселые частушки, да под гармошку, да с припевками!
Плясовая, с частушками.
1.Коль гармошка заиграла
Значит надо выходить,
И самой повеселиться,
и людей повеселить.
2.Коль гармошка заиграла
Значит надо выходить,
И самой повеселиться,
и людей повеселить.
3.Я девчонка боевая
Из поселка Долгое
Всё в порядке у меня -
Моя мама строгая.
4.Стала вдруг душить рубаха
Чуть не умер я от страха,
Потом понял, ё-моё,
Я же вырос из неё!
5.Трень-брень, дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!
6.В Долгом слышен тут и там
Петушиный шум и гам.
Здесь случаются бои
Петухи у нас свои!
7.Не брани меня мамаша,
И сердиться перестань,
Всё равно плясать я буду
под гармонь и под баян.
8.Мы частушки вам пропели
Веселые задорные,
Скоро, скоро мы подарим
Вам частушки новые.
6 чтец:
То уводишь хороводы в поле,
То сжигаешь в пляске ты себя!
Ты вовек созвучна русской доле,
Песня родниковая моя!
Все народные песни о любви к родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут.
Тихо звучит наигрыш на балалайке. На его фоне:
7 чтец:
Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе,
Про сердечную тоску.
Коробейник:
Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения - то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы былинами. Бродили по свету скоморохи - мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. Так и зовут те песни – скоморошины.
Скоморохи поют:
А где ж это видавано
И в каком селе слыхавано,
Что бы курочка барашка родила,
Поросеночек яичко снес,
На высокую паличкю узнёс,
А паличка обломилася,
И яичко разбилося!
Наигрыш на балалайке звучит громче и на его фоне: ( на заднем плане группа детей исполняют пляску)
6 девица:
Вас давно не слышно было,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, поддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!
7 девица:
Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
Коробейник:
Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться. Песня объединяет нас. Только с песней
понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас один общий дом - Россия.
Балалайка стихает.
8 чтец:
Русь и в песне - то могуча, широка и глубока,
И свободна, и гремуча, и привольна, и звонка.
Ай, да песни, что за песни, распевает наш народ!
Золотые, удалые, песни русские, живые - молодецкие!
9 чтец:
… Песня русская – не голошенье, не дебошь, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье рядом сесть и в глаза заглянуть.
Всё она своим сердцем объемлет – ей и двадцать и тысяча лет.
Песню русскую, русскую землю так люблю, что и слов больше нет!
Хозяйка:
У русского народа песня неотделима от жизни, как душа от тела. Собрались молодец и красна девица жениться, и их свадьба от самого сватовства сопровождалась пением.
Коробейник:
В семейных песнях пели о домашних неурядицах, несчастьях, и совсем редко пели о счастье.
10 чтец:
Тяжкую скорбь выражали в похоронных причитаниях. Столь же скорбными были песни о вдовьей и сиротской доле.
8 девица:
В шуточных песнях смеялись над незадачливыми людьми, над неумелыми работниками. В современной жизни старинные песни сохранили своё значение, как память о прошлом.
Коробейник: (поёт)
Эх, полным - полна была коробушка,
Опустела вся сейчас.
Я весёлую компанию
Повстречал на этот раз.
(говорит)
Хорошо мы посидели, в самом деле!
Таланты свои, не чужие, голоса золотые! ( обращаясь к хозяйке)
На прощанье вам цветочек свой прекрасный подарю! (Дарит хозяйке цветок)
Хозяйка: Буду ждать вас, приходите!
Коробейник: От души благодарю!
Хозяйка:
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь.
Говорим вам:
Все: « До свиданья! До счастливых новых встреч!»
Будьте здоровы, живите богато.
А мы уезжаем до дома, до хаты.
Мы славно гуляли на празднике вашем,
Нигде не видали мы праздника краше!
Чтоб к вам приезжали желанные гости,
Чтоб люди на вас не имели бы злости!
Так будьте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дома, до хаты!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
2. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. – М.: Наука, 1966. –
365 с.
4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.
5. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М.: Высшая школа,
1982. – 272 с.
6. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965.
– 302 с.
7. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – Москва ЭКСМО, 2007г.
8. Селиванова Ф. М. Частушки. – Москва. Советская Россия, 1990г.