СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“ В подводном мире”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на изучение строения рыб, питания, мест их обитания. Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы и родителей.

Просмотр содержимого документа
«“ В подводном мире”»

Тема: “ В подводном мире”

Цель: Познакомить учащихся с приспособленностью рыб к водному образу жизни, их внешним строением.

Оборудование: Плакаты. Видео -кассета..

Методы: Рассказ. Беседа.

Задачи:

- расширить кругозор учащихся о водном образе жизни рыб и их внешнем строении;

- содействовать воспитанию любви к водным животным.

Развивать внимание, восприятие и умение слушать товарищей.

Ход занятия.

Мир рыб отличается огромнейшим разнообразием видов. Только в водах России насчитывается 1400 видов рыб, всего же на земном шаре их известно более 20 000. Приспособляемость рыбы к различным условиям жизни изумительна. Благодаря этому они, сумели заселить моря и океаны, реки и озера, пруды и ручейки, -

Я предлагаю посмотреть видео-сюжет о внешнем строении рыб. После его просмотра вы должны ответить на вопросы, которые вы видите на доске. Прочтите их. Юля, прочти вслух. Теперь приступаем к просмотру.

Я читаю утверждения , а вы или соглашаетесь с ним , или нет. Если соглашаетесь- поднимаете красную карточку, если не соглашаетесь - поднимаете белую. Карточки находятся на столе.

Утверждения педагога.

-Рыбы имеют как парные, так и непарные плавники.

-Тело рыб покрыто чешуей.

-Чешуя покрыта слизью, которая облегчает движение и защищает от повреждений тело.

-По чешуе можно определить возраст рыб. (Кто объяснит, как?)

-Рыбы видят на большом расстоянии.

-Рыбы слышат в воде.

-Рыбы чувствуют запах.

Молодцы! С этим заданием справились. Выжить в водной среде рыбам помогает не только внешнее строение, но и особый способ дыхания, позволяющий им использовать кислород, растворенный в воде.

Ребята, вы знаете органы дыхания рыб? (Жабры, есть двоякодышащие рыбы - их жаберный аппарат отличается высокой приспособляемостью, так что некоторые рыбы могут получать необходимый им кислород не только из воды, но и из атмосферного воздуха. Например обыкновенный карп в жаркие летние месяцы, когда пруд пересыхает или в нем недостает кислорода, захватывает пузырьки воздуха и держит их во рту рядом с влажными


жабрами. Двоякодышащие рыбы в случае необходимости пользуются вполне развитыми легкими.). Эти оригинальные приспособления к условиям жизни появились в процессе длительного эволюционного развития вида и являются жизненно необходимыми. Помогает им выжить и особая окраска тела. Следующий сюжет об этом. Вам необходимо ответить на следующие вопросы. Прочитайте их.

Утверждения педагога:

-Различная окраска тела дана рыбам для красоты. (Поясните, для чего.).

-Тело рыб имеет позвоночник.

-Хрящевые отростки позвонков помогают изгибать тело в горизонтальном направлении.

Вода определила исходную форму рыб, их способы дыхания, передвижения, питания, размножения. Форма и строение, однако, зависит в основном от особенностей питания, именно этим определяются наиболее значительные видоизменения у рыб. Больше всего времени и сил рыбы тратят на поиски корма, а именно: характер пищи приводит к развитию соответствующих зубов и других оригинальных по форме приспособлений. Несмотря на это рыбы обитают в соленых водах. Это хищники: акулы, скаты. Об одном из них расскажет ученица.

Акулы почти исключительно живут в морях и океанах, и только несколько видов этой группы встречается в низовьях больших рек тропического и субтропического пояса. Все они проворные и прожорливые хищники. Гигантская акула - живет в арктических морях и достигает 12м в длину, и обитающая в Тихом океане малозубая акула, у которой длина тела доходит до 20 м. У акул длинное веретенообразное тело и сильный хвост с очень удлиненной верхней лопастью плавника ( как у осетровых рыб). Голова у большинства видов выдается вперед в виде заостренного рыла (значение?), а широкий рот расположен на нижней стороне в виде поперечной щели ( поперечноротые рыбы). В пасти хищника сидят в несколько рядов острые кусающие зубы. Жаберных крышек у акулы нет, а потому по бокам, позади головы, виден снаружи ряд щелевидных отверстий- жаберные щели. Кожа акул усеяна особыми чешуями в виде мелких твердых, похожих на кость зерен (иногда с шипами или зубцами), которые делают ее шероховатой (шагреневая кожа).

Посмотрите фрагмент видеозаписи.

Коме акул, в сюжете какую рыбу вы увидели? Какие способы защиты она

использует? Какие видоизменения есть у акул и чем они вызваны?

А о скатах нам расскажет ученик. Скаты. У них, как и у акул, имеется хрящевой скелет, поперечный рот находится на нижней стороне головы и жаберные щели не прикрыты крышкой; однако общий облик и образ жизни у скатов совершенно иной. Тело у них плоское, сплюснутое сверху вниз и имеющее форму то ромбического, то округлого щита. Плоское тело скатов хорошо приспособлено к жизни на дне моря, где они либо лежат, выслеживая добычу, либо даже наполовину зарываются в песок. У некоторых видов скатов есть очень своеобразные орудия защиты и нападения, восполняющие недостаток проворства. Иной способ защиты выработался у электрических скатов, обитающих в теплых водах Атлантического, Индийского и Тихого океанов: часть мышц, расположенных под кожей по бокам тела, преобразовалась у них в парный электрический орган, способный давать разряды силой до 70-80в.



Камбала. Кто в первый раз увидит камбалу, едва ли сразу правильно определит, где у нее спина и где брюхо. Он увидит рыбу с сильно приплюснутым телом, плоскую, точно лепешка. Сторона тела, которая обращена кверху, когда рыба лежит на дне, окрашена в темный цвет; противоположная сторона у камбалы беловатого цвета.

Такой характер окраски нам уже знаком: мы можем его видеть и других рыб, которые держатся на дне водоемов. У камбалы оба глаза находятся на одной стороне плоского тела - на той, которая противоположна дну водоема .

Педагог: Форма тела рыб настолько разнообразна, что невозможно дать ей общую характеристику. Когда мы произносим слово “птица” и “зверь”, то сразу же представляем себе в первом случае животное с крыльями, во втором с четырьмя ногами. А про рыбу можно только сказать, что она живет в воде, форма же тела ее изумительно разнообразна. Таков закон водной среды: хочешь жить в воде - научись плавать. Легче плавать, когда тело имеет продолговатую форму. В пресноводных водах рыбы тоже живут. Каких вы знаете? (Щука, карп, сом, судак и др.) Я вам предлагаю посмотреть видеосюжет о пресноводных рыбах. Прочитайте вопрос.

-Какую форму тела имеют рыбы?

Просмотр видеосюжета.

-Итак, ответьте на вопрос. Какую форму тела имеют рыбы?

-Как вы думаете, почему она такая.?

- Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о ком идет речь.

Ответы детей: ( Щука).

Послушаем рассказ ученика о щуке

Наша обыкновенная щука -самый страшный хищник европейских озер, “ акула внутренних вод”.Род, представителем которого она служит, отличается полной зубной системой и мелкими, крепко сидящими чешуйками; добавочные жабры невидимы, брюшные плавники прикреплены на середине брюха, спинной и заднепроходной на конце тела, недалеко от очень большого, несколько вырезанного посредине хвостового плавника. Кроме того, особенно характерны для щуки приплюснутая голова и широкая морда с большим разрезом рта. По цвету и рисунку эта рыба чрезвычайно варьирует, но вообще можно сказать, что спина черноватая, более или менее одноцветная, бока серые, разрисованы мраморными или поперечными пятнами, а брюхо белое, усажено черными крапинками. Грудные и брюшные плавники красноватые, спинной и заднепроходный буроватые; хвостовой плавник имеет обыкновенно на верхнем крае черные пятна. Длинной щука не уступает ни одной из лососевых рыб, хотя щука может достигать 2м, вес 35 кг, хотя щук длиной в 1,3м и весом в 25 кг должно считать редким явлением. .

Зеркальный карп покрыт крупными чешуями. Карпы водятся по всей Европе, также в бассейне Каспийского моря, как в пресноводных, так и в соленых бассейнах; в Сибири он населяет в громадном количестве Обский бассейн. Обыкновенны рыбы держатся в илистых, неглубоких, густо поросших водяными растениями прудах и озерах; мест со светлой водой и быстрым течением карпы избегают. Питаются они водными насекомыми и червями, за которыми охотятся в зарослях, поедают также разного рода растительные вещества, охотно едят гниющие части водных растений, гнилые плоды, печеный хлеб, вареный картофель и. т.п.


Ловят карпов неводами, сетями, удочками. Главнейшими врагами карпов являются выдры, водяные крысы, водяные землеройки, чайки, цапли, аисты. В пруды, где содержатся карпы, хозяева бросают одну или несколько щук для того, чтобы ленивые карпы оживились, и принуждают их к деятельности этими опасными хищниками.

Педагог: Смотрите какое большое количество рыб. Каким образом человек использует рыбные богатства? К сожалению человек не всегда обдумано поступает с богатствами природы. Вылавливает рыбу во время нереста, ведет промысел черной и красной икры. Причинами сокращения численности вылова является загрязнение нерестовых рек промышленными отходами и продуктами лесосплава. В красную книгу России занесены: Кумжа, Европейский хариус, Атлантическая финта, Морская минога, Сом Солдатова, Сибирский осетр, Западно- Сибирский и Байкальский. А у нас в регионе Хариус.

Итог: Сегодня мы с вами познакомились с приспособленностью рыб к водному образу жизни и их внешним строении. До свидания. Спасибо за работу.




Да