интегрированный урок
- Продолжить знакомство учащихся с художественными достоинствами картин ведущих художников России;
- развитие логического мышления и письменной речи;
- воспитание чувства прекрасного, внимательного отношения к окружающему миру.
1953 Автопортрет Константина Юона.
1912 Автопортрет Константина Юона.
Прови́нция — территориальная, часто административная, единица в пределах страны (государства).
Холодные тона
Теплые тона
Ахромотические тона
Колорит -(итальянское colorito, от латинского color — цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.
- Палитра - доска, на которой художник смешивает краски разных цветов. Если на полотне художник использует много цветов и оттенков, то говорят «богатая палитра».
- Гармония (от греческого) - согласованность частей и элементов художественного произведения.
- Мазок - след кисти художника на поверхности красочного слоя. (Легкие мазки, широкие, свободные мазки, связаны с манерой художника.)
- Модель - любые предметы или существа, послужившие художнику в качестве натуры.
- Натура (от латинского) - это человек, предметы, местность, которые художник непосредственно наблюдает при изображении.
- Эскиз - подготовительный набросок для более крупной работы в живописи.
- Пейзаж - общий вид какой-либо местности, картина природы. Картина изображающая природу.
- Картина - произведение живописи в красках на куске холста.
- Колорит - сочетание красок, цветов, создающее определенное единство картины.
- Тон - оттенок какого-либо цвета.
Художники, поэты и музыканты всегда стремились выразить переполняющие их чувства любви к природе в стихах и песнях, в картинах.
Особенность пейзажной живописи, отличающая ее от портретной, жанровой и интерьерной живописи, заключается в том, что художнику приходится здесь иметь дело с большими пространствами, идущими вширь и вглубь. При этом предметы и люди, по мере своего удаления в глубь пространства, постепенно как бы поглощаются воздушной средой, изменяясь в цвете, плотности и величине. Между красками близкого, первого, плана и дальнего плана пейзажа всегда большая разница.
Когда в ясный, синий солнечный день мы наблюдаем лесные дали, то замечаем, что самые далекие леса у горизонта принимают на себя окраску неба, становясь голубыми или синими, между тем как близкие деревья, кусты и леса остаются зелеными. Таким образом, воздушная перспектива в пейзажной живописи играет большую роль.
Еще большую роль в пейзаже играет свет, способный преображать любую местность в одно мгновение до полной неузнаваемости, способный превращать самые обыденные куски природы в фантастические зрелища. Передача в картине света и воздушного состояния природы является главной заботой художника пейзажной живописи.
Большое значение в пейзажной живописи имеют те чувства, настроения и мысли, с которыми художник приступает к картине.
Именно пейзажная живопись дает возможность наблюдать чародействия света, способного к мгновенному превращению любой, самой обыденной и прозаической картины в сложную и красочную симфонию.
(К. Ф. Юон. О пейзажной живописи.)
- 1 ) Небо на заднем плане холста ...
- 2) Любуясь картиной К. Ф. Юона «Мартовское солнце» ...
- 3) Высокие деревья составляют ….. план холста .
- 4) Умело художник передал ...
- 5) В картине главное не цветовая гамма ...
- 6) Художник предлагает нам испытать чувства ...
- 1) Природа спит. Во всем чувствуется приближение весны.
- 2) На картине запечатлен скромный уголок. Он все равно милый.
- 3) Над деревьями нависает небо. Оно цвета снега.
- 4) Воздух прозрачный. Вокруг далеко видно.
- 5) Зима отвьюжила. Мартовское солнце освещает окрестности.
Слова для справок:
крепкая, каменная, тихая, снежная, молодая, вьюжная, лютая, сытая, теплая, длинная, старая, долгая, голубая, ясная, старинная, спокойная, чернеющая, небогатые, ухоженная, рыхлый, крепкий, ноздреватый, серый.
- I . Вступление.
- 1. Что изображено на картине.
- II . Основная часть. Передний план:
- 1. Люди и лошади.
- 2. Снег.
- Средний план:
- 1. Избы.
- 2. Деревья.
- Задний план: Небо.
- III . Заключение.
- Какие чувства вызывает картина.
IV вариант
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле.
Где, шествуя, сыплет цветами весна!
А. Н. Майков
V вариант
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ф. И. Тютчев
I вариант
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
И. Бунин
II вариант
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
А. С. Пушкин
III вариант
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет,
И пуще лишь шумит...
Ф. И. Тютчев