Новая история. 8 класс
В поисках путей модернизации
Михайлова Надежда Михайловна
План темы
1. Деформация средневековых сословий.
2.Развитие национальных идей.
3. Национальные государства.
4. Просвещённый абсолютизм.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Вспомним
Король
- Что такое сословия?
- Что такое привилегированные сословия?
- Что такое непривилегированные сословия?
1 сословие
Духовенство
Те, кто молятся
2 сословие
Рыцарство
Те, кто воюют
3 сословие
Крестьянство
Те, кто работают
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Деформация европейских сословий
Третье сословие
Дворянство
Духовенство
Буржуазия — богатеет и растёт численно (около 15% населения Франции, 10—11% в Англии и итальянских государствах)
Сохраняет свои позиции
в государстве (военная
служба, государственные
должности и пр.)
Разорённые крестьяне работают по найму в сёлах или становятся слугами в городах
Беднеет, иногда теряет
налоговые привилегии,
начинает заниматься
предпринимательством
Растёт численность городских низов (15—25% населения
крупных европейских городов)
Какой вывод можно сделать на основе схемы?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Деформация европейских сословий
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Деформация европейских сословий
Сословие
В Средневековом обществе
Духовенство
В Новое время
Те, кто молятся.
Не платили налоги
Дворянство
Те, кто молятся.
Не платили налоги
Те, кто воюет.
Не платили налоги. Занимали ключевые посты в государстве, заседали в парламентах, принимали законы.
Третье сословие
Разрушился сеньориальный порядок.
Утратили налоговые привилегии.
Дворяне получили право заниматься предпринимательством.
Те, кто работает. Платили налоги: крестьяне, ремесленники, купцы и торговцы.
Высший слой – буржуазия, не занимались физическим трудом.
Наемные работники.
Плебс – безработные, калеки, сироты, поденные работники.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Деформация европейских сословий
Аббат Э. Ж. Сийес
«Что такое Третье сословие?»
Стр. 45
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Развитие национальных идей
Для многих европейских государств одной из важных проблем было отсутствие внутреннего единства.
В XVIII веке появляется мощный объединяющий фактор – национальное самосознание .
В ряде стран формируются нации.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Развитие национальных идей
Нация
– это историческая общность людей, объединённая общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем, экономическими связями.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Национальные государства
Нация в едином государстве
п. 1, стр. 37-38
Французская
Английская
Нация на раздробленной территории
Германская
Итальянская
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Развитие национальных идей
Нации
Национальные идеи
Английская
Французская
Итальянская
Германская
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Национальные государства
- Чем национальное государство отличается от существовавшего до него?
п. 3, стр. 41- 42
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Признаки национального государства
3. Национальные государства
- Четкие границы.
- Рационально организованная власть.
- Унификация (единообразие во всем).
- Государственная власть выше церковной. Менее зависимы от церкви.
- Взаимоотношения подданных с государством.
- В основе развития культуры национальный язык, а не латынь, т.е. говорят и пишут на национальных языках
- Что даёт монарху право управлять подданными?
- Где граница этого права?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Просвещенный абсолютизм
Налоговая
система
Общий аппарат
управления
Профессиональная
армия
Абсолютизм
Единое
законодательство
Единая система
мер и весов
Единое
административное
устройство
Государственная
церковь
Единая
экономическая
политика
Абсолютизм - форма правления государством,
при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху и передается по наследству.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Идеологическая основа Просвещенного абсолютизма
Христианское вероучение о божественной природе монархии
Д’Аламбер
Дидро
Руссо
Вольтер
Монтескье
Монархия, во главе которой находится
просвещенный правитель («философ на троне»),
лучше самой демократической республики.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Просвещенный абсолютизм
- политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы, сочетавшая принципы абсолютной монархии с некоторыми идеями французских просветителей, направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.
Просвещенный абсолютизм
- это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества .
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Просвещенный абсолютизм
Власть неограниченного монарха
Разработает идеальную систему законов
Монарх должен быть
просвещённый ,
«философ на троне»
Секуляризация – это передача в государственное управление монастырских и церковных земель
Помощь в управлении государством просвещенному монарху должны оказывать дворяне .
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Просвещенный абсолютизм
- Власть монарха от народа (у монарха есть не только права, но и обязанности)
- Отказ от религиозной основы власти монарха
- Проведение реформ
- Отмена пыток
- Более независимая судебная власть
- Улучшение законодательства
- Просвещение народа
- Веротерпимость
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Просвещенный абсолютизм
Пределы Просвещенной монархии
- Сохранялась абсолютная власть монарха
- Сеньориальный строй
- Сохранение сословий
- Значительное влияние церкви
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Просвещенный абсолютизм
Екатерина II
Фридрих II
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Просвещенный абсолютизм
Фрагмент текста императора Леопольда II «Изложение политических принципов» (1790) стр. 46.
- Что сохраняется и что изменяется в системе абсолютной монархии при переходе к Просвещённому абсолютизму?
- Как Леопольд II в новых условиях видел права и обязанности государя?
- Какие идеи эпохи Просвещения вы видите в словах императора?
Леопольд II император Священной Римской империи
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
ВЫВОДЫ
В XVIII веке продолжает складывание наций и национальных государств. Стремясь провести модернизацию, их правители соединяют идеи Просвещения и абсолютизм, отказываясь от некоторых устаревших традиций и проводя реформы.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§ 3.
Выучить новые слова.
Вопросы и задания на стр. 45 устно.
Таблица «Национальные идеи»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Национальные идеи
Государство
Главные идеи (факторы) становления нации
Англия
Столетняя война, становление англиканской церкви, вера в то, что англичане избранный богом народ. Прославляли свои язык и культуру, научные достижения и успехи в торговле.
Франция
Столетняя война, патриотизм , подчинение своему государю, нести свет Просвещения остальным народам . Нация – это свободный народ, который сам должен устанавливать законы в своей стране.
Италия
Раздробленное государство, наследники Древнего Рима, гордились культурным наследием , надеялись на объединение вокруг Рима.
Германия
Раздробленное государство, не имеющее единого исторического центра, но имеющие общих предков – древних германцев. Сформировалась мысль превосходстве немецкого языка. Моральные качества: простота, чистота, верность, мужественность.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»