Тема: Влияние гаджетов на здоровье младших школьников.
Цель: Расширение и углубление знаний родителей о проблемах взаимодействия детей с современными гаджетами.
Задачи:
1. Побудить родителей к размышлению о влиянии гаджетов на развитие школьников..
2. Провести анкету среди родителей и проанализировать результаты.
3. Совместно с родителями выявить проблемы взаимодействия детей с современными гаджетами.
Форма проведения: дебаты / дискуссия
Участники собрания: классный руководитель, родители учащихся класса.
Форма проведения: семинар-практикум.
Подготовительная работа:
Изучение психолого-педагогической литературы.
Подготовка педагогических ситуаций.
Подготовка мультимедийной презентации.
Приглашение родителей на собрание.
Разработка информационного буклета
Ход собрания
I. Вступительная часть.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Прежде чем обозначить тему нашей встречи, я предлагаю вам ответить на вопрос: Что такое гаджет?(СЛАЙД)
Гаджет (в переводе с английского языка) - приспособление, устройство, техническая новинка, выполняющая ограниченный круг задач. Гаджеты – это смарт-телефоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты, и другие электронные устройства. Они слышат, видят, поют, рассказывают и делают кучу разных мелочей.
- Прежде чем мы продолжим, предлагаю вам пройти небольшой тест. У вас на столах лежат бланки. Возьмите их. Вам нужно выбрать вариант ответа. Каждому варианту соответствует своё количество баллов. После выбора подсчитайте общее количество баллов. На эту работу я даю вам 1 минуту.
"Определение компьютерной зависимости у младших школьников"
Уважаемые родители! Для установления наличия зависимости от компьютерных игр и Интернета у ваших детей предлагаем вам ответить на серию вопросов.
1. Как часто ваш ребенок играет за компьютером?
а) каждый день - 3 балла;
б) через день - 2 балла;
в) когда нечем заняться - 1 балл.
2. Сколько времени он тратит на компьютерные игры ежедневно?
а) 2-3 ч и больше - 3 балла;
б) час или 2 ч - 2 балла;
в) час максимум - 1 балл.
3. Кто выключает компьютер ребенка?
а) вы - 3 балла;
б) иногда вы, иногда ребенок - 2 балла;
в) ребенок самостоятельно - 1 балл.
4. Когда у вашего ребенка появляется свободное от учебы время, он...
а) сидит за компьютером - 3 балла;
б) иногда может и сесть за компьютер - 2 балла;
в) гуляет на улице или занимается домашними делами - 1 балл.
5. Прогуливал ли ваш ребенок учебу или другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть за компьютером?
а) да, прогуливал - 3 балла;
б) было пару раз, но не очень важное событие - 2 балла;
в) нет - 1 балл.
6. Делится ли ребенок впечатлениями о какой-либо компьютерной игре с вами?
а) да, постоянно - 3 балла;
б) иногда рассказывает - 2 балла;
в) редко, почти никогда - 1 балл.
7. Какую роль в жизни ребенка играет компьютер?
а) это для него все или почти все - 3 балла;
б) значит много, но есть много других вещей, которые для него важны не меньше - 2 балла;
в) ребенок особенно не интересуется компьютером - 1 балл.
- Как вы думаете, какая современная актуальная проблема поднимается в этом тесте?
- Как вы думаете, почему уже в начальной школе мы можем вести речь о проблеме использования различных гаджетов? (много времени проводят за гаджетами, просматривают различные видеоролики)
- Да, несомненно, есть вероятность, что возникнет зависимость ребенка от компьютера.
- Как вы думаете чему будет посвящено сегодняшнее собрание?
- Тема сегодняшнего собрания «Влияние гаджетов на здоровье младших школьников»
- Давайте постараемся определить круг вопросов, о чем нам нужно сегодня поговорить, что узнать, чтобы разобраться в этой теме?(родители высказывают свои варианты) (СЛАЙД)
ЗАДАЧИ: перефразируй
1. Рассмотреть многообразие гаджетов, доступных младшему школьнику.
2. Выявить их положительное и отрицательное влияние на здоровье и развитие младшего школьника.
3. Определить направления родительского контроля при использовании детьми гаджетов.
- Сегодня мы также с Вами поговорим о том, какими гаджетами пользуются ваши дети, выявим проблемы взаимодействия детей с современными гаджетами и их влияние на здоровье младших школьников.
II. Основная часть
- Уважаемые родители! Предлагаю Вам вначале поделиться информацией. Мы будем передавать из рук в руки этот символ нашей любви к детям и делиться информацией по заданному вопросу. Ответьте на вопрос.
Вопросы:
1.Какими гаджетами пользуется ваш ребенок? – 1 парта
2.Чем является компьютер в вашей семье? – 2 парта
3.Что Вы делаете, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел(а) за компьютером”? – 3 парта
( Родители отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу, разрабатывают рекомендации)
А как считаете вы: можно ли и нужно ли школьнику общаться с гаджетами?
Для этого устроим « компьютерный ринг». Я разделю вас на 2 команды «Защитники гаджетов» - «Противники гаджетов». Те, кто вытащит жетоны с + - вы защитники гаджетов, у кого – те противники.
- Сейчас, я попрошу вас поработать в группе и сформулировать достоинства или недостатки гаджетов, в зависимости от выполняемой вами роли. В помощь вам будут информационные листы, благодаря которым вы можете дать краткое пояснение, но не читать. Несомненно, приветствуется использование своего личного опыта и позиции в соответствии с выполняемой ролью. На работу я даю вам 1 минуту.
Вред гаджетов
Неверное стимулирование мозга
Задержка в развитии
Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития. Подвижность же улучшает внимание и способность к познанию нового. Учёные утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.
Ожирение
Телевидение и компьютерные игры — пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые злоупотребляют портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще.
Потеря сна
Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию. Учёные ставят недостаток сна наравне с недоеданием: и то и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на усвоении школьных уроков.
Психические заболевания
Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видеоиграми, интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодёжи. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и нарушению тесного эмоционального контакта с родителями.
Агрессивность
Виртуальная жестокость нередко находит своё отражение в реальной жизни, когда детям с раннего возраста закладываются уже готовые схемы поведения, а потом только остается их воплотить в реальность. Множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.
Ущерб для эмоционального развития
Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. С другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов.
Польза гаджетов
Гаджеты являются, с одной стороны, игрушкой, а с другой — средством развития. И дети развиваются в том направлении, которое им предлагают разработчики интерактивных приложений. Планшеты привлекательны, поскольку в них заложено удовлетворение потребности в игре. Яркие визуализации, выразительные образы, смена декораций, подвижность предметов, возможность взаимодействовать с героями и образными моделями увлекают ребенка и стимулируют познавательную активность. То, что закладывается внутрь (игры, обучающие программы, книги), оказывает положительное влияние на развитие мышления ребенка, развивает зрительную и образную память, слуховую память, эмоциональную сферу так же, как обычные книги и настольные игры. Ребенок школьного возраста вполне может пользоваться такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т.д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.
Для детей постарше смартфоны играют более значимую роль. Они помогают адаптироваться в обществе через социальные сети и мессенджеры. Но, опять же, взрослый должен советовать ребёнку то, что ему полезно, и будет помогать в учебе, развитии интеллекта и личностных качеств. Коммуникация через мессенджеры — это то же общение, но в другой форме. Детей нужно учить писать смс, обращаться к собеседнику в вежливой форме, учитывать статус, пол, возраст собеседника и условия той ситуации, в которой происходит общение.
Преимущества гаджетов в том, что всё в них ярко, образно, динамично, увлекательно. Часто ребенок чувствует себя непосредственно героем событий, происходящих на экране, он верит в то, что происходит, как когда-то мы верили в волшебные сказки из книг. И психологически это оправданно.
- Прошу защитников гаджетов назвать их достоинства. СЛАЙД
- Прошу противников гаджетов назвать их недостатки. СЛАЙД
- так как же поступить вам как родителям, чтобы гаджеты полезными для ребенка? Что мы можем предложить кроме планшета? Что мы можем еще сделать?
- Как телефон, компьютер может помочь ребенку в учебной деятельности?
- Родители, прежде чем дать планшет ребёнку в руки, нужно несколько раз подумать, с какой целью мы это делаем. Родители должны самостоятельно решить, с какого времени позволить ребёнку пользоваться гаджетом, зачем и как долго. Очень важно, чтобы существовало полное согласие между всеми членами семьи насчёт этих правил. Даже если вы дали гаджет ребенку в руки, общайтесь с ним! Интересуйтесь, что он смотрит, во что играет, почему ему нравится та или иная игра, что именно ему в этой игре нравится и т. д. Старайтесь подбирать и рекомендовать образовательный контент. Ну, и конечно, планшет не должен занимать все свободное время ребенка. Любому гаджету в качестве альтернативы должны предлагаться и другие виды активностей.
- Предлагаю вспомнить результаты теста, сейчас вы уже имеете представление о конкретной пользе и вреде компьютерных средств. Посмотрите интерпретацию полученных вами результатов и прочитайте соответствующие им рекомендации.
Рекомендации по результатам анализа тестирования:
1) если набрано 18-21 баллов.
Компьютерная зависимость явно выражена
1. Составьте график работы за компьютером или, лучше всего, -"режим дня" для ребенка,
где будет указано, какое количество времени он может проводить за компьютером
(оптимально до 30-60 мин в день).
2. Проводите со своим ребенком больше времени. Это могут быть, к примеру, совместные прогулки (в магазин, кинотеатр, парк).
3. Чаще приглашайте друзей ребенка к себе домой, но следите за тем, чтобы они не собирались вокруг компьютера.
4. Если ребенок ведет себя раздражительно, то не нужно с ним спорить, оскорблять.
Дети, у которых наблюдается компьютерная зависимость, очень раздражительны и агрессивны, нужно действовать постепенно и незаметно для самого ребенка.
5. Помните: здоровье вашего ребенка в ваших руках.
2) если набрано 12-17 баллов.
Ребенок не страдает компьютерной зависимостью, но расположен к ней
1. Следите за тем, чтобы ребенок не увеличивал время, проводимое за компьютером.
2. Главное - не допустить того, чтобы ребенок стал компьютеро-зависимым
2) если набрано 7-11 баллов.
Ребенок не находится в зоне риска компьютерной зависимости
Участвуйте в жизни ребенка, тогда в будущем он будет так же психологически устойчив и к другим зависимостям
III.Заключительная часть
Таким образом, электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их использование ребенку. Но надо четко контролировать время, которое ребенок будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ. Пусть на планшете ваш ребёнок займется изучением математики, русского языка или окружающего мира. Так он получит больше пользы, чем от сомнительной агрессивной игры.
- Я подготовила для вас на основе нашей беседы простую памятку «Как гаджет сделать другом?», которой вы сможете пользовать.
- Посмотрите она представлена на слайде и я вам ее раздаю.
- На этом наше собрание подошло к концу. Спасибо за внимание!
ПАМЯТКА «Вред от планшетов и смартфонов – что же делать родителям?»
1. Участвуйте в жизни ребенка: интересуйтесь, во что он играет, обсуждайте текущие вопросы, организуйте совместный активный досуг.
2. Согласуйте с ребенком лимит времени пользования компьютером, планшетом, телефоном.
3. Контролируйте сайты, на которые выходит ребенок, по возможности введите возрастной ценз.
4. Привлеките внимание ребенка к образовательным и развивающим сайтам.
5. Любите своего ребенка и помните: здоровье вашего ребенка в ваших руках!
Что такое сайт для учителя начальных классов? Это коммуникационный центр, который позволяет хранить, транслировать и преобразовывать информацию. Ну и, конечно, можно предлагать к обсуждению информацию, направленную на решение проблем образовательного характера.
Персональный сайт учителя-предметника – важнейший элемент учебно-воспитательного процесса, инструмент повышения качества образования, средство формирования информационно-коммуникативной культуры участников образовательного и воспитательного процессов. Создание персонального сайта позволит учителю презентовать свой педагогический опыт, получить навыки дистанционных форм обучения школьников, повысить уровень своей ИКТ-компетентности.