Урок литературного чтения в 1 классе.
Тема «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»
Цели и задачи:
Показать на примере литературного произведения необходимость бороться, преодолевать трудности, выдерживать жизненные испытания стойко.
Формировать умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы.
Развивать аналитические способности, предполагающие наблюдение и анализ сложившейся ситуации.
Развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение.
Ход урока.
1. Орг. момент урока. Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок. Что такое сказка? Какие бывают сказки? Откройте учебник.
- Кого вы видите на картинках? Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?
- Что же мы будем читать на уроке? Мы будем читать русские народные сказки о животных.
2. Подготовка к восприятию русской народной сказки (Прогнозирование содержания сказки). «Лиса, заяц и петух».
- Прочитайте название сказки.
- О ком будет рассказываться в этой сказке?
- Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображен на иллюстрации?
- Знакома ли она вам? Хотите её послушать?
3. Изучение нового материала. Работа с текстом.
Прослушивание аудиосказки в исполнении артистов.
- Оправдались ли наши предположения? Понравилась ли сказка?
- Назовите её персонажей.
- О ком вы узнали в названии сказки? Почему не все они вынесены в название? (Название дано по главным персонажам.)
- Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ словами из текста.
Физминутка
Перечитывание сказки учащимися.
- Как и почему произошла ссора? Как каждый из персонажей вел себя? Царила ли там справедливость? Объясните свое мнение.
Работа в парах. Какой же характер у лисы и остальных героев сказки? Поработайте в парах. На карточках записаны слова, которые помогут вам дать характеристику героям.
ЛИСА | ЗАЯЦ | ПЕТУХ | МЕДВЕДЬ | СОБАКИ | Хитрая |
Смелая | Храбрая | Добрая | Умная | Глупая | Находчивая |
Трусливая | Ленивая | Хитрый | Смелый | Храбрый | Добрый |
Умный | Злой | Отзывчивый | Трудолюбивый | Находчивый | Ленивый |
- Назовите черты характера героев.
- Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? Почему же Петух побеждает?
-Какими чертами характера людей наделены персонажи в народных сказках?
-На какие важные мысли натолкнула вас сказка?
4. Работа над сюжетом и композицией сказки.
1.Расскажите, что происходит в сказке. О чём в ней повествуется?
2.На какие части можно разделить сказку?
3.С чего начинается сказка?
4.Какое событие лежит в основе развития сюжета?
5.Кто помогает зайчику в беде? Сколько раз зайчик обращался за помощью? (Троекратное обращение в сказке имеет значение множественности.)
6.Кто смог выгнать лису? Почему?
Выразительное чтение. Обучение чтению диалога.
Учащиеся с помощью учителя отмечают границы диалога.
Зайчик — собака — лиса;
зайчик — медведь — лиса;
зайчик — петушок — лиса.
- Передайте при чтении характер каждого героя.
- Подумайте, что общего в поведении собаки и медведя. Чем отличается поведение петушка?
- Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание - во что бы то ни стало помочь зайчику.
-Чем закончилась сказка? Восторжествовала ли в ней справедливость? Чтение заключительных строк сказки.
- Можно ли зайчику дать совет: «Не падай духом!»? Подтверждается ли он в сказке?
-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?
-Чему учит нас сказка? ( «Поступай по справедливости - и победа всегда будет за тобой»)
5. Обобщение по теме урока
-Прочитайте пословицы. Какие из них подходят к нашей сказке? (На доске)
Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
Как аукнется, так и откликнется.
За правое дело стой смело.
-С каким жанром литературы работали? - Сопоставление темы урока со сказкой.
6. Рефлексия деятельности.
-Какое настроение у вас, понравилось ли вам работать?
- Что вам особенно понравилось?