«В стране Сказочных человечков».
Цели:
- проверка знания учащимися содержания прочитанных произведений (Т. Янссон «Шляпа Волшебника», Д. Толкин «Хоббит», А. Толстой «Золотой ключик», А. Милн «Винни-Пух», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Д. Родари «Приключения Чиполлино»);
- развитие образного мышления, творческих способностей, воображения, речи;
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Необходимое оборудование и материалы:
- компьютер (ноутбук), проектор, экран;
- презентация PowerPoint;
- mp3 проигрыватель;
- карточка с волшебным заклинанием;
- куклы – перчатки;
- жетоны – награды;
- фонограммы песен;
- иллюстрации к произведениям;
- выставка книг.
Ход занятия
Слайд 1.
Учитель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в необыкновенное путешествие – в прекрасную страну Сказок, Чудес и Волшебства, чтобы еще раз вспомнить тех сказочных героев, с которыми мы познакомились, и их удивительные приключения, а заодно проверить, кто из вас лучше других знает прочитанные сказки.
Мы в сказку попадем с тобой,
Не покидая парту.
Страну Чудес своей рукой
Мы нанесем на карту.
Лежит на севере страна,
А, может, на востоке?
Она красива иль страшна,
Добра или жестока?
Не можем знать мы – ты и я –
Все о стране чудесной.
Но из нее придут друзья,
И будет интересно.
Учитель. Согласны отправиться в путешествие? Но на чем же мы поедем в страну Сказок – на автомобиле, поезде или самолете? (Нет, это должно быть какое-то сказочное средство.)
Учитель. А давайте вспомним, на чем или на ком совершили необыкновенное путешествие наши герои, например, Винни-Пух за медом? (На воздушном шарике.)
Учитель. Малыш на крышу? (На Карлсоне.)
Учитель. Ну, а я предлагаю вам одно волшебное заклинание.
(Проводится упражнение для расширения поля чтения «Фотоглаз»: карточка «ПРИДИ, СКАЗКА!» демонстрируется 2-3 секунды, дети должны запомнить написанную на ней фразу.)
Учитель. Закроем глаза и хором его произнесем.
(Дети повторяют. Звучит музыка.)
Слайд 2.
Учитель. Откройте глаза. Кажется, мы на месте. Но почему ворота заперты?
(Появляются стражники – куклы.)

1 стражник. А это кто? Что это они тут расселись? Что вообще делают? Они что, не знают, что в нашу страну может войти лишь тот, кто любит и знает сказку? Неучам в ней нет места!
2 стражник. Да, мы их не можем просто так пропустить в страну Сказок, Чудес и Волшебства. Надо устроить им испытание! Пусть разгадают СКАЗОЧНЫЙ КРОССВОРД. Отгадают – молодцы, а нет – придется вернуться.
Слайд 3.
1. При встрече с этим героем все тут же начинали плакать. (Чиполлино)
2. Этот герой ради спасения друга не пожалел своего подарка. (Пятачок)
3. Герой, который очень любил домашний уют, но вынужден был сделаться отважным путешественником. (Хоббит)
4. Кто от всех болезней лечился сладостями? (Карлсон)
5. А этот человечек отлично плавает, не боится воды, но для него нет ничего опаснее, чем огонь очага. (Буратино)
6. Герой, который в самый неподходящий момент начинает читать стихи. (Пьеро)
1 стражник. Испытание вы прошли.
2 стражник. И теперь мы разрешаем вам путешествовать по нашей стране.
1 стражник. Но предупреждаем: вас ждет много препятствий.
(«Открываются» ворота.)
Слайд 4.
Учитель. Что же, отправляемся по тропинке. Ой, куда это она нас привела? Что за странная избушка? Да она же на курьих ножках! Ребята, кто в ней живет? (Баба Яга)
Учитель. Да вот и она сама.
(Появляется Баба Яга – кукла.)

Баба Яга. Какие дорогие гости ко мне сегодня пожаловали! Как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли. До чего дошло – стороной обходят, боятся, злыдней считают. А я совсем не такая! А даже очень хорошая. Вот на досуге сказочки почитываю. Хотите, расскажу? Нет, лучше отгадайте загадки, да не простые, а про героев сказочных.
Слайды 5 - 8.
Учитель. Ну что ж, ребята, попробуем отгадать загадки, приготовленные Бабой Ягой.
(Текст загадок появляется на экране. Баба Яга награждает отвечающих жетонами - мухоморами.)
Баба Яга. Ладно, так и быть, отпущу вас. Идите по этой тропинке, она вас приведет к моей сестренке Кикиморе, хозяйке болота. Она вам много интересного расскажет. Жаль такого вкусного обеда лишаться, да что поделаешь!
Слайд 9.
Учитель. Отправляемся дальше. Куда же привела нас тропинка? (К болоту.)
Учитель. Страшно идти по болоту: вода хлюпает, ноги глубоко в мох проваливаются. Где же Кикимора?
(Появляется Кикимора – кукла.)

Кикимора. Кто тут обо мне говорит? Здравствуйте. Явились – не запылились. Ну что, увязли в болоте?
Учитель. Как же нам задобрить тебя, Кикимора, чтобы ты через свое болото нас пропустила?
Кикимора. Выполните мое задание. Перед вами кочки. Но с кочки на кочку можно перейти и не провалиться, только если называть сказочные приметы. Справитесь – перейдете через мое болото.
(Сказочные приметы: вымысел, сказочные герои, предметы и события, волшебные превращения, троекратный повтор, зачин, концовка.
По щелчку на экране появляются дощечки, соединяющие кочки.
Кикимора награждает правильно ответивших жетонами - лягушками.)
Слайд 10.
Учитель. Молодцы, и с этим заданием справились. Следуем дальше. А это что за дом? Кто в нем живет?
(Появляется Хозяйка теремка – кукла.)
Хозяйка. Здравствуйте, здравствуйте, дорогие ребята! Не стесняйтесь, располагайтесь поудобнее. Давайте знакомиться. Зовут меня Мария Ивановна. Я – хозяйка этого теремка. А вы как в нашу страну попали? Небось, сказки любите? А вот это мы сейчас и проверим.
Учитель. И узнаем, насколько вы были внимательны при чтении сказок и хорошо ли помните их содержание. Ответьте на несколько вопросов.

1. Где Муми-Тролль нашел шляпу Волшебника? (На горе.)
2. Что бросил Муми-Тролль в шляпу после завтрака? (Яичные скорлупки.)
3. Во что их превратила шляпа? (В пять маленьких тучек.)
4. Как звали папу Буратино? (Карло.)
5. Куда Буратино пошел вместо школы? (В кукольный театр.)
6. Как звали хозяина кукольного театра, и какой у него был характер? (Карабас-Барабас, злой.)
7. Кто подарил Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла.)
8. На кого охотились Винни-Пух и Пятачок? (На Буку.)
9. Удалось ли им его поймать? Почему нет?
10. В какой семье и где жил Чиполлино? (В большой семье, у него было 7 братьев. Жил он в лачуге на окраине города.)
(Хозяйка теремка награждает правильно ответивших жетонами - баранками.)
Хозяйка. Молодцы! Не буду вас задерживать. Но напоследок хочу совет вам дать: чтобы из леса поскорее выбраться, назовите героев сказок, чьи голоса услышите. Счастливого вам пути!
(Звучат фонограммы песен:
Романс Черепахи Тортиллы;
Песня Карабаса-Барабаса;
Песня Дуремара;
Песенка Винни-Пуха.
Дети отгадывают голоса героев.)
Учитель. Вот и вышли мы из леса. А теперь немного отдохнем и поиграем. Повторяйте слова и движения за мной.
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро.
Пусть солнце ярче светит нам
И добрым будет утро!
Здравствуй, милый Пятачок.
Ты опять спешишь, дружок?
По тропинке пробеги,
Только под ноги смотри!
Добрый наш Иа-Иа,
Что-то грустный ты с утра –
Печально ты вздыхаешь,
Головой качаешь.
Это мудрая сова.
Только спит она с утра.
Ночью же летает,
Криком всех пугает.
Рано-рано поутру
Скачет крошка Кенгуру.
Смотрите, как он скачет:
Вправо, влево, будто мячик!
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро.
Тарам-парам, парам-тарам,
Ходите в гости по утрам!
Слайд 11.
Учитель. Продолжаем путешествие. Еще одно препятствие – горы! Как же нам через них перебраться? Не унывайте! Вопросы сказочной викторины помогут нам справиться и с этим препятствием. Угадайте, кому из героев принадлежат слова.
(Слова и изображение героев появляются на экране по щелчку.)
Слайд 12.
Учитель. Вот и горы остались позади, а впереди нас ждет дворец царский.
(Появляется Царь – кукла.)

Царь. Ой, вы, гости – господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Учитель. Ребята, поскорее вспомните, какие чудеса происходили в прочитанных нами сказках? (Яичные скорлупки превратились в тучки; Бильбо исчезал, надевая волшебное кольцо; Карлсон умел летать; куклы разговаривали.)
Царь. Обычно цари в сказках давали по три задания. Я тоже решил вам испытания устроить. Царь я или не царь!
Учитель. Определите, к каким произведениям относятся рисунки, представленные на выставке.
Учитель. А теперь попробуйте найти отрывки текста, которые соответствуют этим рисункам. (Выборочное чтение.)
Учитель. Герои произведений, которые мы прочитали, обладали множеством талантов, например, они умели и любили сочинять стихи и песенки. Определите, кто из сказочных героев автор этих стихов.
Я – цыбуля, я – чиполла,
Огородный лук.
Я на грядке кончил школу
Луковых наук.
По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполлетто,
Чиполлочьо, Чиполлотто
И, конечно, я.
(Чиполлино)
Пусть все кругом горит огнем,
А мы с тобой споем:
Ути, боссе, буссе, басе,
Биссе – и отдохнем.
Пусть тыщу булочек несут
На день рожденья к нам,
А мы с тобой устроим тут
Ути, боссе, буссе, капут,
Биссе и тарарам.
(Карлсон)
Лису Алису жалко –
Плачет по ней палка.
Кот Базилио нищий –
Вор, гнусный котище.
Дуремар, наш дурачок, -
Безобразнейший сморчок.
Карабас ты Барабас,
Не боимся очень вас…
(Пьеро)
Жирный паук
Взгромоздился на сук.
И не видит меня
Среди белого дня.
Эй, старый дурак,
Я подам тебе знак,
Паутину бросай
И меня догоняй!
(Бильбо)
(Царь награждает ответивших золотыми монетами.)
Царь. Ну, а напоследок самое трудное задание. Раз вы так любите и знаете сказки, расскажите-ка мне хотя бы одну.
(Инсценировка отрывка из сказки А. Толстого «Золотой ключик».)
Учитель. Ваше Величество, вы довольны? Теперь мы можем дальше идти?
Царь. Жаль мне с вами расставаться, да делать нечего. Вижу, люди вы знающие, ученые, да и мне понравились. До свидания, дорогие гости!
Слайд 13.
Учитель. Со всеми заданиями Царя вы справились. Но посмотрите, ждет вас еще одно, последнее на нашем пути, испытание – Огненная река.
Когда нашим героям было трудно, всегда им на помощь приходили друзья. И мы с вами сможем перебраться через Огненную реку, если вспомним, кто из литературных персонажей были друзьями:
Малыша. (Карлсон)
Муми-Тролля. (Снусмумрик, Снифф, Фрекен Снорк)
Винни-Пуха. (Пятачок, Иа-Иа, Кролик, Кристофер Робин)
Учитель. Вот и Огненная река позади осталась. Заканчивается и наше путешествие по стране Сказок, Чудес и Волшебства. Но зато теперь вы сможете продолжить его самостоятельно, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть любую из этих книг, и в путь!
(Обзор книг на выставке.)
Учитель. Молодцы! Вы все славно потрудились. А кто у нас сегодня был лучшим? Пересчитайте, пожалуйста, свои награды.
(Награждение лучших знатоков сказок.)
Учитель. Чему же учат нас прочитанные сказки? (Мужеству в преодолении невзгод, делать добро другим, помогать друзьям, радоваться жизни.)
Слайд 14.
Учитель. В добрый путь! – хочется сказать мне вам. До новых встреч в стране Сказок, Чудес и Волшебства.
Использованные источники информации:
- Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Сухин И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. - М.: Издательство АСТ, 1992;
- Сухин И.Г. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса, увлекательные сериалы и ещё много интересного. - М.: Новая школа, 1994;
- http://allday.ru/
- http://webmacter.org/index.php
- http://forumbesedka.spybb.ru/viewtopic.php?id=974&p=5
- http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=90190&st=50
- http://malahitovaya.ru/forum/index.php
- http://solnushki.ru/
- http://www.lenagold.ru/